5 февраля 2012, 12:00
Cпецкор "СЭ" на этапе Кубка мира в Холменколлене продолжает публикацию своих путевых заметок
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
Вчера посетил музей лыж. Терпеть не могу носить в помещении шапку, но тут пришлось. Просто забыл снять, увлекшись.
Ничего ошеломительного в холменколленской экспозиции, на первый взгляд, нет. В музее лыж, не поверите, представлены в основном лыжи. Но представлены так, что понимаешь: норвежцы без этой беды не жильцы. С лыжами они сроднились, это их эпос и бытие, гордость и поэзия.
Вход в музей стоит 550 рублей на наши деньги. По случаю биатлонного этапа хозяева вывесили табличку: "Скидка 50 процентов". С журналистов денег не берут, но заставляют заполнить бумагу и указать, в каком издании будет упомянут музей.
***
В 2000-м году соотечественники назвали Фритьофа Нансена норвежцем тысячелетия. Великий полярный исследователь, политик, дипломат, актер был еще и отличных художником. Его акварели и литографии заботливо сохранены. Одна представлена в музее лыж: белый медведь на снежной целине недоуменно нюхает одинокие следы от лыж, уходящие за горизонт.
Главная ценность рисунка и дублирующей его музейной композиции - не художественность, а дикий символизм.
***
Самые старые лыжи, выставленные в музее, датированы 600 годом нашей эры. Самые длинные - 3 метра 74 сантиметра. Они же самые тяжелые - 11 килограммов. Не удивлюсь, если ходили на таких как минимум в тандеме.
Детские, стариковские, водные, женские, волокуши, монолыжи, палки любого назначения и года выпуска, первые и последние мази с парафинами... Многое кажется дивным дивом. Но ведь кто-то всем этим пользовался!
***
Отдельная экспозиция посвящена детям, бегающим в Норвегии с соревновательными номерами начиная лет с двух, по-моему. Иначе в этой стране и быть не может. Вот сценка, подсмотренная и подслушанная вчера коллегами. По дороге на биатлонный стадион мама и папа учат годовалого сына, с трудом стоящего на ногах, правильно выговаривать слово "Бьорндален".
***
Инвалидам посвящен отдельный зал. Стенды для и про слепых, глухих, немых, безруких и безногих. Возле каждого - монитор. Подходишь, давишь в экран, включается запись и человек в телевизоре рассказывает тебе свою историю. Как стал инвалидом, начал тренироваться, чего добился.
Рядом - стрелковая установка биатлона для слепых! К лазерной винтовке прилагаются наушники, выстрел нужно делать, ориентируясь на максимальный уровень звукового сигнала. А через стенку - большая комната с экраном, где транслируются записи паралимпийских стартов. Один из главных героев этих роликов - россиянин Ирек Зарипов, четырежды побеждавший на Паралимпийских Играх-2010 в Ванкувере.
***
К инвалидам здесь вообще отношение особое. В присутственных помещениях много автоматических дверей. Но не обычных магазинных, равнодушно хлопающих створками, а других. С виду самых рядовых - здоровый человек спокойно откроет рукой. Инвалид же нажмет большую удобную кнопку на косяке и дверь отворится сама. Причем внутрь, чтобы не обременить входящего лишними перемещениями.
***
Легенда про здоровую спортивную нацию, ложащуюся спать с петухами, чтобы с ними же выйти на лыжню, в пятницу и в субботу дала маленькую трещину. Норвежцы "зажгли". Не все, понятно, но некоторые. Подвыпили, пошумели на улицах после полуночи, попели песен, поудирали от полицейских машин с сиренами.
В мой поезд метро по пути из Холменколлена в центр Осло в субботу вечером ввалилась компания молодых парней. Ходили на головах, пели арии, пытались заговорить со всеми и каждым, повально закадрить женский пол. Говорили много неприличных слов, призывали народ вступить с ними в интимные отношения и показывали жестами, как именно это будет сделано. Правда, представление не несло в себе агрессии, напоминая, скорее, клоунскую шутку не вполне адекватных людей.
Больше всего поразила реакция поезда. Норвежцы с интересом и живостью наблюдали, смеялись, а когда компания выдохлась, дружно и очень приветливо захлопали. Парни раскланялись и пошли куролесить дальше. Настроение, как говорил Евгений Гришковец, у пассажиров улучшилось. А у парней оно и было неплохим.