10 апреля 2013, 00:30

Ольга Медведцева: "В биатлоне - как в футболе. Все дают советы тренеру сборной"

Перестановки в женской сборной по-прежнему являются главной темой недели. Ситуацию с переводом Вольфганга Пихлера на должность тренера по функциональной подготовке комментирует для "СЭ" двукратная олимпийская чемпионка.

– Вы обрадовались, когда узнали о назначении Александра Селифонова?

– Скорее для меня это стало неожиданностью. Мне-то чего радоваться? Тренироваться ведь не я буду. Лишь бы девчонки рады были.

– Многие сейчас говорят, что контактный, мягкий по натуре Селифонов на позиции старшего тренера будет не на своем месте. А вы как считаете?

– Для такой должности он, возможно, действительно мягкий человек. Тем более что ему придется руководить Пихлером, а тот – человек жесткий. Мне самой интересно, насколько им удастся сработаться. Ведь Селифонов, как старший тренер, берет всю ответственность на себя, а значит, должен будет контролировать подготовку. Прежде, чем делать выводы, нужно понять всю схему: кто и чем будет заниматься в команде. Как тренеры будут находить компромисс, если она будет единой? Если все-таки команд будет две, это, наверное, проще. Я не вижу ничего плохого в наличии двух методик. По крайней мере одна должна дать эффект. Единственный момент: важно, чтобы обе группы имели одинаковые права и условия отбора, без привилегий.

– Значит, осенью придется устраивать дополнительный контрольный старт?

– Да. Я бы и без этого обязала всех выступить на летнем чемпионате России в сентябре. Ну и потом, уже перед самым стартом Кубка мира, тоже обычно проводятся какие-то контрольные соревнования. По итогам всего этого и нужно отбирать команду, которая поедет на декабрьские этапы Кубка мира. И Сан Саныч, как старший тренер, должен этот состав утвердить.

– Может, присущие Селифонову мягкость и умение договариваться – и есть залог успеха в данной ситуации? Трудно себе представить в тандеме с Пихлером такого жесткого и волевого специалиста, как, например, Валерий Польховский...

– Если поставить к Пихлеру Польховского – это будет война (улыбается). Мне кажется, они начнут друг друга давить. А как получится у Сан Саныча, сейчас, думаю, никто не предскажет. Все просто ждут, что будет дальше. Они ведь никогда не работали вместе, в непосредственном контакте. При этом вся ответственность ложится на плечи Сан Саныча. В случае неудачи отвечать придется ему.

– Каково вам было последние недели наблюдать за всем этим сумасшествием вокруг тренеров сборной?

– У меня никакого трепета не было. Я же в этом участия не принимаю. Какой смысл рвать себе душу? Только читала в интернете о принятых решениях.

– А то, что пишут в сети болельщики, читаете?

– Иногда. Бывает, и на меня там валят. Но отношусь к этому ровно – я ведь этих людей в лицо не знаю. Проще всего сидеть дома и под чужим именем лить на кого-то грязь. Хотя бывает очень неприятно, когда совсем на личности переходят, позволяют себе грубости в адрес заслуженных людей. Раньше, когда сама выступала, не читала ничего, даже новостей. Вообще неинтересно было. Всегда была такая позиция: у меня все в порядке. Сохраняла душевное равновесие. А кто там с кем воюет – это вообще не интересно. Да и сейчас – вот все обсуждают, а чего обсуждать-то? Еще ни составы команд неизвестны, ни планы подготовки. Тем не менее все пишут, звонят, спрашивают. Писать, что ли, больше не о чем? Тренеры написали письмо – и началось. Всем кости перемыли. А что, тренеры не имели права высказаться?

– По ходу сезона у вас не возникало желания посоветовать что-то девушкам, подсказать?

– А кому? (Улыбается.) С молодыми девчонками мы практически не знакомы. А Оле Зайцевой чего советовать? Она сама все знает. Это со Светой (Слепцовой. – Прим. Е.К.) мы плотно общаемся.

– На ваш взгляд, что с ней произошло?

– Мне кажется, не переварила до конца большие нагрузки, вот и все. Отсюда пошли проблемы со спиной, с коленями. Вот я сколько пробегала, но спина заболела только сейчас, когда детей на себе таскаю. А так никогда проблем не знала.

– То есть трудности Слепцовой – дело поправимое?

– Да. Просто для начала надо хорошо восстановиться, отдохнуть. Не начинать работу просто потому, что время пришло, а выйти из этого состояния – чтобы снова появилось желание тренироваться. И тогда уже начинать дозированно работать.

– Что вы думаете по поводу проблем с подготовкой лыж, о которой в женской команде говорили по ходу всего сезона?

– Наверное, иностранцев приглашали, чтобы они "слили" какую-то секретную информацию. Показали что-то такое, чего нет у нас. В Сочи, говорят, снег какой-то особенный, сложный. И идея, видимо, была в том, чтобы получить какие-то уникальные наработки. Но в принципе наши российские сервисеры раньше всегда справлялись. Работали втроем, вчетвером, зашивались, спали по четыре часа, но успевали все сделать. И никогда не было, чтобы люди в сердцах на публике говорили, что из-за лыж запороли сезон или, например, чемпионат мира. Хотя со стороны анализировать трудно. Девчонки же тоже не выносят сор из избы.

– Вы можете представить себя работающей под руководством Пихлера?

– Знаете, когда его только назначили, мне было очень интересно: а смогла бы я выдержать? Это как проверка на прочность. Но сейчас, признаюсь честно, я уже засомневалась. Ведь то, чего все ожидали от команды Пихлера, пока не получается.

– Его команда, его тренировки – это предмет обсуждений в кругу бывших спортсменов?

– Конечно, мы обсуждаем и методики Пихлера, и работу других тренеров. Вопрос в том, что это тоже зачастую "мнение с дивана". Специалист может дать грамотный анализ только тогда, когда видит планы, объемы, формат подготовки. И даже цифры не всегда дают пищу для грамотного анализа. Чтобы определять "правильно – неправильно", нужно знать массу нюансов. Повторная была тренировка или имитация, какая биохимия у спортсмена в каждый конкретный день… А умничать с дивана – легче всего. Это не анализ, а разговоры на кухне. И так создается впечатление, что вся страна занимается таким псевдоанализом биатлона. Нет, правда, уже как в футболе стало: каждый готов давать советы тренеру сборной. Я же не хочу быть в рядах тех, кто критикует, не изучив до конца ситуацию. А если ты знаешь, что делать, – так иди и помоги...

По идее сейчас нужен человек, который на сто процентов принесет медаль. Получится ли у Сан Саныча? Не знаю. И просто пожелаю любому тренеру сборной удачи и терпения. Пусть это будет кто угодно. Лишь бы помог нашим завоевать медали в Сочи. А самим спортсменам посоветую: не забивать сейчас себе голову. Пусть отдыхают, набираются сил – чтобы к лету быть готовыми.

56