9 января 2014, 19:32
Золото мужской эстафетной гонки было разыграно в жесточайшей борьбе, завершившейся чисто символическим – в 0,1 секунды – перевесом в пользу Австрии. России досталась бронза, в то время как бессменный фаворит эстафетных гонок Норвегия довольствовалась тремя штрафными кругами и девятым результатом.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Рупольдинга
Праздновать победу своей эстафетной команды норвежские болельщики начали с самого утра, причем даже не в Рупольдинге, а в соседнем с ним Райт им Винкле. Стая разукрашенных на все лады персонажей с бубнами, коваными колокольцами размером с арбуз и рогатыми шлемами так разухабисто скакала хороводом вокруг городской самогоноварни с гордым названием Schnapps-Museum, что впору было начать сомневаться в том, что назначенная на половину третьего дня гонка еще не начиналась.
Второй акт норвежско-мерлезонского балета в сине-бордовых тонах со столь же внушительным размахом проходил уже на ближних подступах к стадиону. Там хороводы закручивались уже в несколько рядов и сопровождались аккомпанементом все тех же бубнов и колокольцев. Короче, несмотря на отсутствие в составе норвежской сборной великого и могучего Оле Эйнара Бьорндалена, Норвегия по обыкновению предвкушала победу. Одержать которую имела шансы любая команда из доброй полудюжины стран.
В ходе тренировочной пристрелки я спросила Александра Касперовича, привлеченного к сборной команде вместе с учеником – Александром Логиновым, рассматривалась ли при определении эстафетного состава кандидатура его спортсмена. "Рассматривалась", – ответил тренер. И тут же пояснил, что сам не был склонен к тому, чтобы Логинов стартовал в эстафете – слишком непосильной могла оказаться нагрузка, тем более что Александру предстоит стартовать в Рупольдинге во всех гонках, да и вообще восстанавливать собственную репутацию после проваленного в Оберхофе масс-старта.
Судя по виду, с которым Касперович все это излагал, восьмое место ученика в той гонке с двумя промахами на заключительной стрельбе сильно расстроило тренера. Он, собственно, и сам не отрицал этого, сказав, что главной ошибкой Александра было то, что перед самым рубежом он слишком сильно сбросил скорость, положившись на ветер, дующий в спину. И начал стрелять на чрезмерно низком для себя пульсе. Вот и "заколбасило" – с непривычки.
По поводу же эстафеты тренер сказал, что вообще не считает правильным проводить какие бы то ни было параллели с Олимпийскими играми. Все, что на самом деле может показать эта гонка, – состояние команд на сегодняшний день, не более. За месяц, оставшийся до Сочи, все может поменяться не один раз. Причем самым непредсказуемым образом.
Алексей Волков, стартовавший на первом этапе, отработал достаточно надежно, чтобы не вызвать никаких нареканий. Со старта ушел не первым, передал эстафету Евгению Устюгову третьим с 10-секундным отставанием (цена одного дополнительного патрона на "стойке"), но в целом напомнил чье-то очень давнее высказывание об автомате Калашникова: мол, не самое элегантное оружие в мире, не бог весть какое компактное, зато не капризничает и не дает сбоев ни в дождь, ни в мороз, ни в песчаную бурю. Не хватает скорости? Ну так лучшее – враг хорошего, как говорится.
К моменту выхода на лыжню Евгения Устюгова было уже очевидно, что весь лимит безудержных норвежских торжеств был-таки исчерпан еще до гонки: младший Бё организовал своей команде три штрафных круга на первом же рубеже, шесть раз подряд выстрелив мимо мишени. Зато в ударе оказались немцы.
Германия вышла в лидеры к концу второго этапа. Сначала Андреас Бирнбахер, который отсиживался всю дистанцию на лыжах Устюгова, отыграл у Евгения на финише 12 секунд, но уже после первой стрельбы Эрика Лессера на третьем отрезке разница между ним и дважды промахнувшимся Дмитрием Малышко составила полминуты.
Лессер, правда, чуть было не поймал штрафной круг, "застрелившись" на втором рубеже, в связи с чем Малышко отыграл у него порядка 20 секунд, а в лидеры (хоть и ненадолго) вышел австриец Симон Эдер.
На заключительный эстафетный отрезок Антон Шипулин ушел с восьмисекундным отставанием от лидера.
Пока он шел к своему первому рубежу, можно было порассуждать о том, насколько обостренно на подступах к Играм начинает восприниматься любая гоночная деталь. Например, те самые два промаха Малышко, допущенные в самом конце стрельбы, то есть очевидно, что на нервах. Хотя при трех (в общей сложности) промахах у Дмитрия был лучший ход на этапе.
Рассуждая накануне эстафеты о состоянии команды, один из тренеров высказал предположение, что на спортсменах довольно негативно сказалось слишком большое количество всевозможных "отборов", когда вместо того, чтобы спокойно тренироваться, набирая форму, они были вынуждены постоянно кому-то что-то доказывать. Вполне возможно, что именно это психологически подломило Евгения Гараничева. В прошлом сезоне его место в сборной было, казалось, застолблено на многие годы вперед, сейчас же Евгений – первый кандидат на вылет из состава, если в Антхольце ярко проявит себя тот же Тимофей Лапшин.
На финишный круг первым уходил именно Шипулин, но в этом, к сожалению, не виделось ничего хорошего: слишком откровенно, экономя собственные силы, налипли на его лыжи Доминик Ландертингер и Симон Шемп.
Ну, а на финише немец с австрийцем сцепились друг с другом уже всерьез, словно и не было на их пути к золоту никаких серьезных препятствий.
Кубок мира. 5-й этап. Рупольдинг (Германия). Мужчины. Эстафета 4 х 7,5 км. 1. Австрия (Зуманн, Д. Мезотич, С. Эдер, Ландертингер) – 1:15.40,9 (0 штрафных кругов + 8 дополнительных патронов). 2. Германия (Штефан, Бирнбахер, Лессер, Шемп) – отставание 0,1 (0+9). 3. РОССИЯ (Волков, Устюгов, Малышко, Шипулин) – 14,9 (0+7). 4. Швеция (Арвидсон, Ферри, Линдстрем, Бергман) – 25,1 (1+7). 5. Чехия (Шлезингер, Крчмарж, Сукуп, Моравец) – 41,4 (0+2). 6. Италия (М. Виндиш, Д. Виндиш, Де Лоренци, Хофер) – 47,3 (0+7)