19 марта 2016, 12:30

Иван Черезов: "Болельщики подарили мне звезду на небе"

Владимир Иванов
Обозреватель
Трехкратный чемпион мира дал пресс-конференцию, на которой рассказал о причинах завершения карьеры в возрасте 35 лет.

Владимир ИВАНОВ
из Ханты-Мансийска

– Для меня символично рассказывать о завершении карьеры именно в этом городе, – начал Черезов.

– Почему?

– Потому что в 2003 году я был запасным на чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Помню, ходил, смотрел на всех с открытым ртом. Не верил своим глазам. А затем здесь же был чемпионат России и я впервые в карьере победил на нем. А в 2005 году в Югре были разыграны медали мирового первенства в смешанной эстафете – и наша команда выиграла золото. Но и это еще не все! На ЧМ-2011 в Ханты-Мансийске мы стали вторыми в эстафете, и эта медаль – последняя для меня на таком уровне. Официальную часть нынешнего сезона я тоже заканчиваю здесь. Выступлю на чемпионате России.

– Переломным моментом в вашей карьере стала та злосчастная травма, которую вы получили в 2011 году?

– Да, после нее, по сути, я так и не смог вернуться. Основной ошибкой стала излишняя спешка. Как сейчас помню, что лежа на больничной койке в сентябре, я всерьез рассчитывал восстановиться к чемпионату мира в Рупольдинге. Форсировал события. Но, как это часто бывает в спорте, тем самым я не ускорил выздоровление, а укоротил себе карьеру. Пройди тогда полноценную реабилитацию – все могло бы пойти совсем иначе.

Иван ЧЕРЕЗОВ в больнице после травмы в 2011 году. Фото Елена Вайцеховская, "СЭ"
Иван ЧЕРЕЗОВ в больнице после травмы в 2011 году. Фото Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ, "СЭ"

– Насколько тяжело все-таки далось решение остановиться?

– Побывав на самом высоком уровне, прекрасно понимаешь, на что способен. Мозг отлично все помнит, но тело после травмы выполнять те же действия уже не может. И от этой нестыковки очень непросто. Выбило из колеи и непопадание на домашнюю Олимпиаду. Я хотел закончить уже тогда. Но появились люди, которые поддержали и предложили попробовать еще раз. Постепенно я нашел новую мотивацию. Но сейчас нужно ставить точку. Этот сезон был для меня решающим. Я хотел попасть в команду, чтобы в следующем году полноценно участвовать в Кубке мира.

– Вплоть до этапа в Рупольдинге настроения были другими?

– Когда я начал работать в группе Андрея Крючкова с Шипулиным и Волковым, у меня загорелись глаза. Я реально чувствовал себя молодым. Получал наслаждение от каждой тренировки. Но еще в мае, посмотрев на меня, тренер качал головой. Говорил, что моя техника – просто кошмар. Понятно, что глобально менять ее было поздно, но мы попробовали подкорректировать кое-какой элемент. И все лето и осень я контролировал каждый свой шаг. Но ощущения были, будто бьюсь в стену. Движения вперед не было.

Однако в какой-то момент прорвало. Я почувствовал, что могу бежать в гору. А в последние годы подъемы давались мне очень тяжело. На позитиве вернулся в Россию, отобрался на Кубок мира. И вообще загорелся! Но реализоваться в Рупольдинге не сумел. Возможно, будь у меня еще хотя бы один шанс, получилось бы лучше. Но его было…

Иван ЧЕРЕЗОВ. Фото Евгений Тумашов, СБР
Иван ЧЕРЕЗОВ. Фото Евгений ТУМАШОВ, СБР

РАЗЪЕЗДЫ ОСТАНАВЛИВАЮТ ОТ ПЕРЕХОДА НА ТРЕНЕРСКУЮ РАБОТУ

– Как отреагировали на ваше решение Шипулин и Волков, с которыми вы тренируетесь?

– Был интересный эпизод накануне старта Кубка мира на сборе в Бейтоштолене. Антон заметил, что за пару дней до контрольных я начал напрягаться, грузиться и подошел, сказал, что есть разговор. Без проблем. Так вот он сообщил мне, что если вдруг сейчас не срастется – лучше заканчивать. Ответил ему, что для себя решил это уже давно. Так что Шипулин был готов к такому повороту.

– Какие чувства были внутри после того, как вы все для себя решили?

– Во время чемпионата мира я был на сборе в Увате. Там резко похолодало. Где-то до минус 23. И вот я бегу, и думаю: "Как же здорово, что мерзнуть больше мне теперь не придется".

– Давайте о хорошем. Все-таки в вашей карьере этого было немало…

– Знаете, я редко читал, что обо мне пишут. Но буквально пару дней назад в соцсетях ко мне обратилась девушка – предложила зайти в посвященную мне группу. Ну, я и заглянул. Первый раз за всю жизнь. И залип на три часа! Прокрутил ленту до Олимпиады в Ванкувере. Сидел, не мог оторваться. Воспоминания нахлынули. Я счастлив, что у меня сложилась такая карьера. Для полного удовлетворения не хватает только олимпийского золота.

– Какие старты особенно отложились в памяти?

– Победа на чемпионате мира в смешанной эстафете в Ханты-Мансийске, когда мы умудрились выиграть второй командой. Но самые яркие воспоминания – от эстафетного золота ЧМ-2007 в Антхольце. До этого сборная России не могла победить в этом виде программа на важных стартах очень много лет.

Иван ЧЕРЕЗОВ. Фото Евгений Тумашов, СБР
Иван ЧЕРЕЗОВ. Фото Евгений ТУМАШОВ, СБР

– Знаем, фанаты дарили вам много подарков. Какой самый запоминающийся?

– Один раз болельщики подарили мне звезду на небе.

– Вы ее видели в телескоп?

– Нет. Знаю только координаты и название. Может ее и не видно (смеется).

– Уже есть какое-то понимание по поводу будущего?

– Идут разговоры о том, чтобы привлекать меня в качестве тренера в одной из команд. Это дело интересное, творческое, но вообще неблагодарное (смеется). Там такое давление со всех сторон. Но меня останавливает другое – разъезды. Тренеры бывают дома еще меньше, чем спортсмены. У меня семья, детишки подрастают, и мне было бы совестно и стыдно снова быть вдали от них.

– А как вы думаете, у спортсмена высокого уровня достаточно квалификации, чтобы сразу прийти работать в сборную? Пусть даже молодежную? Или нужно сначала получить какое-то образование?

– Думаю, образование необходимо.