Маргарита Васильева трижды в течение года пропустила обязательное внесоревновательное тестирование и теперь, скорее всего, будет дисквалифицирована. Но при этом она внесена в заявку сборной России и готовится стартовать 1-2 марта на этапе Кубка IBU в эстонском Отепя. Более того, на данный момент Васильева сохраняет реальные шансы выступить и на чемпионате мира в Эстерсунде.
Это похоже на грустный анекдот: весь сезон мы обороняли от нападок Александра Логинова, который вернулся из допинговой дисквалификации. И теперь, наряду с Логиновым, у нас появилась еще и Васильева – человек, которому эта дисквалификация, скорее всего, еще только предстоит. Но по состоянию на сегодняшний день, оба имеют полное право выступать на чемпионате мира. Васильеву никто не отстранял от гонок, хотя теоретически это может случиться в любой момент.
– Поскольку флажок был получен из-за неудачной попытки тестирования со стороны инспекторов Международного союза биатлонистов (IBU), я могу только предположить, что ни спортсменка, ни национальная федерация не получали пока никаких уведомлений, – заявила в интервью "СЭ" заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая. – Временное отстранение и впоследствии дисквалификация сроком до двух лет не накладывается автоматически после получения третьего флажка. У спортсмена всегда есть две недели на то, чтобы предоставить свои объяснения, и тогда флажок, неважно, первый он или третий, может быть даже убран. Ведь бывают действительно исключительные обстоятельства.
– Как вы оцените шансы Васильевой на то, чтобы спастись от дисквалификации?
– Из тех фактов, что вижу я, это не кажется вероятным. Скорее всего, флажок не уберут. Проблема в том, что спортсменка даже не делала попыток войти в систему и поменять там информацию. По крайней мере, за сутки до вылета она уже имела информацию о своих рейсках, но даже не заходила в АДАМС.
– Насколько вам кажется вероятным, что допинг-офицеры специально хотели подловить Васильеву и ехали в Красноярск, прекрасно понимая, что она уже улетела на этапы Кубка мира?
– Допинг-контроль – недешевое удовольствие, и я не могу себе представить, чтобы международная организация послала людей так далеко, просто чтобы кому-то досадить, и зная, что пробы в итоге не будут отобраны. Но при этом, нужно понимать, что спортсмены, уже имеющие два флажка, привлекают особое внимание антидопинговых организаций. При планировании тестирования, мы это учитываем. Никого не обвиняю, но в большинстве случаев таким образом спортсмены сознательно избегают тестирования, считая, что лучше получить флажок, чем сдать положительную допинг-пробу. Поэтому таких спортсменов даже мы в РУСАДА стараемся чаще тестировать, но не чтобы подловить на ошибке, а чтобы эффективнее выявлять нарушения антидопинговых правил.
Примеров, когда спортсмен одной ногой уже в дисквалификации, но все равно выступает, на самом деле, много. Два года назад Анна Чичерова продолжала прыгать, хотя Международный олимпийский комитет уже известил ее о положительном результате перепроверки пробы от 2008 года. Из-за технических проволочек Чичерова не была сразу отстранена, и воспользовалась своим правом выходить в сектор.
Правда, дисквалификация Чичеровой стартовала только с 30 июня – дня, когда она все же была временно отстранена. То есть смысла добровольно отказываться от гонок для Васильевой сейчас нет. Это пропущенное по собственной инициативе время ей потом все равно не зачтется в срок дисквалификации.
Вообще, похоже, что временное отстранение для Васильевой – это дело времени, и на чемпионате мира ее точно не будет. По крайней мере, объяснительная спортсменки не дает повода думать, что она ошиблась с внесением данных по какой-то уважительной причине.
Проблема Васильевой, на самом деле, решается с помощью нескольких сотен тысяч рублей в месяц и пары-тройки дополнительно нанятых сотрудников. Очень легко создать структуру, которая отвечала бы за заполнение АДАМС у всех спортсменов в зимних и летних олимпийских видах. Эти сотрудники собирали бы сведения о флажках со всех федераций, и в случае появления одного или двух предупреждений просто начинали бы вносить данные в систему сами, со слов спортсмена.
Стопроцентной гарантии это, конечно, не даст – если человек, как Васильева, внезапно в семь утра срывается со сбора на самолет и не ставит никого в известность, тут ничего не поделаешь. Это либо злой умысел (и тогда два года дисквалификации – это еще очень щадящий исход), либо полное отсутствие аналитического мышления.
Но вероятность таких случаев будет сведена к минимуму. Если в отдельных командах есть особо одаренные в спорте, но, скажем так, немного рассеянные в жизни люди, которые не в состоянии освоить электронную систему – пожалуйста, ничто не мешает ОКР взять на себя эту функцию. Со временем, глядишь, и научатся планировать и заполнять сами.
Пока же все на самотеке, и даже два флажка в течение года у спортсменки главной сборной – это рядовая ситуация, бомба под названием "АДАМС" будет взрываться регулярно и непредсказуемо. ?