31 марта 2014, 17:21
Сегодня в Ханты-Мансийске, где проходит чемпионат страны, состоялось заседание тренерского совета СБР, на котором российский биатлон начал подводить итоги сезона и олимпийского четырехлетия в целом
С большой долей вероятности это заседание тренерского совета запомнится не конкретными решениями, а колоритными деталями дебатов, которые уже стали достоянием общественности. Обменялись любезностями весь сезон не находившие общего языка Николай Лопухов и Валерий Польховский. Немало было сказано и в адрес комплексно-научной группы и ее главы Николая Загурского. И далее по списку.
Читать стенограммы жарких споров, изобилующих выражениями вроде "достиг пика умения морочить нам голову" и подробностями, кто, как и где ловил зайца, чрезвычайно увлекательно. Но сейчас хочется совсем не этого. Биатлонной Санта-Барбары за минувшие четыре года всем хватило с лихвой. А как поднять результаты, и почему этот вопрос по-прежнему актуален, все еще непонятно. Вполне допускаю, что коллеги, транслировавшие проводившееся в открытом для прессы режиме заседание, в каких-то местах могли и утрировать. Но в целом создается ощущение, что конструктивного диалога, по крайней мере в области оргвыводов, у тренеров, как и в предыдущие годы, снова не получилось.
Как и ожидалось, наибольшее число вопросов у присутствующих вызвало отсутствие Вольфганга Пихлера и Павла Ростовцева. Формально отчитываться о проделанной работе на тренерском совете обязаны только старшие тренеры сборных. Но понятно, что выслушать и поспорить всем хотелось именно с немецким специалистом. Можно ли было убедить Пихлера и Ростовцева приехать и все же вступить в диалог с российским тренерским сообществом? Наверно, да. Понятно ли, почему по собственной инициативе они предпочли этого не делать? Пожалуй, тоже.
В итоге отчет по работе женской команды представлял Александр Селифонов, который, правда, еще до Олимпиады передал бразды правления командой Владимиру Королькевичу. Последний отсутствовал по объективным причинам в связи с недавно перенесенной операцией. Стоит ли удивляться, что многие специалисты, в том числе Виктор Маматов и Александр Грушин, подвергли критике отчеты тренеров (к выступлению наставника мужской сборной Николая Лопухова также были вопросы), которые, по их мнению, оставляли желать лучшего?
Не поняли члены совета и отсутствия в зале президента СБР Михаила Прохорова и исполнительного директора СБР Сергея Кущенко. Хотя, как и в случае с нестаршими тренерами, формально их присутствие на совете не является обязательным. Не был затронут в должной степени и вопрос о допинговом скандале с Ириной Старых и Екатериной Юрьевой.
Что касается конкретных решений, на совете обсудили проект расширенного варианта состава сборных для централизованной подготовки к следующему сезону. У мужчин в предварительно озвученный список вошли Антон Шипулин, Евгений Устюгов, Дмитрий Малышко, Алексей Волков, Евгений Гараничев, Александр Логинов, Тимофей Лапшин, Алексей Слепов, Максим Цветков, Александр Печёнкин, Евгений Боярских, Антон Бабиков. У женщин – Ольга Зайцева, Ольга Вилухина, Яна Романова, Екатерина Шумилова, Дарья Виролайнен, Ольга Подчуфарова, Валентина Назарова, Анастасия Загоруйко, Галина Нечкасова, Ульяна Денисова, Евгения Селедцова, Анна Никулина. Отдельным голосованием в предварительный состав включили также Екатерину Глазырину, в концовке сезона выведенную из основного состава сборной после резких высказываний по поводу олимпийской эстафеты.
Окончательный вариант состава будет сформирован с учетом масс-стартов на чемпионате России, а также соревнований в Увате и Тюмени. В основу войдут 16 мужчин и 16 женщин в основной команде, 12 мужчин и 12 женщин будут готовиться в молодежной команде.
Не менее острой темой стал и тренерский вопрос. Предложенная СБР идея об открытом конкурсе, призванная в том числе снизить градус враждебности между штабом первой команды и всеми остальными, как теперь очевидно, не у всех нашла понимание. В том числе и потому, что отчетно-выборная конференция Союза биатлонистов России, на которой будет переизбираться руководство самой организации, состоится только в конце мая. Однако здесь стороны оказались в какой-то степени в безвыходной ситуации. Тянуть с выборами тренеров так долго нельзя, поскольку в это время команды уже должны приступать к первым сборам. Однако найдет ли новый тренерский штаб, каким бы он ни был, поддержку у своих коллег или его ждет судьба нещадно критикуемых предшественников, пока неясно.
В комиссию по рассмотрению заявок на вакантные должности тренеров вошли председатель Владимир Барнашов, а также представитель Минспорта РФ Сергей Косилов, представитель Олимпийского комитета России Александр Грушин, члены тренерского совета СБР Валерий Медведцев, Максим Кугаевский, Юрий Кашкаров, Сергей Басов.
По итогам обсуждений тренерский совет рекомендовал на роль старшего тренера мужской сборной Александра Касперовича, женской – Владимира Королькевича (его план работы с российской командой в ближайшие четыре года по названным выше причинам представляли коллеги). На пост старшего тренера по резерву претендуют Александр Куракин и Александр Селифонов.
Вице-президент СБР по спорту высших достижений Виктор Майгуров также рекомендовал усилить тренерский штаб резервной команды ранее работавшими с основой Павлом Ланцовым и Сергеем Коноваловым. В свою очередь, Королькевич предложил привлечь к работе в тренерском штабе на постоянной основе словацкого специалиста Ярослава Гайдыша. Напомним, что в минувшем сезоне Гайдыш уже участвовал в подготовке российских спортсменов по рекомендации Королькевича. И, к примеру, работавшие с ним Иван Черезов и Максим Чудов осенью отзывались об этом сотрудничестве с большим восторгом.
Окончательно определиться как с составами команд, так и с тренерским штабом планируется до 20 апреля.