14 февраля 2013, 09:00

В десятке и... все

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Спецкор "СЭ" на чемпионате мира в Чехии выдвигает свою версию главной причины не самого пока удачного выступления женской сборной России.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Нове-Место

Никакого комментария по женской индивидуальной гонке я, вообще-то, писать не собиралась. Подтолкнул к этому коллега. Пока мы шли от пресс-центра к парковке, он допытывался: "Нет, ну ты скажи, почему в советские времена, когда вопрос победы был для спортсменов вопросом жизни и смерти, мы побеждали, а сейчас должны радоваться попаданию в десятку? Может быть в своем стремлении уйти от прежних времен мы вместе с водой выплеснули и ребенка, перестав рваться исключительно к победам?"

Ответа у меня не нашлось. Попытаюсь найти его сейчас.

Что такое конкуренция советских времен, я прекрасно помню по своему собственному опыту. Эта конкуренция – понимание, что на твое место в сборной команде стоит добрый десяток таких же, как ты сам, и что на каждых очередных соревнованиях ты обязан умереть, но прыгнуть выше головы, - дико жгла нервы. Наверное, как раз по этой причине долгожительство в спорте тех времен встречалось крайне редко. Но сама обстановка непрерывно выдавала "золотой" результат.

Кстати, женский биатлон в этом отношении не самый удачный пример: при наличии очень сильной мужской команды он существовал во времена СССР скорее по остаточному принципу. А вот в мужском драки за место в команде шли совершенно беспощадные. Все прекрасно понимали: место в сборной – это почти гарантированное место на пьедестале любых соревнований. Как минимум в эстафете. Как следствие по количеству золотых наград с Советским Союзом не могла сравниться ни одна другая держава мира.

"Вопрос жизни и смерти" - это, прежде всего, совершенно сумасшедшая концентрация. Когда нет в момент соревнований ничего более важного, чем задача досконально выполнить все то, к чему тебя готовили много лет. У одних, безусловно, это получается проще, чем у других: значимость таланта в спорте никто не отменял. Но даже самый невероятный талант, противопоставленный умению концентрировать в решающий момент все силы, уходит на второй план. Об этом, помнится, незадолго до Олимпийских игр в Сиднее говорил мне достаточно пожилой тренер, спортивная жизнь которого прошла в плавании. Говорили мы с ним об Александре Попове, и специалист сказал, что не верит в его победу на третьих Играх. Потому что у Попова уже есть все: четыре золотые олимпийские медали, звание рекордсмена мира, семья, дети, дом, деньги, связи, образование...

"Понимаешь, - втолковывал мне этот мудрый человек, – что бы ни случилось на Играх, у него за спиной – парашют. Хотя лично я предпочел бы, чтобы его не было".

Чем окончилось дело на тех Играх, думаю, помнят все: Попову не хватило концентрации в финишном касании. И он проиграл.

Виртуальный парашют имеется уже не первый год у Ольги Зайцевой. Эту мысль не так просто выбросить из головы: она не в сознании, а гораздо глубже. Две золотые олимпийские медали, три первых места на чемпионатах мира, семья, ребенок, близкие, со стороны которых всегда обеспечена поддержка в любой жизненной ситуации... Не думаю, что Зайцева лукавит, когда говорит, что рада тем результатам, которые она показывает сейчас. Биатлонистка честно продолжает делать все, что в ее силах. Понимая, что судьба золотых наград уже почти всегда зависит не от нее, а от соперниц.

Взять индивидуальную гонку, так расстроившую российских болельщиков в Нове-Место: два промаха, случившиеся на первом же рубеже, были невероятно обидными. Но ведь даже при условии абсолютно безупречной стрельбы Ольга не стала бы в этой гонке первой.

Совершенно другое дело – три другие наши биатлонистки, только начинающие свой путь в спорте. Предыдущие выступления показали, что каждая из них подошла к чемпионату мира в прекрасном функциональном состоянии. Промахи в такой ситуации почти всегда являются следствием отсутствия все той же концентрации. А откуда ей быть? Откуда вообще взять всепоглощающий настрой на победу, когда все трое, если разобраться, почли за счастье уже тот факт, что оказались в числе стартующих?

Это было очевидно и по интервью Кати Глазыриной после гонки преследования, и про словам Кати Юрловой, выразившей особую благодарность тренерам по этому поводу, да и Ольге Вилухиной места в составе российской сборной до последнего никто не гарантировал: на ее месте вполне могла оказаться Анастасия Загоруйко.

Возможно, девушки просто перегорели в ожидании старта, но так уж вышло, что выступили все трое под девизом "Главное – участие". Неплохо, кстати, выступили для "просто участников", надо признать.

