21 января 2017, 19:30

Без Шипулина только третьи

КУБОК МИРА. 6-й этап

Всего лишь 0,1 разделила на финише мужской эстафеты две сильнейшие команды – Норвегию и Германию. Российская четверка в составе Максима Цветкова, Евгения Гараничева, Дмитрия Малышко и Антона Бабикова финишировала с третьим результатом

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Антерсельвы

Все до такой степени привыкли, что мужская эстафета в Антерсельве – это репетиция главного старта, что отсутствие Антона Шипулина в составе российской четверки выглядело какой-то несуразицей. Ну да, было понятно, что спортсмен слишком вымотан после победы в 20-километровой гонке, что лидера обязательно надо сберечь до чемпионата мира, просто слишком свежи были в памяти воспоминания годичной давности, когда здесь же в Антхольце Россия завершила этап эстафетной победой, в которую внес неоценимый вклад сам Антон, растерзав на финише Симона Шемппа. Здесь же были все те же лица, заключительным "игроком" немецкой команды значился все тот же Шемпп, но Антону предстояло выступать лишь в качестве зрителя. Одно это делало потенциальный российский результат малопрогнозируемым.

Очевидным было и другое: именно эта субботняя гонка должна была стать для кого-то из россиян гонкой на выживание. Ведь кого-то из них на мировом первенстве наверняка заменит Шипулин, но кого?

Стартовавший первым Максим Цветков прошел свой тест на эстафетную пригодность отлично: не затратил ни единого дополнительного патрона и первым передал эстафету Евгению Гараничеву.

– Шел достаточно спокойно, – прокомментировал он. – После индивидуальной гонки было немножко тяжеловато, но задачу я выполнил: сразу вышел вперед, чтобы избежать риска возможных поломок, а начиная со второго круга просто спокойно работал. Немного пришлось поупираться только в самом конце дистанции. Но в целом чувствовал себя легче и свободнее, чем год назад. Видимо, начинаю к Антхольцу привыкать.

Подобные стартовые этапы всегда будоражат воображение, создавая иллюзию легко достижимого успеха, но обольщаться вряд ли стоило: Гараничев и стартующий следом Дмитрий Малышко могли считаться сильными звеньями в этой эстафетной цепи лишь с большой натяжкой, что до финишера Антона Бабикова, его результат представлялся и вовсе непредсказуемым: в индивидуальной гонке в пятницу Антон финишировал 39-м с четырьмя промахами, и судя по этому результату отношения спортсмена с Антерсельвой вряд ли можно было считать безоблачными.

Пару лет назад здесь же в Антерсельве известный в прошлом биатлонист Павел Ростовцев объяснял, что сложность итальянского этапа заключается не столько в непредсказуемой розе ветров, сколько в конфигурации трассы. Если оценивать ее целиком, рельеф не самый сложный. Но подход к стрельбищу идет в подъем. На высоте 1600 метров спортсменам порой не хватает кислорода и на более ровных участках. Вот и получается, что, попадая на стадион, гонщики заведомо находятся в "загнанном" состоянии, в котором крайне сложно контролировать дыхание. Задержался с выстрелом на доли секунды – тут же накрывает гипоксия: появляется туман перед глазами, дрожат все мышцы, руки начинают ходить ходуном, плюс – неконтролируемое сердцебиение. Особенно сложно в таком состоянии стрелять стоя. Не успел вовремя выстрелить, лучше вообще отложить выстрел, перевести дыхание. И ни в коем случае не пытаться "выцеливать" мишень. В состоянии гипоксии это – гарантированный промах.

Еще один парадокс здешней стрельбы заключается в том, что великолепная видимость далеко не всегда идет спортсмену в плюс. Идеальная стрелковая техника – это прежде всего мышечные, а не визуальные ощущения, причем не только в биатлоне, но и в "чистой" стрельбе. Как только стрелок начинает фокусироваться в большей степени не на собственных действиях, а на мушке и мишени – жди промахов.

Возможно как раз все перечисленное стало следствием неудачной стрельбы на третьем из этапов Дмитрия Малышко. До его старта нервы российской публике слегка пощекотал Гараничев, трижды промахнувшийся в "лежке", но при известной "любви" спортсмена к штрафным эстафетным кругам, отсутствие оных уже было впору считать за счастье. Тем более что Евгений безупречно отработал следующий из рубежей и сохранил позицию лидера.

Малышко же на обоих рубежах пришлось использовать по два дополнительных патрона, и промедление (как стрелковое, так и беговое) привело к тому, что Дмитрий, получивший эстафету от Гараничева первым почти с пятисекундным преимуществом над Норвегией, передал ее Бабикову почти минуту спустя после того, как на заключительный этап рванули норвежцы и немцы.

Заключительный этап – малоподходящее место, чтобы отыгрывать подобные отставания: слабых гонщиков там не бывает по определению. Но столь высокая конкуренция – палка о двух концах, поскольку заставляет ошибаться даже признанных мастеров.

Иллюстрация не замедлила себя ждать: одновременно пришедшие на заключительный рубеж Эмиль Хегле Свендсен и Симон Шемпп стреляли так, словно выцеливают не свои мишени, а соседские. Оба, впрочем, отделались легким испугом в виде дополнительных патронов, еще не подозревая, что минутами позже сцепятся куда более непримиримым образом, а победителя гонки определит фотофиниш.

Бабиков финишировал третьим. Максимум того, что удалось ему совершить – это сократить отставание от первых двух призеров на двадцать секунд. И это реально выглядело как подвиг.

АНТХОЛЬЦ-АНТЕРСЕЛЬВА (Италия). Кубок мира. Мужчины. Эстафета, 4 х 7,5 км.
1. Германия (Лессер - 0 промахов + 2, Долль - 2+1, Пайффер - 0+1, Шемп - 0+1) - 1:13.57,2 (0 шт. кругов + 7 доп. патронов). 2. Норвегия (Биркеланн - 1+1, Х. Л`Абе-Лунн - 1+3, Й. Бе - 1+0, Свендсен - 0+2) -  отставание 0,1 (0 + 9). 3. РОССИЯ (ЦВЕТКОВ - 0+0, ГАРАНИЧЕВ - 3+0, МАЛЫШКО - 2+2, БАБИКОВ - 0+2) - 33,6 (0 + 9). 4. Украина (А. Прима - 2+1, С. Семенов - 0+1, Семаков - 0+1, Пидручный - 0+0) - 46,7 (0 + 5). 5. Австрия (Д. Мезотич - 1+1, Гроссеггер - 1+0, Л. Вегер - 3+0, Ландертингер - 1+1) - 49,2 (0 + 8). 6. США (Бэйли - 1+1, Нордгрен - 2+1, Т. Берк - 3+0, Догерти - 1+1) - 01.04,9 (0 + 10).