Вчера немца Вольфганга Пихлера, как и предполагал накануне "СЭ", оставили в женской сборной России, но перевели на должность "тренера по функциональной подготовке"
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Москвы
Союз биатлонистов России представил на утверждение в Министерство спорта состав тренерских штабов сборной на олимпийский сезон. В мужской команде к старшему тренеру Николаю Лопухову и работавшему с ним в минувшем сезоне Сергею Коновалову добавился Павел Ланцов, ранее занимавший должность тренера юниорской сборной.
Старшим тренером женской команды назначен Александр Селифонов, уже работавший на этом посту в 2007-2010 годах. Помогавший ему в то время Сергей Ефимов стал "ответственным за технику лыжного хода". В связке с Селифоновым предстоит работать Пихлеру и Павлу Ростовцеву, отвечающему за стрелковую подготовку.
Президент СБР вчера признал: он выступал за другой вариант распределения ролей в тренерском штабе.
– Я голосовал против того решения, которое в итоге было принято, – заявил Прохоров. – Пихлер и Селифонов, безусловно, прекрасные специалисты, но они представляют разные тренерские школы. И объединить их в одной команде будет крайне сложно. Я предлагал другую, более конкурентную модель: дать возможность спортсменкам и их личным тренерам определить, с кем они хотят тренироваться. Одну команду по этой задумке должен был возглавить Пихлер, другую – Селифонов. И затем, по результатам конкурентной борьбы, мы бы определили, кто поедет на Олимпиаду. Увы, моя затея не увенчалась успехом. Я человек дисциплинированный и буду выполнять решение правления СБР. Но продолжу убеждать коллег перейти к более конкурентной модели. Мне кажется, что в тех условиях, которые сейчас сложились в женской команде, она более приемлема. Я предложил бы назначить двух старших тренеров, а потом, под надзором Владимира Барнашова (экс-главный тренер сборной, ныне – государственный тренер СБР. – Прим. Е.К.), выбрать состав на Олимпиаду. Но на данный момент старший тренер один. Изменится ли что-то в ближайшем будущем, посмотрим.
– Каковы были аргументы против вашей модели?
– Об этом лучше спросить тех, кто голосовал против нее. На мой взгляд, не все из их аргументов правильные. Но разные мнения – это нормальная рабочая ситуация.
– Оппоненты наверняка спрашивали вас: как при такой конкурентной модели вы представляете себе систему отбора, например, на этапы Кубка мира? Ведь здесь кроется масса потенциальных противоречий.
– Так мы ведь говорим о спортсменках, которые уже прошли отбор в команду. У них и их личных тренеров есть возможность выбрать либо одну систему подготовки, либо другую. А решающим критерием будет результат. В любом случае все вопросы решает тренерский штаб. Мое предложение не шло в разрез с той системой, которая работает сейчас.
– О каком результате вы говорите? Прошлого сезона?
– Нет, не прошлого, а нового. Повторю: моя модель никак не противоречит тому, что было, например, в прошлом году. Просто она усиливает конкуренцию. Ну и включает в себя использование разных моделей подготовки. Раз есть определенное недоверие к Пихлеру, должна быть альтернатива. Я свою идею предложил, но, может быть, пока она слишком сложна для восприятия.
– Кто пойдет к Пихлеру, а кто к Селифонову?
– Еще раз объясню: все то, о чем я говорю, касается спортсменок, которые уже прошли отбор в команду. И система этого отбора у нас уже есть. Те, кто попал в сборную, вместе с личными тренерами могли бы выбрать, по какой методике они будут работать.
– А не получится так, что в одной группе окажутся 10 человек, а в другой – двое?
– А это нормально. Мы вообще – за конкуренцию. Тогда будет честный выбор, и никто уже не сможет сетовать на несправедливость. Как сами спортсменки решат, так и будет.
На вчерашней конференции СБР было решено продлить полномочия его президента и главных органов управления до 31 мая 2014 года. "Продлевать их, как положено по уставу, на четырехлетний срок мы посчитали неправильным. Руководство должно выбираться по итогам Олимпиады, – пояснил Прохоров.
