Стартовую гонку Кубка мира в олимпийском сезоне – смешанную эстафету на этапе в шведском Остерсунде – выиграла сборная Чехии. Сборная России финишировала шестой.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Остерсунда
Спорили мы спорили, что престижнее, главный старт или весь сезон, да теперь перестали. О зачете в Кубке мира-2013/14 даже речи нет, весь он вплоть до февраля – сплошные предолимпийские пробы. Результат вторичен, надежды первостепенны. Только вот связаны они, что ни говори, с тем же результатом стальным канатом. Плавали, знаем: разогнаться в январе до золотого звона, а потом проиграть чемпионат мира нам по силам. Пылить же два первых месяца в обозе, а затем вдруг взвиться на подиум – совсем другой табак, мы уж и подзабыли, как это делается.
Гесснер, Свендсен и еще пара ракет стартовую гонку сезона пропускали. Бог с ними, соревноваться нам все равно предстояло больше с самими собой. И с остерсундским ветром. Этого добра тут навалом. Кругом большие озера, с которых дует довольно злобно. Что превращает едва ли не нулевую температуру в некомфортный колотун, сдувает пули на стрельбище, а заодно навевает любопытные мысли.
В Сочи мы построили стадион таким образом, что огневой рубеж хорошо защищен от ветра. Это честно и по-спортивному. Но по биатлонному ли? Блуд воздушных масс в этом виде спорта все равно что судья в футболе: сплошная непредсказуемость, которая входит в правила игры. Ладно, пусть на Олимпиаде все будут в относительно равных условиях. Но в таком случае на первое место в списке необходимого и достаточного выходит скорость, а также умение скакать по сочинским горам. Готовы ли мы состязаться с иностранцами только в этом? И разве не слабое место России в последние биатлонные годы – та самая скоростная выносливость?
А вот посмотрим первую гонку сезона – заодно и узнаем.
Состав тренеры сформировали слегка экспериментальный и, если говорить о женской половине эстафеты – пихлеровский. У мужчин объективные, хотя и не критические, вопросы вызывала кандидатура Волкова. Попытки понять логику тренеров, впрочем, эти вопросы сняли. Народу в сборной хватает, посмотреть в деле хочется всех, результат кровь из носу давать не надо. Почему бы тогда и не Волков? Даешь ротацию, внутреннюю конкуренцию и высокий накал.
В общем, побежали. И с накалом как-то сразу не заладилось. Поначалу ощущение дежавю вызывала Тура Бергер. Ты, понимаешь, дряхлешь потихоньку, катаясь на этапы из года в год, а этот кентавр женского рода как бегал, так и бегает: вечно впереди. Затем, когда выстрелы Туры сдул шведский ветер, ощущение малых перемен в биатлонном мире подкрепило отсутствие в лидирующей группе наших.
Все у Глазыриной было как всегда: и бег, и стрельба. Не медленно и не быстро, не в молоко, но и не идеально точно, ни хорошо, ни плохо. Средне. 7 секунд на первом круге, 14 на втором, 24 на третьем проиграла Катя лидеру. Это ходом. Плюс время стрельбы. Плюс дополнительные патроны. Итого – 45 секнд отставания, 8-е место на передаче этапа. Бывало, как мы знаем, и хуже. Но кому от этого легче?
Позже выяснится: то, что казалось средним, было едва ли не лучшим. На сугубо нашем, понятно, уровне. Конкурируя во время предсезонной подготовки между собой, мы немножечко забыли об окружающих. А они, как выяснилось, в порядке. Французы, похоже, совсем не знают, что такое игры с функциональной готовностью, подводка к важному старту и прочие пики формы. Просто бегут как потерпевшие и все тут. Причем не только Мартен Фуркад, родившийся в горах и потому приговоренный, якобы, показывать на лыжне дикую скорость.
В абсолютном беговом порядке, и об этом даже как-то нелепо писать, норвежцы. "Здрасьте вам" выдали и чехи. Все они дружно провалятся на Олимпиаде? Нет. Потому что у французских, норвежских, чешских тренеров тоже есть мозги. Они отличают цену остерсундских и сочинских медалей. Первые на вторые никогда не поменяют. Но чтобы не было дилеммы, пытаются захапать и те, и другие.
Для нас этот путь недостаточно хорош. Мы из сезона в сезон экспериментируем. Или думаем, что экспериментируем. И всякий раз в чем-то ошибаемся, сея надежду: в следующем сезоне все будет не так. Что ж, уже после первой же гонки сезона надо начинать повторять ту же мантру. Другого выхода нет, да и шансы на наше февральское пробуждение, какие-никакие, имеются. Все будет хорошо. Воспрянем, возродимся, взлетим. Потом. А пока перейдем к проигрышу в смешанной эстафете.
