12 марта 2016, 10:30
– Галина Алексеевна, учитывая наш уровень выступлений по сезону и конкретно на этом чемпионате мира, вы рассчитывали, что результат в эстафете мог быть принципиально иным?
– Я все равно надеялась на хорошее выступление. Эстафета очень непредсказуемая гонка, здесь все может завершиться как провалом, так и победой. Смотрите, победили же норвежки, хотя в зачете Кубка наций они идут всего лишь на седьмом месте, то есть даже хуже нас.
– Но Дарья Виролайнен, которая провалила третий этап и зашла на два штрафных круга, уже далеко не впервые неудачно выступает именно в эстафете.
– Обратите внимание, что Даша была не единственной, кто испытал там серьезные проблемы: на "стойке" вместе с ней многие брали дополнительные патроны, а чешка вообще ушла на три штрафных круга. На мой взгляд, проблема Даши лежит в области психологии. Она очень сильно хотела чисто отстрелять, а когда допустила первый промах, пошел мандраж.
– Но и без промахов на медали мы не претендовали: стартовавшие в эстафете на первых двух этапах Татьяна Акимова и Анастасия Загоруйко проиграли на лыжне лидерам очень много. С чем вы связываете столь значительное отставание в лыжном ходе?
– В целом, девочки-дебютантки сработали неплохо, со стрельбой вообще справились на "отлично". Но, к сожалению, говорить о каких-то выдающихся ходовых качествах у наших спортсменок сейчас не приходится. Они, вероятно, сами понимают, что слабы в этом компоненте, а это тоже добавляет мандража.
– С какими чувствами вы вообще наблюдали финиш российской эстафеты на 11-м месте?
– Было грустно, конечно. Но считаю, вешать нос ни в коем случае не стоит. Взять ту же Дашу Виролайнен: неудачные сезоны бывают у всех, ничего страшного в этом нет. Если она хочет добиться в спорте таких же успехов, как ее мама Анфиса Резцова, нужно сейчас собраться, проанализировать свои ошибки и спокойно работать дальше. Я думаю, все реально, просто этот сложный момент нужно пережить.
– Возможно, вместо Виролайнен и всех остальных нужно просто набрать сборную 20-летних и терпеливо выкатывать их на Кубке мира? Результаты-то вряд ли будут хуже, чем сейчас, зато перспектива совершенно иная.
– Я сторонник того, что молодежь должна сама себе пробивать дорогу в сборную. Есть российские отборочные старты, и если ты хочешь в сборную, то будь тогда там активнее, смелее, наглее, в конце концов. Нужно не ждать, пока место в команде достанется тебе по возрасту, а отвоевывать его самой.
– Одной из причин нынешней неготовности практически всей женской команды называется участие в североамериканских этапах Кубка мира.
– Понимаете, когда команда сильная, то она будет выступать везде и всегда. Мы сами ездили в Северную Америку, бежали все гонки подряд и успевали восстанавливаться, и вообще не видели в этом ничего страшного. Другое дело, например, Бьорндален, которому 42 года. Понятно, что в таком возрасте возможности организма уже другие, и ему нужно грамотно планировать свой гоночный календарь. А пока молодой, наоборот, нужно по максимуму набирать гоночный километраж, опыт стартов и выступлений.
– Какой выход из нынешнего кризиса для нашего женского биатлона вы видите? Если не сменить команду спортсменок, то может, пригласить очередного иностранного тренера?
– Я не смогу вам однозначно ответить на этот вопрос. Чтобы судить о работе наставников, нужно знать, как живет и работает эта команда, а не делать выводы на основании телевизионной картинки. Сути их тренировок я не знаю. Но в принципе, в каждой методике есть что-то полезное. Нужно сохранить его и при этом исправить ошибки.
– Как вам феномен француза Мартена Фуркада, который уже выиграл в Осло четыре гонки из четырех?
– Это, конечно, суперталантливый человек. Фуркад – огромное дарование и феномен, такой, каким был и остается Бьорндален. Это нормальный процесс в спорте: одни феномены уходят и их сменяют другие... Нам же надо не бояться учиться, спрашивать, даже заимствовать что-то у лучших спортсменов мира. И тогда все будет хорошо.