6 января 2012, 21:01

Анна Булыгина: "Всякая игра должна стоить свеч"

Ее судьба не давала мне покоя со времен Игр в Ванкувере, откуда Анна Булыгина могла бы вернуться самым счастливым человеком в мире, а вернулась - самым несчастным. Слишком сильным ударом стало для нее решение тренерского штаба отдать место в олимпийской эстафете другой спортсменке.

На этом, собственно, карьера биатлонистки тогда и завершилась, несмотря на то, что формально Аня не прекращала тренировки и даже выступила в декабре 2010-го в самом первом из этапов Кубка мира.

Говорили тогда, как водится, разное. Что Булыгина крайне близка к нервному срыву. Что она приняла решение завершить карьеру и не хочет возвращаться в биатлон ни в каком качестве. Что совершенно не стремится поддерживать отношения с кем бы то ни было из своей прежней биатлонной жизни.

Все это было очень похоже на правду. Но в конце декабря минувшего года Анна все-таки вновь заявила о себе: выиграла спринт на турнире "Ижевская винтовка", получив право вернуться в резерв сборной России.

Наш разговор состоялся накануне отъезда спортсменки в Европу. Но стоило мне выразить радость по поводу возвращения, Анна огорошила:

- Да я, в общем-то, до сих пор совершенно не уверена, что вернулась...

- Как вас понимать? Неужели не радует, что со дня на день вновь окажетесь в привычной для себя обстановке крупных соревнований?

- Я стремилась не к этому. В смысле не к тому, чтобы снова начать участвовать в соревнованиях. А к тому, чтобы вернуться на тот уровень, на котором когда-то была. Это пока у меня не очень получается. И радости как таковой нет. Не чувствую я никакой радости, понимаете? Причем это не сиюминутное состояние. Точно так же я чувствовала себя и полгода назад, и год. Поэтому в каком-то смысле боюсь возвращения на лыжню. Не хочется ведь показывать плохие результаты.

- Мне кажется, что вам сейчас следует думать не о результатах как таковых а стараться снова начать испытывать удовольствие от каких-то менее глобальных вещей. От бега по лыжне, от тренировочной усталости...

- Я стараюсь. Хочу поймать прежние ощущения, которые испытывала, находясь в форме. И прилагаю для этого достаточно много усилий.

***

- Насколько близки вы были год назад к тому, чтобы уйти из спорта?

- Так я и ушла. Во всяком случае, для себя тогда конкретно решила, что со спортом покончено. Тем более, что к этому решению шла достаточно долго.

- Но почему? Неужели настолько сильным оказался полученный в Ванкувере удар?

- Думаю, что да. До сих пор все это анализирую. К тому же я такой человек, которому нужно довольно много времени для того, чтобы все разложить по полочкам. Соответственно и осознаю я все, что со мной происходит, не сразу, а лишь по прошествии какого-то времени.

Вот и с Олимпиадой получилось точно так же. Сначала, когда мне сообщили, что я не бегу в эстафете, был просто шок. В этом шоковом состоянии я находилась достаточно долго. Морально меня добивала моя собственная привычка искать корни всего негативного в себе. Иначе говоря, чрезмерная требовательность. Я постоянно на протяжении многих дней прокручивала в голове всю олимпийскую ситуацию и с каждым разом все сильнее и сильнее винила себя в случившемся. А потом вдруг очень четко осознала, что больше не хочу жить со всеми этими мыслями. Не хочу стрессов, которые дает спорт, не хочу всей этой нервозной обстановки, не хочу постоянной ответственности за собственный результат перед собой, перед тренером, перед всеми. Слишком от всего этого устала. И от биатлона устала. Вот и решила: раз уж меня в этом виде спорта абсолютно ничего не привлекает, то ничего и не должно удерживать от ухода. Зачем продолжать истязать себя, если тренировки не приносят никаких положительных эмоций, а оборачиваются только проблемами со здоровьем? Всякая игра должна стоить свеч, ведь так?

- Что заставило вас передумать?