Ничего страшного, кстати, я в таком повороте событий не вижу. Наверное, это тот самый опыт, через который нужно пройти лично. И понять: когда дело доходит до медальных разборок, неважно, кто у тебя тренер, кто и как ведет тебя по дистанции, сколько средств вбухала страна в твою подготовку и какая погода стоит над стадионом. Важно лишь то, способен ты сам ухватить и не выпустить из рук свой шанс или неспособен.

40
  • IvanQQ

    После ОИ, будут следующие ОИ, и такая-же подготовка и тд, пока биатлон будет в программе ОИ.

    15.02.2013

  • IvanQQ

    Пихлер готовит команду к ОИ, и его право как тренировать, кого брать и где проверять. КМ и ЧМ - это подготовка к ОИ, после ОИ можно будет анализировать, критиковать и поливать грязью, но не раньше. Сборная Германии готовится к ОИ также.

    15.02.2013

  • IvanQQ

    Пихлер, говорил, что наши будут в десятке, значит свое слово сдержал, а то, что победить, надо жопу рвать, некому неохота, у них все хорошо. Предыдущий тренер был такой "специалист", что его погнали прям во время забега, и раньше тоже была полная жопа. Хорошо еще, что сборную не исключили из всех международных соревнований.

    14.02.2013

  • RIV

    Двойные стандарты по допингу существую, причем официально. Очень многие принимают допинг по справке о болезнях. Про Нойнер ничего не знаю, но о Бергер вчера говорили, что нона болела раком. 100, нет 200%, что у нее особые условия относительно допинга. До болезни, кстати, она не особо быстро бегала. Говорят, Бергер достойный уважения человек, и глумиться над болезнями последнее дело, но, все равно, уже достало, когда медали раздают по медицинским справкам! По моему, правила должны быть едиными, общий перечень разрешенных лекарств вне зависимости, есть справка или нет. Если разрешенного перечня не хватает, вэлком в паралимпийсий спорт. Кстати, в антидопинговом коммитете по зимним видам спорта заправляют немцы и норвежцы.

    14.02.2013

  • 0590

    что мы обсуждаем, с допингом без допинга, попались не попались, мы проиграли, вот и весь результат

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    PKot 14 Февраля 2013 | 16:01 Если человек выигрывает 100 раз, это в 100 раз более "странно", чем то, что он выигрывает 1 раз. В истории куча была случаев, когда один человек выигрывал 1 гонку в жизни. И ни до этого, ни после ничего не выигрывал. У Нойнер было странно то, что она весь сезон бегала одинаково быстро (причем несколько сезонов). Так не бывает. ................. Да что ты?!!!А многочисленные победы и рекорды Елены Исимбаевой значит тебя не удивляют.Это значит в порядке вещей?Пойми одно,есть таланты от природы и есть настойчевые трудяги типы Бергер.А все эти рассуждения насчёт принимают или не принимают нужны только факты.Попался,извини.

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    PKot 14 Февраля 2013 | 15:23 Двойные стандарты какие-то. Если иностранцы не попались - значит они не употребляли. А если наши не попались - значит "отскочили". Я фигею с вас, ребята. А не думали наоборот, к примеру? Что иностранцы "отсткочили", а наши - чистые? Я вполне не исключаю, кстати, что пробы Нойнер еще аукнутся. ................... То есть победы Нойнер тебя удивляют и попадают под подозрение,а вот например выигрыш Яны Романовой спринта в Хантах на этапе КМ в 2010 году с лучшим ходом нет?Ни до этого,ни после она между прочим так больше и не побывала на пьедестале.Странно,не правда ли?)

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    PKot 14 Февраля 2013 | 15:23 При чем тут Тихонов? Мы о Круглове сейчас говорим и о прохождении допинг-контроля. ............... Во вчерашнем или позавчерашнем номере почитай вью Тихонова на Советском спорте.Там как раз об этом и говорится.

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    PKot 14 Февраля 2013 | 15:11 Почитай Тихонова.Я конечно понимаю,что всему сказаному верить нельзя,но его слова всё же вызывают куда больше доверия,нежели отдельных здесь товарищей явно злоупотребляющих травкой и котторые ставят здесь бесконечные весёлые скобочки.

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    По допингу.Мол ловят только наших,а употребляют все.Дык сажают не за то,что воруешь,а за то что попался.Лишали олимпийского золота,мировых наград и рекордов куда более известных личностей в спорте нежели Ярошенко,Ахатова и Юрьева.Достаточно вспомнить Армстронга,Мэрион Джонс,Монгомери и многих других.Кстати тогда в Корее наверняка "приплыл" бы и Коля Круглов,да вовремя смылся от допинг-контроля.

