14 марта 2011, 02:50

Серебро Устюгова и чаша позора

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Ханты-Мансийска

В субботу наши мужчины вышли на дистанцию масс-старта впятером. И сразу же фактически лишись одного своего участника: Максим Чудов на первой стрельбе заработал четыре штрафных круга. Следящие за биатлоном люди, а других в России становится все меньше, уже знают: накануне Чудов, не попавший в пятничный эстафетный состав, выступил в своем блоге с памфлетом о недоверии к нему тренеров. После четырех его промахов это обернулось, полагаю, симфонией злорадства. Куда тебе, паря, в эстафету с твоей берданкой?!

Скажу парадоксальную вещь: я на стороне Чудова. Хорош бы он был, если бы, находясь в сборной, не мечтал попасть в эстафету и не расстраивался из-за обратного. Умением держать в себе грусть обладает меньшая часть человечества, так что и тут за ним не криминал. Правда, Чудова давно должны были вести по сезону в соответствии с его результатами. Пробовать на иных турнирах, например. Обычно это отрезвляет, заставляет работать и лишает ненужных иллюзий.

Но иллюзии у Максима были. И было желание себя проявить. Не думаю, что произошло что-то страшное. Когда Чудов не попал на второй "лежке" трижды, ситуация скорее перетекла в юмористическую. А уж когда выяснилось, что в первом случае он намотал пять штрафных кругов вместо четырех (болельщики выявили по видеозаписи, ибо никто более круги Чудова не считал), мы все тут немного похохотали. Да и сам Макс, скорее всего, к концу дистанции стал относиться к жизни философски. Бывают, черт возьми, моменты, от которых потом хочется оттолкнуться и махнуть в светлое будущее.

Остальная гонка запомнится прежде всего соперничеством Свендсена и Устюгова на последнем круге. Шансов у Жени было не много, а у Эмиля-Хегле - полная кошелка. Он свои использовал. Затем отметил по-норвежски окончание чемпионата. А вчера днем появился на женской эстафете: в очках, в капюшоне и джинсах, желтоватый лицом и, показалось, слегка подрагивающий. Наш человек. И Устюгов неплох.

В женском масс-старте мы докатились до трех участниц, и славы это нам не принесло. Отмечу деталь: два раза на дистанции упала Богалий-Титовец и столько же - Домрачева. Анна финишировала в третьем десятке, Дарья - второй.

Женская эстафета окончательно накрыла нас чем-то медным и блестящим. Сложно придумать нечто более кошмарное. Особенно с учетом долгих выборов состава, предпочтения ни разу не бегавшей стартовый этап Юрловой, контрольной гонки между Слепцовой и Гусевой, похожей больше на издевательство, чем на здравый смысл, штрафных кругов и отставки Анатолия Хованцева.

Свою чашу позора и сборная, и мы испили до дна. А я предоставляю слово свежеотставленному.

Анатолий ХОВАНЦЕВ, бывший старший тренер сборной России:

- Вас, говорят, уволили?

- Ну, узнал вот от пресс-атташе.

- Вы были на трассе?

- Да.

- И пока оттуда не вернулись, вам никто не говорил?

- Нет.

- Это нормально?

- Может быть, так в других видах спорта делается? Без всякого анализа. Нам ставили задачи, мы их выполняли. Привлекали молодежь, которая в итоге не попала сюда. А тем составом, который приехал на чемпионат, мы уступаем.

- Что получилось, а что нет в работе со сборной?

- Появились Денисова и Глазырина на перспективу. Юрлова пробилась наверх с тридцатых - сороковых мест, завоевала право бежать в эстафете. Да, не получилось, но где шведки, норвежки те же самые?

- Михаил Прохоров сказал, что ставилась стратегическая задача резко нарастить скорость.

- Нарастить - это один момент. А другой - у кого ее наращивать? У нас только две спортсменки, способные бороться за личные медали, - Зайцева и Слепцова. Но Свету повезли на этапы в Америку, хотя я был категорически против. Ей требовался базовый сбор.