- Не знаю. Когда я пришла к решению закончить со спортом, то положила лыжи на полку в буквальном смысле этого слова. На целых две недели.

- Облегчение почувствовали в этот момент? Спрашиваю не просто так. Если решение верное, его всегда, как правило, сопровождает достаточно ощутимое чувство облегчения.

- Чувства облегчения не было вообще. Возможно, потому, что родные продолжали пытаться меня переубедить. Во всяком случае, мою собственную позицию на этот счет все они отрицали.

- Для этого имелись какие-то весомые аргументы?

- Какие-то аргументы у близких, безусловно, были. Что я - молодая, здоровая, сильная. Что я могу... Другой вопрос, что для меня эти аргументы уже не являлись сколь-нибудь значимыми. Меня вообще не так просто переубедить, если решение принято.

- Тем не менее вы продолжаете тренироваться.

- Определяющим стало, наверное, то, что для себя я так и не решила: чем стану заниматься, если полностью откажусь от биатлона. Поняла, что совершенно не готова к какой-то другой жизни. Вот и решила чуть-чуть притормозить, не спешить обрубать все пути назад.

- Что-нибудь кроме биатлона в вашей жизни за время раздумий появилось?

- По большому счету нет. Наверное, это еще одна причина того, что я продолжаю тренироваться. Не нашлось ничего такого, на что мне всерьез захотелось бы переключиться.

***

- Обида на тренерский штаб олимпийской сборной за то, что вас не включили в эстафетный состав, жива в вашей душе до сих пор?

- Не поверите, но я никогда не считала то решение несправедливым. Ни тогда, ни сейчас. Другое дело, что там, в Ванкувере, реакция была, естественно, не очень адекватной. Хотя и не такой болезненной, как некоторое время спустя, когда я полностью осознала, что произошло. Дело ведь не в вердикте, который вынесли тренеры. А в тех моих результатах, которые привели к такому решению.

- Год назад я разговаривала о ванкуверских Играх с Ольгой Медведцевой. И она сказала, что, с одной стороны, прекрасно понимала ваши чувства и очень вас жалела. Но с другой, если бы лично ее спросили, кто должен бежать в эстафете, скорее всего, отдала бы предпочтение Богалий-Титовец. Потому что на тот момент все знали: Анна вылезет из кожи, но свой этап не провалит.

- Да понимаю я все это. И то, что все рассуждали именно с позиций надежности. Поэтому и сказала вам, что во всем винила только себя. Это правда. Все ведь было в моих собственных руках. Наверное, я просто не справилась психологически. В том числе и с успехами первых стартов. Чем ближе был день эстафеты, тем больше я думала о ней и сильнее нервничала. Понимала, насколько это ответственная гонка. Вот и развалилась - в масс-старте. Если бы этого не случилось… Как бы то ни было мне до сих пор хочется верить, что я была бы в составе, если бы этого не случилось. Никакие другие версии даже рассматривать не хочу.

- Тренировались вы прошлым летом много?

- Да. Работала с тюменской сборной и со своим тренером - Леонидом Гурьевым. Собственно, он и сыграл основную роль в том, что я продолжаю бегать. В декабре 2010-го, когда я сказала ему о том, что решила уйти, ждала любой реакции. Была внутренне готова к тому, что Гурьев начнет меня ругать, или станет уговаривать остаться, или расстроится хотя бы. А он выслушал все и совершенно спокойно сказал: "Знаешь, тебе просто надо отдохнуть. Сменить обстановку, куда-нибудь съездить, развеяться". Я тогда, помню, опешила от его реакции. Даже возмутилась. У меня, можно сказать, жизнь заканчивается, а он - "развеяться"… Не понимает что ли, что я ни "развеяться", ни "отдохнуть" - ничего уже не хочу. Вообще ничего.

- Как Гурьев реагировал, когда вы через какое-то время снова пришли на тренировку?

- Как будто ничего не случилось. О чем тренер думал на самом деле, я просто не знаю. Да и не передумала я вовсе. Просто… Просто пока тренируюсь. Главное - что тренируюсь безо всякого напряжения. Понимаю прекрасно, что никто от меня ничего не ждет.

