27 ноября 2016, 19:30
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ из Эстерсунда
В Эстерсунде российским биатлонистам не везет. Чтобы проникнуться этой мыслью, достаточно неторопливо пройтись по бирже во время любой из тренировок, послушать тренерские разговоры, а с кем-то перекинуться парой-тройкой слов. И обязательно услышишь, причем, неоднократно: "Не везет нам здесь, что поделаешь?"
Протоколы говорят о другом. О том, что Эстерсунд – такая же точка на карте биатлонного мира, как любая другая. Где выигрывает тот, кто готов к победе: сразу, нахрапом, в первых же гонках. Ну, примерно как Бьорндален, которого год назад из уважения к сединам не поставили в состав ни одной из двух смешанных эстафет первого дня. Спустя двое суток 42-летний ветеран порвал всех в клочья в индивидуальной гонке и попутно привез почти сорок секунд лучшему из россиян – Алексею Волкову. При одинаковой, замечу, стрельбе.
Та бронза Волкова по факту остается последней российской медалью, завоеванной в Эстерсунде. За год до нее было серебро Антона Шипулина в преследовании, еще годом ранее – два серебра Ольги Зайцевой, а в декабре 2012-го российская четверка в составе Зайцевой, Ольги Вилухиной, Волкова и Евгения Устюгова даже выиграла смешанную эстафету – добыла золото, к которому добавились сразу три бронзы Шипулина, Вилухиной и Екатерины Глазыриной в личных видах. В те времена, правда, смешанные эстафеты чаще именовали "смешными", не придавая им сколь-нибудь серьезного значения, но как же ностальгически воспринимаются воспоминания о той победе сейчас! А можно ведь еще вспомнить триумфальный для нашей страны чемпионат мира в 2008-м, когда Максим Чудов стал чемпионом в спринте и вторым – в преследовании, получил золото в составе мужской эстафеты, бронзу – в смешанной, а российские девушки добыли пять личных наград, включая золотую – Екатерины Юрьевой.
Я, собственно, к тому, что считать Эстерсунд каким-то особенно гиблым для российского биатлона местом все же не стоит. Другой вопрос – готовы ли российские спортсмены к тому, чтобы встретить сезон во всеоружии?
НИ ХОДА, НИ СТРЕЛЬБЫ
С погодой биатлонистам можно сказать повезло, если допустить, что слово "повезло" вообще можно применить к местному климату, где светлое время суток продолжается от силы до двух часов дня: потом начинаются сумерки, стремительно переходящие в непроглядную темень. При этом шведский этап наиболее длинный: он продолжается в общей сложности восемь дней, три из которых – выходные.
Такое расписание кажется на первый взгляд абсурдным, но в логике организаторам этапа не откажешь: собрать зрителей на трибуны в середине недели в Эстерсунде невозможно по определению. Вот и пришлось выстроить расписание таким образом, чтобы соревнования начинались в выходные, и в следующие выходные заканчивались. Принят такой график с незапамятных времен, так что сами спортсмены к нему давно привыкли. Тем более многие приезжают в Эстерсунд из Бейтостолена, а это – почти семь сотен километров через перевал по снежным норвежско-шведским весям. Утомительный, одним словом, путь, при котором день-другой отдыха – большое подспорье.
"Разгонная" эстафета в составе Ольги Подчуфаровой, Татьяны Акимовой, Максима Цветкова и Антона Шипулина началась для россиян тяжело – в прямом смысле этого слова. После первых двух этапов (по два дополнительных патрона у Подчуфаровой и Акимовой) отставание команды относительно лидера составляло почти минуту и в просторечии означало, что у двух лидеров группы Виталия Норицына нет пока что ни хода, ни стрельбы.
На третьем этапе в гонке нарисовался ее главный герой: Бьорндален вытащил свою команду в лидеры, отыграв 17 секунд у Бенедикта Долля, и было очевидно, что эту позицию Норвегия уже не потеряет – разве что Йоханнеса Бе укусит на финише гонки какой-нибудь зловредный шведский тролль – если кто и мог считаться в норвежском составе слабым звеном, так это чемпионка прошлогоднего мирового первенства в эстафете Марта Ольсбу, всего пять недель назад вышедшая из больницы.
Накануне этапа младший Бе много говорил о том, как сильно (и прежде всего в области стрельбы) пошло на пользу команде сотрудничество с Зигфридом Мазе – бывшим тренером Мартена Фуркада, чей переход под норвежские знамена до сих пор не дает покоя всей Франции.
АНТОНУ НЕ ХВАТИЛО СИЛ
Мог ли стать героем этой гонки Шипулин? Наверное, да. Изначально Антон настраивался на эстафету, как на возможность простартоваться, почувствовать соревновательный ход и стрельбу, раз уж такой возможности не предоставилось ему в Бейтостолене. Но вместо этого в очередной раз угодил в не раз уже опробованное амплуа спасителя отечества: принял эстафету у Цветкова седьмым с отставанием 1.07,7 и с этим грузом что есть сил ринулся вперед.
Собственно, из всей четверки Шипулин стал единственным, к кому не хотелось предъявлять вообще никаких претензий. При том, что спортсмен порядком выложился на первых двух кругах, справиться со стрельбой на обоих рубежах ему удалось стопроцентно. А вот потом ресурс исчерпался: была иллюзия, что Антон сумеет удержать третью позицию, на которую выбрался после своей второй стрельбы, и хотя бы этим скрасит столь невзрачное для российской команды начало сезона, но прямо в финишном створе российского гонщика очень легко обошел итальянец Доминик Виндиш. И самый печальный итог первой эстафеты сезона наверное и заключался в том, что Шипулин позволил сопернику это сделать.
Эстерсунд (Швеция). Кубок мира. Смешанная эстафета, 2 х 6 + 2 х 7,5 км. 1. Норвегия (Ольсбу, Хорн, Бьорндален, Й. Бе) – 01:10.57,4 (0 шт. кругов + 6 доп. патронов). 2. Германия (Ф. Хильдебранд, Дальмайер, Долль, Пайффер) – 33,7 (0 + 6). 3. Италия (Виттоцци, Вирер, Хофер, Д. Виндиш) – 44,2 (1 + 12). 4. РОССИЯ (ПОДЧУФАРОВА, АКИМОВА, ЦВЕТКОВ, ШИПУЛИН)– 44,5 (0+5). 5. Франция (Бреза, Бескон, Фаб. Клод, Фийон Майе) – 01.13,3 (1 + 10). 6. Швеция (Магнуссон, Нелин, Линдстрем) – 1.20,9 (1 + 10)