Допинг

11 апреля 2018, 22:15

Обыски в биатлоне. Кого пытается запугать ВАДА?

Наталья Марьянчик
Обозреватель
Уголовные дела против руководителей Международного союза биатлонистов (IBU) в Зальцбурге могут стать не последними в череде полицейских расследований, которые начаты по инициативе Всемирного антидопингового агентства (ВАДА).

Международные федерации по отношению к ВАДА проявляют поразительную непокорность. Сначала некоторые из них фактически "послали" агентство с его претензиями в адрес российских спортсменов, основанными на сомнительных данных из доклада Макларена. Тогда дела против целого ряда россиян были закрыты, а руководителям ВАДА пришлось публично за это оправдываться.

Потом началась долгая история с международными соревнованиями. ВАДА, напомним, категорически не рекомендует проводить такие турниры в России, так как наше агентство РУСАДА не имеет статуса соответствия. Но федерации и тут своевольны. Некоторым из них просто некуда переносить турниры, традиционно проводившиеся на нашей территории, а некоторые, похоже, просто действуют назло. Ведь вышестоящая структура для руководителей федераций – это Международный олимпийский комитет (МОК), но никак не ВАДА. Хотя само ВАДА, конечно, может с этим поспорить.

Дело Екатерины ГЛАЗЫРИНОЙ словно растворилось в воздухе. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"
Дело Екатерины ГЛАЗЫРИНОЙ словно растворилось в воздухе. Фото Федор УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ БЕССЕБЕРГА

Еще в конце марта ВАДА всерьез погрозило пальчиком непокорным, выпустив специальное заявление. В нем говорилось, что вскоре международные федерации получат новые данные из базы данных Московской лаборатории, на основании которых должны последовать дисквалификации российских спортсменов. Если какие-то федерации посчитают эти данные недостаточными, чтобы приступить к наказаниям, ВАДА сохраняет за собой право обратиться в Спортивный арбитражный суд (CAS).

IBU всегда был в первых рядах среди так называемых "пророссийских" федераций. Даже несмотря на то, что допинговых дел у нас последнее время в биатлоне было много, а права проведения чемпионата мира-2021 в Тюмени наша страна все-таки лишилась. Президент IBU норвежец Андерс Бессеберг не всесилен. Но во всех спорных вопросах, где нашей стране можно было хоть немного помочь, он это делал.

Также ни для кого не секрет, что за долгие годы правления (а Бессеберг является бессменным президентом IBU начиная с момента основания в 1993 году), у 72-летнего норвежца накопилось немало скелетов в шкафу. Даже путем простого поиска в Интернете можно найти, как минимум, два из них.

Например, IBU остается чуть ли не единственной международной федерацией, которая не открыла ни одного допингового дела на основании данных паспорта крови. В то время как в легкой атлетике, вело– и конькобежном спорте людей за "паспорта" дисквалифицируют десятками и сотнями, в биатлоне эта информация, видимо, просто хранится в офисе. Том самом, где недавно произошел обыск. Все потому, что Бессеберг принял решение данные паспортов крови пока не вскрывать – якобы, материала пока накоплено недостаточно. Когда его будет достаточно, и что делать с попавшимися спортсменами, которые за эти годы успели закончить свои карьеры, непонятно.

В умении спускать громкие дела на тормозах Бессеберг – профи самого высокого уровня. Например, в прошлом году на чемпионате мира он со скандалом отстранил уже во время соревнований россиянку Екатерину Глазырину. Ее имя фигурирует в докладе Макларена, а также в переписке Григория Родченкова. Решение IBU по Глазыриной было обещано на осень. Но вот уже весна, а ничего так и не произошло. Спортсменка просто исчезла, словно ее никогда и не было, а дело растворилось в воздухе.

21 марта. Лозанна. Выступление президента ВАДА Крэйга РИДИ. Фото AFP
21 марта. Лозанна. Выступление президента ВАДА Крэйга РИДИ. Фото AFP

ВАДА БОРЕТСЯ ЗА ВЛАСТЬ

Обыски в штаб-квартире IBU были инициированы австрийской полицией, но информацию им передала ВАДА – это подтвердил представитель агентства Джеймс Фицджеральд. Если вернуться к истории с противостоянием между ВАДА и федерациями, нетрудно догадаться, почему первой мишенью стал именно IBU. Одна из пророссийских и одновременно самая уязвимая федерация из всех зимних.

В контексте создания Независимой тестирующей организации (ITA), которая заберет у агентства львиную долю компетенций, ВАДА сейчас крайне важно удержать и укрепить свою власть. Иначе уже через несколько лет агентство превратится в тыкву – в чисто техническую структуру, о которой никто кроме узких специалистов не услышит.

Не исключено, что атака на биатлон – это своеобразная "пугалка" для всех остальных международных федераций. Мол, смотрите, что будет с теми, кто снова не прислушается к нашим рекомендациям. Начнет закрывать дела против спортсменов, проводить свои соревнования в России и прочее. Потенциальные дела в CAS вряд ли кого-то сильно испугали. В конце концов, за свою историю каждая из федераций проходила через судебные процессы десятки раз. Но вот обыски по линии уголовной полиции – это более чувствительно. И здесь пример Бессеберга и его генерального секретаря Николь Реш может стать для остальных действительно поучительным.

14