- Как получилось, что прошел целый сезон, а стартер женской эстафеты бежит свой этап впервые в жизни?

- Слепцова объективно не могла, Богалий тяжеловата была. Рассматривалась Гусева, более перспективная с моей точки зрения. Но решал не только я.

- Часто в течение сезона решали не только вы или, скажем, за вас?

- Зачастую не только по составу, но и то, кому куда ехать, а также кому как готовиться, решалось приказом сверху. Это было. Не буду глубже тему вскрывать. А то получится, что пытаюсь отмыться.

В ЖЕНСКОЙ ЭСТАФЕТЕ - АБСОЛЮТНЫЙ "РЕКОРД"

 Результаты сборной России в женских эстафетах на чемпионатах мира

Год

Место проведения

Место

Отставание/Стрельба

1993

Боровец Болгария

3-е

+50,3/1

1995

Антерсельва Италия

6-е

+3.30,9/2

1996

Рупольдинг Германия

5-е

+3.10,9/1

1997

Осрбли Словакия

3-е

+1.32,8/-

1999

Контиолахти Финляндия

2-е

+38,3/3

2000

Холменколлен Норвегия

1-е

-/1+14

2001

Поклюка Словения

1-е

-/1+13

2003

Ханты-Мансийск Россия

1-е

-/1+11

2004

Оберхоф Германия

2-е

+1.08,2/0+9

2005

Хохфильцен Австрия

1-е

-/0+7

2007

Антерсельва Италия

7-е

+2.09,9/2+10

2008

Остерсунд Швеция

4-е

+1.39,4/0+8

2009

Пьонгчанг Корея

1-е

-/0+9

2011

Ханты-Мансийск Россия

9-е

+4.33,2/6+12

До ЧМ-2003 женская эстафета состояла из 4-х этапов по 7,5 км.

До ЧМ-2000 фиксировались только штрафные круги.

Евгений Устюгов: "Думал, что остался без медали"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Ханты-Мансийска

Российский обладатель серебряной медали в масс-старте ответил на вопросы специального корреспондента "СЭ".

- Какой из двух подиумов этого чемпионата для вас важнее?

- Эстафетный. На него работала вся команда, мы боролись за Россию. А личное серебро ценно тем, что добыто в последней мужской гонке мирового первенства.

- Как вы себя в ней чувствовали?

- Уже на первом круге понял, что состояние приличное. Не такое, как раньше, когда чередовал плохой старт с хорошим. Подумал, что, если справлюсь со стрельбой, могу попасть в медали.

- Вы действительно не знали на последнем круге, на каком месте идете?

- Упустил из виду двух спортсменов. А тренеры были уверены, что я знаю о своем лидерстве, и просто говорили мне секунды отставания соперников.

- Были уверены, что бьетесь со Свендсеном за бронзу?

- Точно. Когда он меня обогнал, я решил, что остался без медалей. Понял, что второй, только на стадионе.

- Можно сказать, что к концу чемпионата вы "разбегались"?

- Рад, что сломал эту синусоиду: день идет, день не идет. Наверное, потому, что накануне в эстафете как следует поработал, нагрузил мышцы и легкие.

- Шансы у вас были против Свендсена?

- Небольшие. Он сильный финишер, я знал, что будет работать в последний подъем.

- А Хофера побаивались? Были в курсе, что он за вами идет?

- Догадывался. Итальянские тренеры кричали, да и наши говорили. Но знал и другое: если пойду за Свендсеном, он не позволит Хоферу нас догнать.

- На сколько процентов вы выступили на этом чемпионате?

- Команда - процентов на 80. А про себя лично скажу так: для проходного сезона отработал очень хорошо.

- Каким, по-вашему, был этот сезон?

- Нормальным, экспериментальным. И довольно хорошо для меня заканчивающимся. С олимпийским его сравнивать тяжело. К тому готовились три года, выплеснули все эмоции. Сейчас надо заново накапливать. А этот сезон - проходной, каких-то особых задач не ставили. Допустили ряд ошибок, будем искоренять. Получили опыт.