Дабы избежать каши абсолютных показателей, поговорим от относительных. Как и Франция, занявшее пятое место, Россия забежала на три штрафных круга. Но стала шестой. При этом французам всю головную боль обеспечил Мартен Фуркад. Застрелился на последнем рубеже, забыл, как выяснилось после финиша, про один дополнительный патрон, растранжирил гигантское преимущество, пробежал три дополнительных круга и получил за свою забывчивость штрафные санкции. У нас на лишние круги зашли двое. Оба лидеры: Зайцева и Шипулин.
Следующее сравнение – со сборной Германии. У России – 3 круга, 13 промахов. У немцев – 5 плюс 18. А разница между нашим шестым и их седьмым местом – ровно восемь секунд. Всего восемь.
Стоил ли истерить по этому поводу? Совершенно точно нет. Во-первых, бесполезно, от истерик и истериков все равно ничего не зависит. Во-вторых, в запасе два с половиной месяца для корректив. И они, несомненно, будут внесены. Вопрос в другом: воспримет ли корректирующее воздействие человеческий материал? Что если первая гонка Остерсунда и есть наш объективный потенциал?
Нет, это не так, сказала после финиша Глазырина.
– Насчет своего состояния на лыжне есть много вопросов. Еще неделю назад оно было совершенно другим.
Уже неплохо. Не то, что есть много вопросов, а то, что состояние было другим. Послушаем Волкова.
– Закрыл мишени с шести патронов. На стойке были мелкие порывы ветра – это мешает. Сегодня все много промахивались – тот же Мартен Фуркад зашел на три штрафных круга. Не скажу, что сейчас суперсамочувствие, но для него еще не время. Потихоньку набираю форму, врабатываюсь. Пока мое состояние – далеко не максимум. А вот волнения сегодня не было, больше переживал перед отбором в команду. Кубки мира – дело привычное.
Главное, чтобы привычным делом не стали такие результаты, добавлю я от себя. И процитирую Ольгу Зайцеву.
– Непростая погода – штормовой ветер был. На стойке я не справилась с его порывами, но это был первый старт. У меня лично этот блин получился комом. Расстроена, конечно. В прошлом году приехали сюда заряженные, сейчас же такое ощущение, что у нас не было перерыва и этот этап следующий после Ханты-Мансийска. Нет ощущения праздника, что ли. Как будто мы все еще продолжаем тренироваться. Будем разбегаться со стартами, набирать скорость. Сейчас мы не в топ-форме.
Ну и Антон Шипулин.
– Я с таким ветром на соревнованиях еще не встречался. Даже в Оберхофе. Может быть, только Устюгова или Черезов сталкивались с чем-то подобным. Винтовку сегодня качало вправо-влево. Большую роль играла удача, но, конечно, везет сильнейшим. А мы вынесли урок для себя. Я бы даже после гонки пошел стрелять в такой ветер, чтобы набрать опыт, и чтобы такого больше не повторилось. По трассе старался идти ровненько. Теперь надо разбирать ход по аналитике. Еще есть очень большие резервы, к индивидуальной гонке, думаю, прибавим.
Итак, ветер. Такая вот проблема. От которой в Сочи, скорее всего, мы будем избавлены. Но обратил бы внимание вот еще на какую деталь. Готовились участники сегодняшней эстафеты в самых разных творческих группах, количество которых в последнее время стремится в сборной России к количеству спортсменов. А по скорости, если усреднить, четверо наших прошли свои отрезки примерно девятыми-десятыми. Напрашивается вывод: во всех группах народ готовили примерно одинаково, по единому плану, иначе имелись бы заметные расхождения. Либо усваивается сборниками разная нагрузка непропорционально ее объемам. Сколько ни дай – все выходит ровно, но не премиально. Пока.
А в остальном, конечно, еще не вечер. Да и ветер опять же. Так что продолжаем наблюдать и верить. Планида у нас такая.
Кубок мира. 1-й этап. Смешанная эстафета. 2х6 + 2х7,5 км. 1. Чехия (Виткова, Сукалова, З. Витек, Моравец) – 1:17.05,6 (0 штрафных кругов + 8 дополнительных патронов). 2. Норвегия (Т. Бергер, Солемдаль, Кристиансен, Т. Бе) – отставание 10,2 (1 + 12). 3. Украина (Пидгрушная, Вал. Семеренко, С. Семенов, Дериземля) – 1.11,2 (0 + 12). 4. Италия (Вирер, Оберхофер, Д. Виндиш, Хофер) – 1.12,5 (2 + 11). 5. Франция (Брюне, Дорен-Абер, С. Дестье, М. Фуркад) – 2.11,1 (3 + 5 + 2 штрафные минуты). 6. РОССИЯ (Глазырина, Зайцева, А-й Волков, Шипулин) – 3.03,3 (3 + 13).