10 декабря 2011, 00:08
Лет пять тому назад у этой немочки появился первый персональный фан-клуб. Произошло это в России — так считает сама Нойнер. С тех пор количество фанатов 24-летней Магдалены росло в геометрической прогрессии. Сегодня они есть, уверен, в Южном полушарии, на обоих полюсах и в экваториальных водах. Про ее родной Вальгау и говорить нечего: из 1400 жителей этой баварской коммуны в фан-клубе своей землячки состоит ровно половина.
Столь бурное размножение нойнеропоклонников, однако, вызывает ряд вопросов. Во-первых, непонятно, как они делят ее между собой. Коллективная любовь — абсолютная химера, каждому обожателю присуще носить в сердце свою эксклюзивную Нойнер, Спирс, Кидман, Чапмен и так далее. Но из-за поп-, рок- и прочих звезд фанаты иногда дерутся, а немецкий биатлонный цветок умудряются любить сообща.
Во-вторых, индивидуальный фанатский позитив вовсе не отменяет коллективной ненависти к тем, кто замыслит посягнуть на святость иконы. Чаще всего в этой роли выступаем мы, журналисты, путающие какие-то детали звездной биографии, которые давно обглоданы на фанатских форумах, или упоминающие объект обожания без должного пиетета.
Приняв во внимание столь серьезные аргументы, автор не стал влезать в шкуру летописца и претендовать на информационную полноту своих заметок. Пусть они будут не о фактах, а о чувствах. Не о самой Лене, а о ее феномене. Не об успехах Нойнер, а о том, за что ее любят.
***
В Youtube выложен ролик про 13-летнюю Магдалену. Тоненькая девочка с зубными брекетами идет по лыжне, стреляет по совсем близким детским мишеням, дает телеинтервью. Антураж и сама съемка почти любительские, но спокойствие, дружелюбие, мордашка, улыбка уже "наши", не спутаешь. Тот, кто снимал, догадывался: из этой нимфетки вырастет большая спортсменка.
Родители привели Лену в лыжную школу в 6 лет. В 9 она впервые попробовала стрелять и моментально переключилась на биатлон — так ей понравилось. Представьте, сколько она набегала и настреляла в самую продуктивную для физиологического и психологического роста пору. Талант? О, да! Но и объемы, и тонкая доводка умными тренерами, и дикое трудолюбие, и ранний старт. Мартина Бек, скажем, начала заниматься биатлоном в четырнадцать. Это значит, что у Нойнер была фора в пять лет.
А у моего друга дочка сейчас серьезно занимается лыжами. Сборы в Острове, в Финляндии, в Карелии. При этом она грезит биатлоном, и ей как раз 14, как было когда-то немке Бек. Друг уже советовался с тренерами, они с дочкой хотят сменить спортивную специализацию. Тренеры сказали: не раньше шестнадцати, когда можно будет получить разрешение на обращение с огнестрельным оружием.
...В свои шестнадцать Магдалена Нойнер дебютировала в Кубке мира, выйдя на старт спринтерской гонки в Рупольдинге и уже имея в активе два титула юниорского чемпионата мира.
Сегодня она говорит: "Вообще-то я всегда была на два шага впереди всех". И ее любят за это.
***
При всей своей публичности Нойнер умудрилась ни разу не допустить того, что в общечеловеческом смысле принято называть проколом. Ее, ярчайшую звезду, подсвечивают со всех сторон, снимают на фото и видео, слушают десятками микрофонов и диктофонов. Ее ловят на отдыхе и во время записи рекламных роликов, ей роют каждодневные ямы в интервью, отслеживают ее бойфрендов, возможные истерики, нервные срывы, слезы и fuck'и сквозь зубы. На Нойнер ведется круглосуточная медиа-охота. Но ни один из егерей до сих пор не мог похвастать добычей.
На скучные вопросы она отвечает с озорной улыбкой. Не говорит ни с кем через губу. Не впивается в волосы партнершам в вакс-кабинах. Не костерит тренеров и не надирается в лыжную мазь по окончании сезона.
На одном из этапов Кубка мира я видел, как призер гонки Сабина Бухгольц прямо на пресс-конференции утаптывала в себя хот-дог, запивая его безалкогольным пивом. Проголодалась, дело житейское, ведь биатлон требует больших затрат энергии. Представить за этим занятием Нойнер категорически невозможно. Она и хот-дог на людях несовместимы. Лишь искорки в глазах, приправленные жизнелюбием ответы и безупречная экипировка со спонсорскими нашивками на видных местах.
Это высочайший самоконтроль, тут и спорить нечего. Филигранная работа команды менеджеров. Понимание своей роли в мировом спорте и силы своего примера в публичной жизни. Но не только. Нойнер так воспитана, она так живет и чувствует. Магдалена на самом деле такая — жаропрочная к скуке общения с прессой, огнеупорная к соблазнам обычной жизни, противоударная и антипригарная. Ей легче других дается ношение белозубой маски, поскольку эта маска — часть ее самой, элемент врожденной внутренней гармонии, атрибут привитого в детстве терпения. И ее любят за это.
(Продолжение следует)
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