- Что за ошибки?

- До конца сезона рано раскрывать карты.

- Что дальше?

- В понедельник вылетаем в Норвегию, на этап Кубка мира.

- Михаил Прохоров не встречался с командой?

- Я его только на тренерской бирже видел во время гонки.

Ольга Зайцева: "Нет желания работать в такой команде"

Вчера лидер женской сборной России объявила о завершении карьеры и рассказала о мотивах своего решения корреспонденту "СЭ"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Ханты-Мансийска

Страна узнала об этом по телевизору. Прозвучали слова: "Я ухожу", и еще несколько фраз - эмоциональных, жестких. Потом Зайцева долго складывала в чехлы лыжи возле вакс-кабины, раздавала болельщикам автограф-карты. Возможно, поэтому никакой жесткости во время нашего разговора я от нее не услышал. Только спокойные, рассудительные мысли.

- Не знаю, поздравлять вас или сочувствовать. Давно приняли решение?

- Желание уйти появилось сразу после Олимпиады и созревало весь сезон. Работала из-за чемпионата мира, настраивалась на хорошее выступление. И все к этому в принципе шло. Но не повезло - заболела. Первую гонку бежала в предболезненном состоянии, на спринте немного до пьедестала не дотянула, в преследовании уже точно больная была. Форму к Хантам набрала неплохую, и если бы не проблемы со здоровьем, уверена, все было бы хорошо.

- Почему вы решили уйти? Проблемы с мотивацией, появились другие интересы в жизни, накопилась усталость?

- Насчет мотивации не знаю, а психологически стало тяжеловато. Вроде соберешься, вроде готова. А потом бац, - и груз какой-то ощущается. Может, это после Олимпиады такой эффект. Или три года стартов на высоком уровне сказались.

- В вашем решении больше усталости или стремления быть ближе к семье?

- Семья главнее. Я посчитала, сколько исполнится сыну в год перед сочинской Олимпиадой. Ему в школу надо будет идти, а я не смогу его туда привести. И мне стало страшно. Я хочу расти с ним, это самое первое и самое главное.

- Ольга Медведцева тоже уходила. Но потом вернулась и выиграла олимпийское золото. Возможен такой вариант?

- Не хотелось бы возвращаться.

- Правда, что в последние несколько лет вы чувствуете постоянное давление?

- Нет, давление только в этом сезоне появилось. Наисильнейшее.

- Откуда оно шло?

- В каком смысле?

- От болельщиков, от результатов, от руководства?

- Не от болельщиков - их понять можно. От руководства. Болельщики тоже давят, им результат нужен, медали. Но это не то давление. Кроме того, есть болельщики понимающие, а есть не очень. Первые, думаю, будут на моей стороне, вторые станут осуждать. Так всегда бывает.

- Чем займетесь теперь - в "обычной" жизни?

- Подумаю. Может, в других сферах себя попробую.

- Биатлона в жизни не останется?

- Хотелось бы быть рядом с биатлоном, как любому спортсмену. Домохозяйничать сразу тоже вряд ли получится. Надо теперь карьеру какую-то делать.

- Какую именно?

- Не знаю пока.

- Муж за ваше решение?

- Он поддержал бы меня в любом случае.

- А родители?

- Для них, думаю, это неожиданность. Хотя разговор с сестрой Оксаной у меня был. Домашние не поверили, наверное, тому, что я сегодня сказала. А мама с папой рады, мне кажется. Они мне говорили: пора заканчивать.

- Как вы отреагировали на столь внезапное и резкое по форме увольнение тренера Анатолия Хованцева?

- Мне стало неприятно. Очень. Так некрасиво поступать. Еще ни сезон не закончился, ни чемпионат мира. Даже эстафета на тот момент не закончилась! И люди узнали об этом в прямом эфире. Желания работать в такой команде у меня просто нет.

- Вы полностью реализовали себя как спортсмен?

- На данный момент мне больше ничего не хочется. Ребенка? Ну вот еще одного ребенка - это святое. Посмотрим, как Боженька решит.