- А соревноваться хочется или страшно?

- Не знаю. Не поняла еще. Наверное, все-таки не очень хочется. Если бы я чувствовала, что подбираюсь к своей прежней форме, то, наверное, рвалась бы соревноваться как можно чаще.

***

- С кем-либо из команды вы все это время отношения поддерживали?

- Общалась с Олей Зайцевой, с Яной Романовой.

- А с Вольфгангом Пихлером после того, как он возглавил женскую сборную, разговаривать приходилось?

- Нет.

- Он сказал в одном из интервью, что очень рад вашему возвращению в команду. А сами вы какие-то эмоции в связи с этим испытываете?

- Совсем недавно у меня вдруг возникло ощущение, что я соскучилась. По команде в целом. Да и страха перед соревнованиями у меня нет. Мое нынешнее состояние по любому лучше, чем было год назад, когда мне вообще ничего не хотелось. Ни видеть никого не хотела, ни разговаривать…

- Не пытались обратиться к психологу?

- Думала об этом. И специалистов мне предлагали несколько раз. Но так и не решилась пойти на консультацию. Не знаю почему. Мне кажется, что если человек сам со своими проблемами не разберется, никакой психолог ему не поможет.

- Какие ощущения вы испытывали, выступая на "Ижевской винтовке"? Азарт был?

- Больше обычного я точно не нервничала. Изначально понимала, что эти соревнования ничего не решают и ничего мне не дадут.

- Подождите, что значит "ничего не дадут"? Если бы не ваше третье место в индивидуальной гонке и не победа в спринте, никому, подозреваю, не пришло бы в голову привлекать вас к выступлениям за вторую сборную в Кубке IBU, ведь так?

- Наверное, да. Просто до начала соревнований я вообще не подозревала, что мои результаты, какими бы они ни оказались, могут на что-то повлиять. Поэтому и настраивала себя на выступление соответственным образом. И потом… Очень тяжело радоваться попаданию во вторую сборную, когда ты уже побеждал - с первой.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

40
  • bolelschik.volga34

    Аня,твоя олимпийская медаль у Пылевой.Если бы не её муж,её никогда бы в состав не взяли.Да и Богалий тоже должна только лыжи смазывать.Их тогда в эстафете вообще не должно было быть.Опыт не причём.Мы видим,как эти опытные сейчас плетутся в хвосте.После скандала с допингом,ничего не показывают.Одни оправдания и обещания.

    09.01.2012

  • Lars Berger

    В этот момент Аня буквально выносит всех в спринте на Кубке МСБ!))) Уже полторы минуты отрыв!..)))

    08.01.2012

  • Gnomiky

    Юрлова и Богалий тяжеловаты. Богалий, конечно, при всех недостатках, из той еще золотой команды: Ахатова, Пылева, Ишмуратова, Зайцева, где любая могла победить индивидуально. Поэтому в нее верится.

    08.01.2012

  • Gnomiky

    Булыгина хорошо бегает, ей научиться стрелять и все будет в порядке!

    08.01.2012

  • vicp81

    Про некоторых наших действующих представительниц первой сборной я согласен - реально бегут,как мешки с дерьмом!!!! (и выглядят соответственно). Не буду переходить на персоналии - и так все,кто хочет - тот поймет. Как можно за 800 первых метров дистанции проигрывать по 8-11 секунд ??????????

    08.01.2012

  • ural-52

    Это результаты индивидуальной гонки на 15 км. 7 января 2012

    07.01.2012

  • ural-52

    Серыйветер 16:03 | 07 Января 2012 Да ладно, вон весь IBU наши рвут. 8-Булыгина(4 промаха) 11-Романова(3 промаха) 15-Коровина(5 промахов) 22-Денисова(6 промахов) 35-Сорокина(5 промахов) 60-Назарова(9 !!! промахов) Это называется рвут IBU ??? Это наше будущее ???

    07.01.2012

  • vngv

    За "периметром" пустота. Этой стране спортсмены не нужны - нужен только результат.

