15 декабря 2018, 15:25
Как и предсказывал "СЭ", исполком Международного союза биатлонистов (IBU) сегодня принял решение никак не реагировать на действия полиции Австрии, которая на этой неделе сообщила о подозрениях по поводу нарушения антидопинговых правил в отношении десяти россиян, в том числе пятерых действующих биатлонистов. В заявлении IBU говорится, что австрийские правоохранительные органы не предоставили новых данных о расследовании помимо тех, которые уже были опубликованы. "Нам не на что реагировать", – прокомментировал случившееся глава IBU Олле Далин.
"Исполком обсудил уведомление, представленное австрийскими властями в связи с продолжающимся расследованием российской команды по биатлону на этой неделе, и решил, что в настоящее время никаких действий не требуется, – говорится в пресс-релизе IBU. – Частично это связано с тем, что австрийские власти не предоставили IBU никакой дополнительной информации о текущих расследованиях, помимо того, что уже было опубликовано. IBU по-прежнему сосредоточен на работе с нынешним руководством СБР над выполнением критериев, которые обеспечат российскому биатлону более надежную антидопинговую программу".
Многие полагали, что пятерым нашим спортсменам, в число которых входят Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Александр Логинов, Ирина Старых и Алексей Волков, грозило временное бессрочное отстранение от соревнований. Именно это перед стартом нынешнего сезона произошло с большой группой биатлонистов из Казахстана – к ним тоже есть вопросы у полиции Австрии. Однако подозрения в адрес россиян оказались более туманными, а правоохранительные органы не спешили этот туман развеять – то ли из-за нехватки доказательной базы, то ли по каким-то формальным причинам.
Глава Союза биатлонистов России считает, что позицию IBU во многом обусловила активность российской стороны, которая с самого начала очень бурно реагировала на визит австрийской полиции в расположение российской сборной в Хохфильцене, в том числе реагировала в публичном пространстве.
– В восемь утра принес письмо президенту IBU с просьбой, чтобы внимательно отнеслись к российской команде, поскольку мы в скандалах не участвуем и выполняем все требования IBU, – заявил Драчев в эфире "Матч ТВ". – Инцидент нельзя рассматривать как повод для отстранения. Принес бумаги от посла, где говорится, что адвокаты нашего посольства и полиция Австрии в течение двух часов вели переговоры. Австрийцы не предоставили никаких фактов.
– Подтверждаем, что 14 декабря в Вене состоялась встреча доверенного адвоката посольства, уполномоченного заниматься вопросом российских биатлонистов, с представителями австрийской прокуратуры, – приводит ТАСС сообщение посольства России в Австрии. – По совокупности фактов, известных на данный момент в связи с ситуацией вокруг расследования, открытого австрийскими правоохранительными органами в отношении атлетов и специалистов нашей сборной, посол России в Австрии Дмитрий Любинский отмечает, что никаких доказательств вины наших спортсменов не представлено. Действует презумпция невиновности. Каких-либо ограничений свободы передвижения для команды нет.
Как бы то ни было, "русский вопрос" обсуждался на исполкоме IBU, несмотря на то, что его изначально не было в повестке дня. По данным комментатора Дмитрия Губерниева, это произошло по настоянию представителей Чехии, Канады, США и Швеции. Однако предъявить российским биатлонистам оказалось нечего. В отличие от истории со сборной Казахстана, которую хотя бы понятно, в чем обвиняют (в использовании допинга на сборе в Италии в январе 2017 года), в отношении наших спортсменов все, в том числе IBU, вынуждены руководствовать слухами и домыслами.
Известно, что вроде бы существует некая переписка бывшего руководства IBU, из которой следует, что во время чемпионата мира 2017 года (он также прошел в Хохфильцене) сборная России якобы баловалась запрещенными переливаниями крови. Данную информацию полиции могли предоставить адвокаты информатора ВАДА Григория Родченкова. Напомним, что сам бывший глава Московской антидопинговой лаборатории к тому времени уже два года находился в США, хоть и продолжал удаленно интересоваться делами российского спорта. Тем не менее, вся эта информация пока выглядит фантастическим бредом, особенно в свете того, что весь российский биатлон давно находится под колпаком у антидопинговых служб, и никаких претензий к нашей национальной команде начиная с 2014 года не было. Страдали мы только за старые грехи.
Тем не менее, расследование прокуратуры Австрии, судя по всему, продолжится, и каких свидетелей привлекут австрийские полицейские, и какие накопают материалы, известно одному богу. Помимо "дела казахстанских биатлонистов", на счету австрийской прокуратуры есть еще одна широко известная история допингового расследования. В 2008 году она предъявила обвинение в изготовлении кровяного допинга известной клинике Human Plasma. В списке подозреваемых был также российский велогонщик Денис Меньшов. Но реальное наказание получил только бывший тренер сборной Австрии по лыжным гонкам Вальтер Майер. В 2011 году он получил за свои допинговые деяния 15 месяцев тюрьмы.
Так что расслабляться и праздновать победу нашим биатлонистам рано. Допинг является в Австрии уголовным преступлением, и расследование по этим делам могут вестись годами. Учитывая, что штаб-квартира IBU находится в австрийском Зальцбурге, спрятаться от расследования (например, отказавшись от сборов и соревнований в Австрии) будет очень тяжело. Так что всем десяти подозреваемым спортсменам и тренерам еще предстоит устное или письменное общение со следователями и, возможно, в будущем Международный Союз уже не будет в их отношении столь либеральным.