Сергей Башкиров пришел в сборную Санкт-Петербурга после года работы в Корее, а до этого несколько лет трудился в основной сборной страны. Сейчас здесь собралась суперкоманда тренеров – Александр Касперович, Сергей Башкиров, Павел Максимов. Опыт работы в сборной – за плечами у всех. К их услугам уже прибегал чемпион мира Максим Цветков, который находится на самоподготовке и провел под Петербургом полноценный сбор. Мы поговорили с Башкировым о планах команды, критериях отбора в сборную и деньгах, заработанных в Корее.
Падин не был готов, что придется искать варианты трудоустройства
– В Петербурге сейчас собирается очень сильная тренерская команда, почти "дрим-тим" – Александр Касперович, вы, Павел Максимов. Как возникла идея отправиться туда работать?
– Меня пригласил Александр Владимирович. Мы с ним еще с зимы разговаривали, потом с Дмитрием Васильевым встречались, и затем уже было заманчивое предложение. (Смеется.) Команда действительно боевая, тренеры серьезные профессионалы, надеюсь, из этого получится что-то хорошее.
– Чувствуется, что это не просто региональная команда, а сборная высокого уровня?
– Мне трудно оценить, потому что я работал в регионе в спортшколе, это совсем другой уровень. Но по идее сборная и должна выделяться на общем фоне. Пока это все только создается, но думаю, у нас будет боеспособный коллектив. Просто тут не только взрослые ребята, но и юниоры, и конечно, пока приходится уровень подготовки выравнивать.
– Как у вас обстоит ситуация с Кореей? В апреле вы рассчитывали там еще год проработать.
– На двух стульях не усидишь, тем более что корейская команда далековато находится, у них свой тренер. Мы спокойно договорились, без взаимных претензий закончили отношения. Все равно это был полезный опыт, с ними было интересно работать. Корейцы более сдержанные, исполнительные, чем наши, но обратного ответа от них почти не получаешь.
– В Корее ведь обязательный призыв в армию, там должны все хорошо стрелять. Не заметили?
– Про армию ничего сказать не могу, только про ребят из спортивных клубов, влияние занятий там действительно наблюдалось.
– Были альтернативы приезду в Петербург? Другие страны, может быть?
– Как минимум альтернативой было остаться в Корее. Но меня привлекло то, что в Питере строится новая команда. А когда все устраивает и работаешь нормально, особо и не ищешь альтернатив. Так что думаю, Андрей Падин, например, тоже не был готов к такому резкому повороту событий, что придется искать варианты трудоустройства.
– Когда вы уехали в Корею, Владимир Драчев сказал, что вы хотите много заработать. Довольны тем, сколько заработали?
– (Смеется.) В общем-то да, не жалуюсь.
– А разве много зарабатывать – это вообще плохо?
– Я вам так скажу: каждый человек, специалист в своей области, имеет определенную ценность. Если ему готовы платить зарплату за профессиональные навыки – значит, он стоит этих денег.
– Сейчас у вас в планах сбор в Чайковском?
– Да, все так.
– Вы туда прибываете сразу после сборной России. Есть вероятность, что, например, Дмитрий Малышко и Екатерина Юрлова могут остаться с вами? В их тренировочном процессе вы же никак не участвуете.
– Конечно, эти ребята в сборной страны, у них свой график. Отдых – тоже часть подготовки, и не зря в плане устраивают такие паузы. Наверняка им хочется увидеть семьи, переключиться, это тоже важный психологический момент. Но если они захотят остаться – мы, конечно, поможем.
– Цель вашей сборной сейчас – как можно больше представителей в основной сборной?
– Конечно, как и цель любой региональный команды. Но, как я сказал, много молодежи, и главное – это подготовить резерв, вывести их на новый уровень, сделать так, чтобы они постоянно прогрессировали.
– Алексей Слепов рассказывал, что многих вы учите еще азам, изготовке и так далее.
– Да, ребята разного уровня собрались. Но это нормально. У нас вообще в стране мало где есть возможность заниматься полноценной стрелковой подготовкой, просто пострелять – уже сложно. Ограничены возможности использования оружия, приобретения. Не говоря уже о выездах в другие регионы. Все юноши готовятся на местах.
– В российском биатлоне мало денег сейчас?
– Зависит от региона. Там, где это базовый вид спорта – наверное, достаточно. Это же не задача федерации обеспечивать региональные команды, это вопрос госфинансирования.
– Но в Петербурге вроде они есть.
– Раз пригласили – надеюсь, все хорошо. Те мероприятия, которые планировались, в большей части реализовались. Пока я втягиваюсь в обстановку, в региональных командах никогда не работал, мне нужно вникнуть. Есть нюансы по планам.
– Сколько человек из вашей нынешней команды могут попасть в сборную?
– Как минимум один – Алексей Слепов, Он достоин выступать в сборной, сильный спортсмен, я его знаю. Другой вопрос – на каком уровне. В Кубке IBU он хорош, но мы будем пытаться продвинуть его на Кубок мира. По поводу остальных ребят говорить рано. Одно дело – лето, другое дело – соревнования.
– Максим Цветков, у которого был сбор под Петербургом, с вами тренировался?
– Ту посильную помощь, которую мы могли оказать вместе с Александром Касперовичем – мы оказали.
– Вы как тренер региональной сборной выступаете за отбор, как был в Контиолахти? Открытый для людей из регионов по спортивному принципу?
– Я выступаю за такой отбор, который позволяет выявить сильнейших и завоевывать медали чемпионата мира. И система должна быть четкой, а не переигрываться по ходу сезона. Критерии выбрали – придерживаемся до конца. Независимо, хорошие она или плохие, нравятся или нет. Так будет проще всем тренерам и биатлонистам.
– Не удивляет, что до сих пор неизвестно, как будет проходить отбор на Кубок мира?
– По моему опыту работы в сборной – ничего сложного в выборе критериев нет, обсуждение сейчас в сборной идет. Сейчас они могут быть только в проекте. Утверждать их все равно будут на тренерском совете в октябре-месяце.
– Раз зашла речь про тренерский совет – там недавно сменился глава. Как думаете, этот пост должен быть выборным или назначаемым?
– У нас федерация по зимнему виду спорта, и критерием остается результат. Так что это прерогатива ее руководителя – каким образом построить работу. Главное, чтобы была конкурентоспособная команда сегодня и резерв на следующие годы. Биатлон же не закончится этим сезоном. России очень нужна талантливая молодежь.