    07.01.2012

  • maks_power

    Оля, нужно взвращаться в большой спорт и доказывать своими результатами для ппопадания в основную сборную. Пихлер - серьезный тренер, который смотрит только на результаты и выбирает силнейших, а не по знакомтсву. У тебя все есть, просто нужно настроиться и попасть сначала во вторую сборную, показать результат, а потом в первую. Тем ценнее путь: из первой -вылететь, потом попасть во вторую, затем в первую, затем в 10-ку, а потом подиум. Оля, верим в тебя, возвращайся!

    07.01.2012

  • Поэт-01

    Спорт сам по себе безжалостен, спорт высших достижений тем более. И бойцовские качества - не пустой звук. Настоящий спортсмен от неудач только закаляется и доказывает всем и самому себе, что он может побеждать.

    07.01.2012

  • gornak

    Согласен с последним комментарием, слабакам не место в большом спорте. Сегодня при относительно хорошем беге вновь промахи результат - лишь 8 место.Если выступит завтра лучше- может рассчитывать на вызов в сборную, а если вновь в районе второй десятки, то нет смысла вызывать в основу при более молодых девчонках. А вообще успехов спортсменке и всей нашей команде!!!!

    07.01.2012

  • shpak6413

    Давай Аня возвращайся и не слушай злопыхателей!

    07.01.2012

  • nastusic

    хватит уже сопли на кулак наматывать. таким слабакам нечего делать в большом спорте. нужно жить по принципу - "нас имеют, а мы крепчаем"! давно бы уже в набрала форму и вернулась, по спортивному принципу, а то прынцесса прям какая-то!

    07.01.2012

  • Серыйветер

    Кайса Макарайнен, во, вспомнил )

    07.01.2012

  • Серыйветер

    Да ладно, вон весь IBU наши рвут. Так что далеко не пустота. Другое дело, что есть Нойнер, Домрачева, Зайцева и финка, забыл как зовут, которые сейчас на 2 головы выше остальных.

    07.01.2012

  • burmistr

    Вот и вся наша спортивная жизнь.Магдуся-Ленуся в 24 - десятикратная ЧМ и двукратный олимпионик..На пенсию собралась...А тут в 28 - вернуться бы надо..Потому что "за периметром" -пустота...Нет ничего,если нет мужика,способного прокормить её и детей общих..."Такая нежная,такая милая"(Это те,кто только по телевизору видел)...А Пихлерам эти розовые сопли...Была Аня-Булочка...Теперь-Аня-Буханочка...И Вилухина так же,как Богалий,пыхтит на дистанции..Мода пошла на таких,что"берешь в руку-маешь вещь" ?Пустота полнейшая...У мужиков хоть что-то прорезается...А у девочек и тридцатилетняя к тому времени Булыгина может сгодиться...Если к тому времени Булыгу не купят..

    07.01.2012

  • Россия круче всех!

    Сыграла обиженку, а никто не бежит с извинениями. Ну и на третий год обиды поняла, что понты понтами, а кушать то хочется. И, посмотрев на Зайцеву, которая старше её на 5 лет, решила что чем стоять у станка лучше заняться профильным занятием. Чем бы заменить уст. "стоять у станка"?

    07.01.2012

  • stakeis

    Типичное интервью женщины, не логичное, эмоциональное, практически искреннее. Булыгину жалко, однако она сама все понимает, и знает почему она не вышла в эстафете...Богалий еще до 50 лет будет бегать. Блат, деньги, знакомства еще никто не отменял. Вы уж извините, но практически у каждого мужика ( не знаю как у девушек) глядя на пыхтящих Богалий и Юрлову возникает один вопрос: что ж они такие толстые? Законы природы еще никто не отменял, ну не могут слоны летать, а поросята быстро бегать. Согласен, что если есть предложение у Булыгиной уйти в другую сборную, то надо обязательно воспользоваться им.

