20 января 2016, 15:45
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Антерсельве
Итальянский этап без солнца – редкость. Однако неяркая, но сухая и ясная погода как нельзя лучше подходила к атмосфере на стадионе: абсолютно рабочей и несуетливой.
Живет российская женская команда у самого стадиона – в отеле, где на протяжении уже не одного десятка лет традиционно останавливались спортсмены почти всего бывшего СССР. То есть – на высоте.
Это уточнение необходимо, чтобы понять. Высота – это главное, вокруг чего крутится на итальянском этапе все. Многие предпочитают селиться внизу, в долине – в более привычных организму условиях быстрее идут все восстановительные процессы. Поскольку горы сами по себе являются для человеческого организма нагрузкой, рассчитывать тренировочные задания в Антерсельве/Антхольце сложнее, чем на любом другом этапе, – можно перегрузить. Словом, весь процесс подведения подопечных к стартам уместнее всего сравнить с процессом настройки музыкального инструмента: вроде бы ничего особенного, но если не зазвучит – нет разницы, с какой силой бить по клавишам или струнам. И, наверное, нет ничего удивительного в том, что самый успешный биатлонист Антерсельва/Антхольца (с колоссальным отрывом от остальных) – это Оле Эйнар Бьорндален, для которого подводка себя любимого к стартам давно стала религией, а сам он выигрывал на итальянском этапе 15 раз.
Утренние тренировки женщин начались в среду в десять утра, все шесть спортсменок российской сборной были на стадионе, тренерам же оставалось принять окончательное решение как по составу эстафеты, так и по ближайшему старту.
В принципе здесь тоже было все ясно: эстафета – главный для россиянок старт, значит в составе наверняка окажутся Ольга Подчуфарова, Екатерина Юрлова и Екатерина Шумилова. Шумиловой неплохо бы дать отдохнуть и восстановиться – так что будет неудивительно, если Катю освободят ради эстафеты от личных гонок. На четвертую вакансию претендуют Анастасия Загоруйко и Татьяна Акимова, и тоже не будет удивительным, если тренеры остановят свой выбор на первой из этих спортсменок: после рождения ребенка Настя, по мнению тренеров, стала намного спокойнее и устойчивее психологически, да и вообще постарше и поопытнее, чем 25-летняя Акимова. А возраст и опыт в биатлоне, как известно, зачастую имеют решающее значение.
Правильно это или нет, вопрос риторический, потому как вечный. Думаю, в российском биатлоне по умолчанию исключена ситуация, в которой тренеры выпустили бы на старт спортсменку юниорского состава. Последней была Светлана Слепцова, дебютировавшая в Кубке мира в 20-летнем возрасте. В свой первый год Света прошла по этапам достаточно скромно, занимая в гонках места в третьем или четвертом десятке, но для того, чтобы освоиться и набрать опыт, этого оказалось достаточно.
Примерно по такой же схеме работает биатлон Германии, причем не только в тех случаях, когда речь идет о талантах масштаба Лены Нойнер. О том, что в юном возрасте гораздо проще адаптироваться к чему угодно, включая нагрузки и стрессы, в свое время немало говорила сама Нойнер. Еще одна выдающаяся биатлонистка, трехкратная олимпийская чемпионка Кати Вильхельм своим примером тоже опровергала существующие "возрастные" поверья: она начала заниматься биатлоном в 1999-м, когда ей было 22 (как сейчас – главной возмутительнице спокойствия нынешнего сезона Лауре Дальмайер), через два года стала чемпионкой мира, еще через год – обладательницей индивидуальной и эстафетной золотых наград на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Когда пару лет назад мы разговаривали об этом на одном из этапов Кубка мира, Вильхельм напрочь отмела теорию о том, что была как-то по-особенному талантлива. "Я просто сумела использовать все выпавшие мне шансы", – сказала она.
Собственно, поэтому бывает крайне трудно отделаться от мысли, что нынешняя затяжная полоса не самых успешных выступлений российских девушек – следствие не только каких-то просчетов в подготовке, но и того, что из года в год мы наблюдаем одних и тех же спортсменок, которые в силу весьма солидного возраста в глубине души отчаянно боятся, причем всего: проиграть, перегрузиться в тренировке, упереться и обойти на лыжне признанного фаворита и так далее. Рассуждаем о том, что время тех, кто моложе, когда-нибудь обязательно придет, а на самом деле лишаем молодых того самого шанса, о котором говорила Вильхельм. Шанса вовремя набить шишки в том числе.
Да и какой юниорский тренер, которому отчетные медали подопечных нужны ничуть не меньше, чем его "взрослым" коллегам, добровольно отдаст в основную команду спортсмена, исправно закрывающего юниорский медальный план? Не потому ли до российской сборной так и не добралась почти ровесница Дальмайер Ульяна Кайшева, выигравшая три года назад четыре золота на юниорском мировом первенстве, а за год до этого – юношеские Олимпийские игры в Инсбруке?
Впрочем, задаваться риторическими вопросами сейчас не время. В четверг Антерсельву/Антхольц планирует посетить президент СБР Александр Кравцов. Не исключено, что этот визит станет для команды дополнительным стимулом.
КАЛЕНДАРЬ ШЕСТОГО ЭТАПА КУБКА МИРА
Антерсельва/Антхольц (Италия)
21 января, 16.30. Женщины. Спринт
22 января, 16.30. Мужчины. Спринт
23 января, 15.15. Женщины. Гонка преследования
23 января, 17.30. Мужчины. Гонка преследования
24 января. 13.30. Женщины. Эстафета
24 января. 16.40. Мужчины. Эстафета
Время начала гонок – московское