    14.02.2013

  • чимуренга

    Jead , в словарик загляни , мурзилка . Кстати, что она "потом" выиграла ? Этап Кубка Европы ? Ещё эстафету на ОИ , где весьма сильно повезло ( а до того все оправдывались в стиле "мы ничего никому не должны" ).

    14.02.2013

  • чимуренга

    "чистоту Пылевой-Медведцевой полностью доказывает тот факт" Да ты чё...Про биопаспорта не надо бухтеть , т.к. речь о событиях 06-09 гг. "за то, что ее врач не внес в декларацию лекарство, которое он давал ей при простуде" Сказка для красноярцев...По другой версии аналог бромантана..

    14.02.2013

  • чимуренга

    PKot , потрудитесь посмотреть списки сопутствующих дисквалов . Годится и чтение версий по счастливо отскочившим...

    14.02.2013

  • чимуренга

    "отключаюсь" Jead ,ты родился отключённым от головного мозга.

    14.02.2013

  • чимуренга

    "когда спортсмен говорит,что доволен -цатым местом или цветами" Это,вообще-то , версия журналиста. Слёзы ,как последний аргумент,не убеждают. "мы не участвуем в распределении медалей" А когда участвовали ? Во времена зрелой молодости Бьёрндалена ? Или в период ,когда у немцев появились 4-кратные олимп.чемпионы в эстафете?

    14.02.2013

  • т. Сухов

    Развалили всё то, что приносило медали, а теперь с умной рожей пытаемся построить "новую модель" а-ля система по Прохорову и Ко... А ломать не строить.... да и со строителями беда, что Проша, что пиХлЕР, что еже с ними... Пирамида-она всегда стоит остриём вверх, а наоборот-падает.... Казалось бы, ну куда проще простого-взял советскую методику подготовки, да на её базе и развивай..., так нет-давай своё построим, с нуля, типа ё-мобиля...В СССР же дураки были, нихера в методиках не понимали... Вот Проша с пиХлЕРОМ-это спецы хоть куда!! Мля....

    14.02.2013

  • Тот самый Зануда

    Про какой тут парашют и отсутствие мотивации втолковывает Вайцеховская?В дополнение к к посту пользователя bolelschik.volga34 -после того же спринта Бергер была очень зла на себя за второе! место,а Зайка радовалась вчера что шестая,а не четвёртая.А ведь Бергер тоже уже навыигрывала за свою карьеру дай Бог.Поболее чем Зайка.

    14.02.2013

  • bolelschik.volga34

    САМОЕ ГЛАВНОЕ ТО, что мы не участвуем в распределении медалей, а ждем подарка от соперников.Мы можем оказать сопротивление ,но не победить.А когда спортсмен говорит,что доволен -цатым местом или цветами, то тогда он никогда не победит.Хенкель и Гесснер плакали о переживали свои неудачи в спринте.Кто вспомнит,когда такое было с нашими?Вспомнить трудно, поэтому Хенкель с медалью, а наши мимо кассы.

    14.02.2013

  • hammet10

    чимуренга! Про мужчин тоже согласен, ждал от них большего. Но спорт он на то и спорт, чтобы быть непредсказуемым. Ведь пробеги Малышко микс без дополнительных, была бы медаль, и у всех был бы совершенно другой настрой. А там глядишь, той же Зайке удача бы поворачивалась передом а не задом. И не было бы того поноса от псевдоболел, который мы сейчас слышим. Ведь если ты истинный болельщик то должен поддержать своих, а не поливать их помоями.

    14.02.2013

  • Митюня

    О том, хороший ли Пыхлер тренер будут судить наши дети лет через 7-10. В истории остаются чемпионы и призеры. А "попадающих в цветы", как и обладателей "деревянных" медалей, помнить будут только они сами и их очень близкие люди.

    14.02.2013

  • чимуренга

    Jead ,смени рацион питания и двигательный режим - будешь лучше помнить.

    14.02.2013

  • чимуренга

    hammet10! Согласен . Справедливости же ради стоит заметить ,что не особо блещут и росс. мужчины . Справедливости же ради -есть прогресс по сравнению с ЧМ прошлого года . Так что пихлерофобы должны искать более весомые аргументы вместо "бла-бла-бла " и "Пихлер-враХ народа ".

    14.02.2013

  • hammet10

    чимуренга14 Февраля 2013 | 12:27 Справедливости ради стоит заметить, что ход есть ТОЛЬКО у Зайцевой. Согласен?

