16 июля 2014, 15:55

Супермикст угрожает смешанной эстафете

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент
Владимир Иванов
Обозреватель

Новый формат биатлонных соревнований – супермикст, дебютирующий в программе Кубка мира в сезоне-2014/15, – может уравнять официальные старты с коммерческими турнирами и со временем получить олимпийский статус.

Первые официальные соревнования по сумермиксту среди элитных спортсменов пройдут в рамках этапа в чешском Нове-Место 6 февраля будущего года. Супермикст подразумевает выступление в команде одной женщины и одного мужчины, которые преодолевают трассу поочередно. Каждому из них надо по два раза выполнять стрельбу из положений лежа и стоя. Дополнительных патронов не предусмотрено, а длина штрафных кругов – 50 м. После каждого полуторакилометрового этапа и огневого рубежа, за исключением последнего, спортсмены передают эстафету друг другу. На последнем этапе после стрельбы мужчина еще раз пробегает 1,5-километровый круг. Таким образом, биатлонист преодолевает минимум 7,5 км, а его напарница – 6 км, как это происходит в обычных эстафетах.

– Супермикст – достаточно интересный вид программы, – считает член технического комитета IBU, член правления СБР Виктор Майгуров. – Это доказывают подобные соревнования, которые уже долгие годы проводились и проводятся в Германии – сначала в Рупольдинге, потом на стадионе в Гельзенкирхене. Да и московская "Гонка чемпионов" проходит примерно в том же формате. Это повышает конкуренцию среди команд, ведь по одному хорошему спортсмену и спортсменке есть как минимум в 20 сборных.

– Супермикст похож на традиционные "Рождественские гонки", – замечает двукратная олимпийская чемпионка Ольга Зайцева. – Такой формат дает возможность включиться в борьбу тем командам, которые не могут выставить конкурентоспособную эстафетную четверку. Хотя поначалу, думаю, в супермиксте будут участвовать в основном те биатлонисты, которые не попадают на основные старты. Молодые спортсмены получат дополнительную возможность набраться опыта.

Впрочем, не только увеличение конкуренции является стимулом для того, чтобы новая гонка получила реальный соревновательный формат и статус. Интересы спонсоров, болельщиков и, главным образом, телезрителей сегодня порой важнее чисто спортивных постулатов.

– Основная движущая сила данного вида программы – это то, что зрителям и телевидению нужно, чтобы борьба шла до последнего метра, – подчеркивает Майгуров. – Спортсменам тоже нравится, когда идет постоянная контактная борьба от старта до финиша. Дистанция короткая, и много внимания здесь нужно уделять стрельбе.

Спорт во многом зависит от телевидения, – продолжает член правления СБР. – А телевидению нужно шоу. Например, командная гонка – достаточно статичный вид программы, где мало стрельбы. Как спортсмены вместе идут по трассе – зрителю не слишком интересно. Именно из-за этого командная гонка утратила свою привлекательность.

– Многие люди даже не догадываются о существовании других, кроме всем известных и привычных видов программы, – считает олимпийский чемпион Алексей Волков. – В лучшем случае кто-то слышал, что в СССР проводились командные гонки. Я сам попробовал все форматы стартов. Правда, давно, еще в юниорах. В плане понимания супермикста для зрителя вначале могут быть сложности, но со временем все разберутся и будут получать от него удовольствие. Супермикст уже опробовали как показательный вид на этапе Кубка мира в Осло. Было очень интересно, но я смотрел за происходящим со стороны. Чтобы действительно понять, что такое супермикст на высоком уровне, нужно поучаствовать в нем самому. Возьму пару советов у Тимофея Лапшина – у которого есть опыт в этой дисциплине, – и постараюсь попасть в команду на чешский этап Кубка мира.

Нам, спортсменам, не так тяжело перестраиваться на новые виды, – продолжает Волков. – Главное, чтобы четко объяснялись правила. В каждой дисциплине есть свои нюансы. Не думаю, что для супермикста нам придется много тренироваться, "нарабатывать" партнера. Да, провести пару тренировок с девушками будет полезно, но подстраивать всю подготовку под одну гонку вряд ли имеет смысл. Существует много видов программы, и хороший биатлонист должен быть универсалом, а не надеяться исключительно на одну дисциплину.

В конце 1990-х в программах Кубка и чемпионата мира появились гонки преследования и масс-старты. Эти дисциплины были приняты очень хорошо и завоевали себе место в олимпийской программе. В 2005 году впервые были разыграны медали чемпионата мира в смешанной эстафете. К ней некоторые представители биатлонного сообщества поначалу отнеслись скептически, и только когда она появилась в олимпийской программе, то стала значимой для всех спортсменов. Впрочем, и сейчас смешанная эстафета в Кубке мира проводится реже, чем, к примеру, индивидуальные гонки.

– Поначалу к смешанной эстафете относились не очень серьезно, – вспоминает Ольга Зайцева. – Хотя наша команда на первых двух стартах заняла первое и второе места. Было весело, но не более того. Сейчас же конкуренция в этом виде наисерьезнейшая.

Многие считают, что смешанная эстафета во многом дублирует обычные эстафеты. Поэтому, вполне вероятно, что супермикст со временем вытеснит ее из программ Олимпийских игр и чемпионатов мира. В то же время о появлении других дисциплин на серьезных стартах речи пока не идет.

– В настоящее время ничего, кроме супермикста, не обсуждается, – говорит Майгуров. – Возможны варианты с изменением стартовой поляны и прочего, но не новые виды. Проведение суперспринта на уровне Кубка мира тоже пока не обсуждается, ведь индивидуальных видов программы у нас на сегодняшний день достаточно. В то же время с появлением супермикста может встать вопрос о том, оставлять ли в биатлонной программе Олимпийских игр смешанную эстафету.

Хотя спортсмены были бы рады дальнейшему расширению биатлонной программы, в этом вопросе не все так однозначно. У любых экспериментов должны быть границы.

– Здорово, что наш любимый вид спорта развивается, – замечает Зайцева. – Посмотрим, какие из дисциплин со временем приживутся, а какие нет. Суперспринт и командная гонка тоже интересны, но внедрять сразу все нельзя. Мы так ни в какие олимпийские сроки не уложимся. Да и тяжело это. Нужно все-таки больше концентрироваться на классике. А вот на этапах Кубка мира время от времени пробовать что-то новое можно. Это даже полезно для разнообразия.

– Я пока не вижу особых причин расширять биатлонную программу, – говорит Майгуров. – Сейчас возникают дискуссии о том, оставлять ли индивидуальную гонку на 20 км и стоит ли давать в ней за промах не минуту, а 40 или 45 секунд штрафного времени. Однако на последнем заседании технический комитет IBU высказался за то, чтобы эта гонка оставалась в классическом варианте, тем более что проводится она за зимний сезон только три раза. В программе чемпионатов мира сегодня по пять видов у мужчин и женщин плюс смешанная эстафета – на мой взгляд, этого достаточно. Дальнейшее расширение программы может привести к тому, что значимость уже имеющихся видов будет растворяться.