– Все помнят, как семь лет назад тогдашний президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров уволил вас в прямом эфире, прямо по ходу гонки. Тяжело вам было сейчас оставить благополучную жизнь в Финляндии ради попытки второй раз войти в ту же реку в России?
– С прошлого года я уже не работал тренером сборной Финляндии. Летом ко мне обратился Дима Малышко с просьбой помочь, плюс я взял группу молодых ребят из регионов, которые не входили в сборную. Так что я был свободен от каких-либо обязательств, когда принимал предложение Владимира Драчева войти в его команду.
– В 2011-м вы уезжали из России со словами, что ни за что не вернетесь. Что изменилось?
– Думаю, если бы не Драчев, я бы не решился на возвращение. Это же целая эпопея... Но мы придумали концепцию, согласно которой я буду главным тренером над всеми командами и начну разрабатывать единую систему подготовки для всех возрастов. Чтобы человек приходил, скажем, из юниорской команды во взрослую и уже был готов ко всем требованиям. Недопустимо, чтобы в ранних возрастах форсировали подготовку. Мы планируем также возродить систему функционального тестирования, которая была в советском спорте. Она позволяет год от года следить за показателями и иметь полную картину динамики результатов.
– Будущие тренеры наших сборных, включая старшего тренера женской команды Валерия Польховского, готовы работать по вашей системе? Ведь фактически это означает, что они становятся исполнителями чужой методики, но при этом будут отвечать за результат.
– Я общался с кандидатами на позиции тренеров сборной и, в общем-то, встретил полное понимание. Ведь все заинтересованы в том, чтобы качество спортсменов, которые приходят в главную команду, повысилось. А без грамотной системы отбора и подготовки резерва это невозможно. Не должно быть такого, чтобы вчерашний юниор приходил в команду с объемом специальной силовой работы в 50 часов в год, а в сборной – ее стало сразу 70 часов.
– Новый президент СБР Владимир Драчев заявил, что категорически против индивидуальной подготовки спортсменов. В то же время, лично у вас есть свежий и успешный опыт такой работы с Екатериной Юрловой и Дмитрием Малышко.
– Катя и Дима обращались ко мне в тот момент, когда по разным причинам не попадали в команду. Сейчас индивидуализация плана, конечно, возможна. Скажем, мы привлекаем на подготовку с мужской командой юниоров Томшина и Малиновского. Конечно, в первый год будем варьировать для них интенсивность нагрузок и ориентироваться на скорость восстановления. Но что касается полностью индивидуальной подготовки, отдельно от сборной, наша позиция такова: это возможно только за свой счет, при этом в отборе на этапы Кубка мира такие спортсмены могут участвовать на общих основаниях.
ГОД ПРОДЕРЖАТЬСЯ БЕЗ СКАНДАЛОВ – ЭТО НИ О ЧЕМ
– Как прокомментируете информацию о том, что ряд российских спортсменок, включая Ларису Куклину, намерены перейти в сборную Белоруссии?
– Это естественный процесс: в России есть примерно 15 спортсменок примерно одного уровня. Всем места в команде не хватает, и логично, что некоторые девушки стремятся пробовать себя где-то еще. Дело не в финансовой составляющей: не думаю, что в Белоруссии или где-то еще они будут получать больше, чем в России. Скорее, спортсменки хотят выступать на соревнованиях другого ранга. Лично я бы не стал чинить им препятствий.
– Скорее всего, в ближайшее время российский биатлон столкнется с новыми допинговыми проблемами, основанными на полученной ВАДА базе данных Московской лаборатории (LIMS). В связи с этим, вы ставите на будущий сезон какие-то спортивные цели – или важнее всего сейчас пройти его хотя бы без допинговых скандалов?
– Цель продержаться год без скандалов – это ни о чем. Хочу, чтобы по ходу сезона команда выглядела сильнее и стабильнее. У мужчин сейчас позитива больше, даже несмотря на провальный прошлый сезон. Думаю, наш новый план позволит ребятам подойти к сезону не перегруженными и существенно прибавить в скорости бега.
– Вы уже общались с лидером команды Антоном Шипулиным, который пока не принял решения о продолжении карьеры?
– С Антоном я еще не общался. Ориентируюсь пока на информацию из прессы, что до осени он пропускает подготовку. Конечно, мы бы хотели, чтобы он остался. Ни одна команда не захочет терять спортсмена такого класса. Но и насильно его тоже невозможно притащить в сборную. У меня был такой опыт с Сергеем Чепиковым, который, как я ни отговаривал, ушел после олимпийской победы в лыжные гонки. Он искал для себя новый вызов, и нашел его там.
– Если в команде не будет Шипулина, кто может взять на себя роль лидера?
– Я вижу огромный резерв у Александра Логинова. По скорости он уже выглядел очень прилично, но очень много времени терял на стрельбище. Порой он за одно только пребывание на рубеже проигрывал лидерам до 20-26 секунд. Это практически как штрафной круг пробежать!
РОТАЦИЯ СОСТАВА БУДЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНО
– Как будете относиться к таким спортсменам, как Антон Бабиков, которые не боятся открыто конфликтовать с тренером и высказывать свое отношение в прессе?
– Думаю, у них с Гроссом возник такой острый конфликт во многом из-за языкового барьера. Не скажу, что Гросс – плохой тренер, скорее дело в том, что он не сумел донести свои мысли до спортсменов. У меня была похожая ситуация в Финляндии, когда нужно было доказывать эффективность именно моей системы. Думаю, перед началом сборов мы с ребятами проведем собрание, где я объясню, по каким принципам будет строиться недельный микроцикл, какие задачи стоят на каждом из этапов подготовки. В целом, ни одна команда не обходится без каких-то трений в отношениях, это нормально. Лично я никогда в жизни не обвинял спортсменов в случае неудач. Думаю, это позволит нам нормально взаимодействовать.
– Как будет осуществляться ротация между Кубком мира и Кубком IBU? Будут ли при прочих равных иметь преимущество более молодые спортсмены?
– Мы постараемся летом параллельно проводить сборы основного и резервного составов. Организационно это будет непросто, ведь нужны 16 стрелковых установок одновременно, но справимся. Готовиться, кстати, будем до сентября включительно преимущественно на российских базах.
– На заграничные сборы не хватает финансирования?
– Нет, дело не в этом. Просто у нас в стране достаточно отличных баз и даже есть лыжный тоннель в Санкт-Петербурге. В плане трасс, размещения и питания российские центры ничем не хуже зарубежных. В сентябре для среднегорной подготовки поедем в Сочи, потом уже отправимся на высоту в австрийский Рамзау, потом планируем снежный сбор на Кольском полуострове, и там уже пройдет первый отбор.
– Как по ходу сезона будете тасовать спортсменов из основы в резерв и обратно?
– Ротация обязательно будет. Не должно быть такого, чтобы человек выиграл этап Кубка IBU, как Дима Малышко в прошлом сезоне, и никто не отреагировал. В идеале, человек победил – и сразу приехал на следующий этап Кубка мира. Только на двух стартовых этапах это технически невозможно из-за особенностей подачи заявок.