    14.02.2013

  • чимуренга

    Jead, жуй молча свою жвачку,коровка... См.ход той же Зайцевой , об отсутствии которого трындели "знатоки" буквально 3-4 недели назад.

    14.02.2013

  • chempion 1985

    Статья хорошая, но не везде бесспорная

    14.02.2013

  • Едва Е4

    hammet1014 Февраля 2013 | 11:26 У Домрачевой,видимо, дела сердечные кровь будоражат.Бьёрндален покоя не дает, какая уж тут стрельба!

    14.02.2013

  • Florida9

    Хорошая возможность была попробовать в последней гонке ммолодых.Но у Пихлера бежала "переволновавшаяся Юрлова.А не волнуясь она бежит ещё хуже.

    14.02.2013

  • hammet10

    Едва Е414 Февраля 2013 | 11:21 Довольна может быть ходом, физику она явно подтянула, и тем что после первой лёжки собралась и достойно гонку провела. А стрельба это как жребий, пришёл на стрельбище ураган, а через 2 минуты твой конкурент, и у него штиль, что тут сделаешь. Ведь попади, минимум вторая была бы. Посмотрите на Домрачеву - вот где катастрофа.

    14.02.2013

  • hammet10

    rokanax14 Февраля 2013 | 11:14 Первый раз слышу, что Бергер болеет астмой. Умнее ничего не придумал? Ты видать не в курсе, что у норвегов практически все лыжники и биатлонисты больные. У них видите ли климат такой, дышится им хреново. Это даёт им большое преимущество в плане фармакологии. А дальше думай сам.

    14.02.2013

  • Едва Е4

    Смотрел интервью Зайцевой после вчерашнего финиша.Говорит, на двух выстрелах не сделала поправку на ветер,думала он стих, поэтому-то и промахнулась.Спокойно так говорит, без переживаний, а потом добавляет, что в целом всё хорошо, она довольна....... Ну вот,блин, чем она довольна?! Тем, что очередной раз обо...сь? Видимо, это наш уровень. Довольный 4-6 месту вряд-ли станет чемпионом.

    14.02.2013

  • rokanax

    Первый раз слышу, что Бергер болеет астмой. Умнее ничего не придумал?

    14.02.2013

  • vaser13

    Спортсмену среднего таланта чтоб медаль взять рисковать надо - бежать чуть быстрее с риском в стрельбе напортачить или сил на финишный круг не оставить, скорость стрельбы увеличивать и т.п... но так можно не только выиграть, а и 50-е занять и в команду Б вылететь, а там и оклады пониже, экипировка похуже и всё остальное. Так что лучше потихоньку, в свою силу стабильно попадать в 10-ку,20-ку, а если повезёт и в цветы и задвинуть медальные амбиции (у кого есть) подальше.

    14.02.2013

  • rokanax

    f

    14.02.2013

  • timer369

    И насчет великой Бергер: астматики должны участвовать в паралимпиаде или проходить тесты на допинг в обязательном порядке.

    14.02.2013

  • timer369

    >simen Посмотри на "западение" скорости у Вилухиной, Юрловой, Шумиловой по сезонам и подумай о "хорошем" тренере пихлере. Травма Слепцовой из той-же оперы. П.С. Только не надо гнать на отсутствие допинга.

    14.02.2013

  • simen

    Пихлер хороший тренер. По крайней мере лучше его у нас нет. Просто он смотрит на вещи реально. Если нет у России очень талантливых биатлонисток, он же их не родит. С настроем у наших тоже все нормально, но пока-что не везет. Но, кажется мне, медали еще будут

    14.02.2013

  • petrovich__63

    Если тренер не верит в своих подопечных - о чем может быть речь. О каких результатах? Хидинг с одной стороны сделал для нашего футбола много. Но оборотная сторона этого успеха - это приглашение Пихлера.

    14.02.2013

  • blue-white

    А что вы ещё хотели с мегатренером Пихлером?

    14.02.2013

  • sergehans

    PKot 14 Февраля 2013 | 09:02 Вайцеховская, как воспитанница именно советского спорта, об этом не забывала никогда. Почитайте ее статьи, там все о том же.

    14.02.2013

  • 0590

    Резцова, за свой вчерашний треп не хочешь ответить?, наши будут с медалями.....щас, ты у Бергер спросила, об этом, она готова была делиться? Девчонки выступили реально в свою силу, реально мы пятые-десятые и тут ничего не поделаешь. Тренерам нужно обновлять состав, с этим мы ничего никогда не выиграем....Прохоров, проснись....

    14.02.2013