    07.01.2012

  • synkmaster

    Аня должна вернуться. Тем более, что вскоре местечко там должно освободиться))

    07.01.2012

  • Nataly

    А я понимаю, почему Аня сломалась. В первых стартах Олимпиады у нее были лучшие результаты и по спортивному принципу она должна быть в эстафете. Можно было Богалий не вместо нее ставить, а вместо Слепцовой, которая реально погибала на трассе и проигрывала катастрофически на каждом отрезке. Анна тренировалась четыре года, была в хорошей форме, а в итоге приехала с Олимпиады ни с чем. Любой нормальный человек на ее месте решил бы завязать со спортом и испытывал бы такие проблемы перед возвращением.

    07.01.2012

  • bdv1983

    Да, духом слабовата. Зато какая женщина - сама мягкость, нежность и скромность! Её бы в правильные руки и всё у неё получилось бы.

    07.01.2012

  • фидзи

    серьезное интервью (не ура-патриотизм губерниева-который забыл,что не футбол коментирует,хотя не дай бог его в футболе)и анна видать человек серьезный и думающий ,ищущий в отличие от многих наших биатлонных дев,вот только насчет богалий она ошиблась- ее давно гнать пора.

    07.01.2012

  • Алексей.ка

    эх Аня-Аня.... спортсмен должен быть сильным. а она из-за одной гонки нюни распустила...

    07.01.2012

  • buton71

    Всё потихонечку придёт. Молодчина!

    07.01.2012

  • ed_tsy

    Михаил Косов 03:04 | 07 Января 2012 У Ани выраженная депрессия. Это нужно лечить. Вариант с психологом или психиатром - очень правильный. _______ думаете вокруг нее идиоты одни собрались? уж с этим - точно разобрались бы. больше похоже на "карантин" перед условной "Словакией-Белоруссией".

    07.01.2012

  • Apendix

    У Ани выраженная депрессия. Это нужно лечить. Вариант с психологом или психиатром - очень правильный.

    07.01.2012

  • ТОЛЬЯТТИ 78

    Наша Була самая лучшая Була

    07.01.2012

  • Россия круче всех!

    Дима Гу видать держит круговую оборону и Вайцеховской достаётся только Ижевская винтовка.

    07.01.2012

  • Россия круче всех!

    И действительно интервью потрясающее: столько драматизьму с такой бездарностью. Когда в прошлом году одна за другой уходили со старта Гусева, Юрлова, Булыгина, то трасса после них была укатана как катком, так что насчёт чрезмерной требовательности к себе она явно погорячилась. Зато создала нервозную обстановку в сборной и придержала Вилухину.

    07.01.2012

  • Tatyska

    Спасибо Елене ВАЙЦЕХОВСКОЙ за такое интервью! Меня и друзей все это время волновали вопросы об Ане. Никакой информации, интервью Аня не давала (или не брали). Но Анечка отличная спортсменка, биатлонистка. В интервью нашли подтверждение нашим впечатлениям:что и человек она умный и замечательный. Желаю Ане найти себя опять (в биатлоне), обрести уверенность в собственных силах, и порадовать нас болельщиков своими выступлениями! Удачи Анечке!

    07.01.2012

  • svg 969

    Анюта ты молодец главное не сдаваться не нам тебе советовать но если вдруг даже решишь за другую команду выступать уверен для подавляющего большинства российских болельщиков ты все равно останешься нашей.От всей души удачи тебе здоровья и побед!

    06.01.2012

  • btz

    Удачи Ане. Хорошо, что вернулась. У неё масса болельщиков, которые будут её поддерживать, где бы ни бегала. А из второй сборной и до первой недалеко. Верим, всё получится.

    06.01.2012

  • Lars Berger

    Возвращайся, Анечка! Верим тебе...

    06.01.2012

  • Халк

    Интервью потрясающее. Вайцеховская великолепна!

    06.01.2012

  • Гимнаст

    Анне - здоровья, удачи и счастья! Пусть возвращается поскорее. А то нет сил на Слепцову смотреть ((

    06.01.2012

  • Sashik

    Ничего..всякое бывает в жизни.. Нужно поверить в себя. Удачи!! Верю, что Булыгина еще сможет и выступить в эстафете, и завоевать медали.

    06.01.2012