– Михаил Прохоров голосовал против той схемы тренерского штаба, которая в итоге была принята, а вы – за. Почему? - вопрос исполнительному директору СБР.
– Я голосовал за конструкцию, которая, на мой взгляд, действительно является усилением для команды. И Селифонов, и Ефимов уже давно в сборной. Их многолетний опыт, в том числе – в использовании высокогорной подготовки, подведения к важным стартам, сможет помочь где-то подкорректировать планы Пихлера. Еще до того, как принять решение, я посмотрел, как Пихлер и Селифонов общаются, и могу сказать: они относятся друг к другу дружелюбно и предельно корректно. Кстати, конкретные планы подготовки они уже обсуждали, и это очень важно. Между прочим, в сборной Швеции Пихлер тоже не был старшим тренером. Эту должность занимал Стаффан Эклунд, а Пихлер отвечал как раз за функциональную подготовку. Так что здесь проблем возникнуть не должно. Мы решили, как говорится, не складывать все яйца в одну корзину. Если кто-то из спортсменок желает готовиться по другой модели – пожалуйста.
– Объясняется ли выбор СБР в пользу Селифонова тем, что он известен как человек неконф-ликтный? А значит, наверняка сможет найти контакт с Пихлером и не будет тратить время на выяснение отношений – чьи методы правильнее?
– И это тоже. Вообще Сан Санычу нужно сказать огромное спасибо. Серьезно! В такое трудное время он принял на себя очень тяжелую ношу. Но не подводите меня, пожалуйста, как некоторые ваши коллеги, к вопросу: а не задавит ли Пихлер Селифонова? Эта конструкция не должна так работать. Я убежден, что традиции подготовки женской команды, которыми владеет Селифонов, принесут несомненную пользу.
– Селифонов вызвался сам или его пришлось уговаривать?
– Не скажу, что уговаривать пришлось сильно. Знаете, мне понравилось в Сан Саныче то, что он реально оценивает ситуацию и свои силы. И действительно готов помогать. Где-то подкорректировать планы, разобраться с высотой и т.д. Чтобы потом не было сомнений в том, что мы чего-то не сделали.
– Противоречий, возникших из-за создания двух групп, не боитесь?
– Нет. На правлении СБР поднимался вопрос о создании двух команд в женской сборной. Но в итоге проголосовали за две группы в рамках одной команды. В рекомендациях экспертного совета Минспорта этот момент также присутствовал. Одну группу возглавит Селифонов, другую – Пихлер. За этот вариант проголосовало большинство членов правления. Против были два человека.
– В чем, на ваш взгляд, преимущество данной схемы?
– Я согласился с позицией экспертного совета Минспорта о необходимости усиления тренерского штаба российским специалистом. Вероятно, Пихлер где-то не понимает того, что известно нашим опытным тренерам. В том числе – Селифонову. На мой взгляд, его опыт в сочетании с эффективной коммуникацией с Минспорта и его аналитическим центром принесут результат. Все критикуют систему Пихлера, но теперь у нас появится группа, которая летом будет готовиться по другой схеме. Личные тренеры вместе со спортсменками должны будут выбрать, какой именно вариант подготовки к Олимпиаде их устроит. Я прошу обратить внимание на то, что речь не идет об альтернативных командах. Команда одна. А какими именно будут эти две группы, сейчас является предметом для обсуждения.
– Что будет после завершения летней подготовки?
– В зимний сезон мы двумя командами, естественно, не пойдем. Только единым коллективом. И никаких заседаний по этому поводу не будет. Просто спокойно продолжим работу и в процессе примем решение. Сборная и сейчас – один коллектив. Я хотел бы лишний раз подчеркнуть это.
– Сами спортсмены уже высказывали какие-то пожелания по поводу распределения по группам?
– Без комментариев. Это дело тренерского штаба и личных тренеров.