Допинг
25 февраля 2019, 21:50
Проблемы кандидата в сборную страны Маргариты Васильевой, из-за которых Союз биатлонистов России (СБР) поставил под сомнение ее поездку на чемпионат мира в Эстерсунд, оказались гораздо серьезнее, чем ожидалось. В понедельник вечером появилась неофициальная информация о том, что к 27-летней спортсменке есть претензии у антидопинговых органов. Васильева без уважительной причины в течение года пропустила три внесоревновательных теста на допинг. Причем в последний раз допинг-офицеры приходили к биатлонистке во время американских этапов Кубка мира. Пока Маргарита не отстранена от соревнований, но это дело самого ближайшего будущего. Чемпионат мира она пропустит почти гарантировано.
Первым о проблемах о Васильевой после окончания чемпионата Европы в Минске сообщил глава СБР Владимир Драчев, только сделал он так, что мало кто понял, о чем идет речь. "По Васильевой есть вопрос, мы пока смотрим. Надо обсудить, у нее 25 февраля последний день – знаете, наверное, ситуацию? Пока не будем говорить о ней", – заявил Драчев журналистам. И только спустя сутки выяснилось, что 25 февраля – это последний день написания объяснений по поводу отсутствия спортсменки в том месте, который она обозначила в системе АДАМС. Сегодня СБР оформил все необходимые письма, и в течение семи дней Международный союз биатлонистов (IBU) вынесет свой вердикт об отстранении или оправдании Васильевой.
В деле все не так очевидно, поскольку в тот момент, когда допинг-офицеры искали Васильеву в Красноярске, она выступала на этапе Кубка мира в Северной Америке, где также была доступна для любых проверок. Ключевой вопрос – кто виноват в том, что в системе АДАМС оказалась неверная информация. По идее ответственность за заполнение своего профиля в этой базе несет лично спортсмен. Хотя на практике за него это порой делает специально нанятый персонал. Ошибки, конечно, случаются – именно поэтому наказание следует за третий, а не за первый же "флажок". Однако Васильева не могла не знать, что у нее уже два предупреждения за год, и снова ошибаться ей нельзя ни в коем случае. Оправдаться с такой ситуации будет крайне сложно.
Стандартное наказание в подобных случаях – два года дисквалификации. Именно столько получил летом прошлого года за аналогичное нарушение российский прыгун в высоту Данил Лысенко. Также известен недавний случай лыжницы Полины Ковалевой, которая за три "флажка" в АДАМСе сначала была наказана четырьмя годами отстранения, но затем это наказание сократили до двух лет. Возможно, у Васильевой и СБР найдутся другие смягчающие обстоятельства, но отделаться выговором в такой ситуации практически невозможно. Маргарите надо готовиться к неприятным разбирательствами и, скорее всего, клейму "допингера" до конца жизни.
Самое прискорбное в том, что допинговый скандал для российского биатлона сейчас крайне несвоевременен. СБР ждет рассмотрения вопроса о полном восстановлении в правах, и теперь фон для этого будет крайне неблагоприятным. Пусть Васильеву по факту и не уличили в приеме допинга, но ее нарушение все равно проходит по линии допингового и встраивается в длинный шлейф скандальных историй с участием наших спортсменов. До сих пор у нас был аргумент, что все вменяемые России скандалы в биатлоне относятся к периоду до 2015 года. Но теперь появляется свежий и крайне неприятный инцидент. Пусть он, скорее всего, и вызван чисто организационной накладкой.
Маргарита дебютировала в основном составе сборной России только в нынешнем сезоне. До этого она выступала только в юниорских стартах и на внутренней арене. В нынешнем Кубке мира Васильева с переменным успехом выступала на всех этапах, и в январе была участницей золотой эстафеты в Оберхофе. К счастью, наказание за пропуск допинг-теста не предполагает аннулирования результатов. В личных гонках биатлонистка не поднималась выше 13-го места. Маргарита не поехала на чемпионат Европы в Минске и готовилась к чемпионату мира, но вместо заслуженного отпуска получила уведомление о нарушении антидопинговых правил.
В прошлом году Васильевой был поставлен диагноз "бронхиальная астма". Однако ей долгое время не удавалось оформить терапевтическое исключение и легально принимать противоастматические препараты. Поначалу были предположения, что проблемы у Маргариты возникли именно из-за астмы. Однако теперь становится ясно, что дело совершенно в другом, и выпутаться из данной ситуации без потерь будет необыкновенно сложно.