2 сентября 2013, 00:05

Александр Зубков: "Волнение должно уйти в сторону"

Дмитрий АФОНИН
Корреспондент

Призер Олимпийских игр в Турине и Ванкувере рассказал об особенностях подготовки к Сочи-2014

– Александр, как строится ваша подготовка к сезону?

– Сейчас мы проводим сбор в Дмитрове, работая на стартовой эстакаде трассы в Парамонове. Все идет в соответствии с планом. В подготовке к этому сезону в сравнении с прошлым не поменялось почти ничего, за исключением объемов работы. Нагрузки увеличились.

После этого сбора мы разъедемся по домам и будем готовиться со своими личными тренерами. А 1 октября выйдем на лед в Сочи. По плану пробудем там 20 – 24 дня. После возвратимся на три-четыре дня домой, а затем отправимся на этапы Кубка мира за океан.

– Вы уже проработали целый сезон с канадцем Пьером Людерсом, являющимся главным тренером сборной России. Можно ли сказать, что между вами есть полное взаимопонимание по всем вопросам?

– Да, конечно. Он рассказывает о своих планах, а я говорю свое видение вопроса. Мы советуемся и принимаем решение. Из-за языкового барьера трудностей не возникает. Переводчик делает свою работу великолепно.

– Олимпийский комитет России оказывает помощь в подготовке российской команды к Олимпийским играм в Сочи: в бобслее, к примеру, он финансирует работу иностранных специалистов в федерации. Как вы считаете, принесет ли это пользу российской команде на Олимпиаде в Сочи?

– Безусловно! Иностранные специалисты приносят свои новшества и идеи, которые у них работали, когда они готовились к Олимпийским играм.

– Представляете ли вы уже себе состав своих разгоняющих для выступлений в двойках и четверках в предстоящем сезоне?

– Я думаю, что составы в сравнении с прошлым сезоном не поменяются. Ребята готовы великолепно. Конечно, кто-то может получить травму, но этого бы очень не хотелось, ведь тогда придется отрабатывать все заново. А на это нужно тратить время, которого и так немного, ведь необходимо целенаправленно подготовиться к Олимпийским играм.

– Когда будет готова к новому сезону техника, на которой вам предстоит выступать?

– Механики работают. В конце прошлого сезона обсудили с ними то, как отработали двойка и четверка. Мы с Пьером Людерсом в этом сезоне хотели бы видеть наши бобы немного другими, поменяв определенные узлы и детали. В Сочи проведем тестирование новой машины в сравнении с нынешней. Исходя из этого, сделаем вывод о том, какую из них в новом сезоне будем использовать на олимпийской трассе.

– Что вы думаете о треке в Сочи?

– Каждая трасса имеет свои особенности. На треке в Сочи не самая высокая скорость, он более техничен в сравнении с остальными, и поэтому каждая ошибка там ведет к серьезной потере времени. Так что многое зависит от стартового разгона. Конечно, небольшое преимущество у нашей сборной над соперниками есть, потому что мы провели на этой трассе больше заездов. Надеемся, что тот профиль, который был в марте на этапе Кубка мира, сохранится и в этом сезоне на Олимпийские игры. В таком случае нам будет проще довести до ума технику и отработать прохождение трека.

– Есть ли смысл в олимпийском сезоне пропустить один из этапов Кубка мира, чтобы лучше подготовиться к Играм, если будет такая возможность?

– Это зависит от выступлений на этапах Кубка мира. Если нам будет хватать очков, чтобы остаться в сильнейшей группе – первой шестерке, то вместе с главным тренером мы можем принять решение пропустить этап и акцентировано готовиться к Олимпиаде в Сочи.

Я намерен выступать на Кубке мира в рабочем режиме. В каком-то отношении его этапы будут своего рода тестовыми соревнованиями, где можно обкатать технику, почувствовать свое состояние. Перед нами не стоит цели все выигрывать. Это спорт – и сезон на сезон здесь не приходится. Мы будем выходить и делать свою работу, а решения будем принимать вместе с главным тренером.

– Следите ли вы в межсезонье за своими соперниками?

– Честно говоря, нет. Мы работаем и готовимся в своей команде, сравнивая свои нынешние результаты с прошлогодними.

– Что вам больше всего запомнилось на предыдущих Олимпиадах помимо собственно спорта?

– Очень сильно запоминаются церемонии открытия и закрытия Олимпиад. Советую всем спортсменам, которые впервые попадают на Игры, обязательно их посетить, если есть такая возможность. Я сам был на открытии Олимпиады в Нагано и на закрытии – в Турине.

– Что вы можете сказать о спортивном мастерстве своей дочери, скелетонистки Елизаветы Зубковой?

– Я полностью ей доволен. Она проделала за последний сезон большую работу, выполнила норматив мастера спорта. Это большое достижение в 17 лет. Кроме того, Лиза выиграла Спартакиаду, стала третьей на первенстве России на олимпийской трассе в Сочи, а на чемпионате страны была шестой среди спортсменов всех возрастов.

Но останавливаться на этом она не намерена. Перед Лизой стоят определенные цели и задачи, но мы понимаем, что она находится в юношеском возрасте, и что получится – то получится. Я помогаю ей только в вопросах прохождения трассы, а в плане техники – нет, потому что не владею скелетоном.

– Вы являетесь лидером сборной России. Накладывает ли это дополнительную ответственность и в чем состоят ваши лидерские функции?

– Как лидеру команды мне приходится всегда держать себя на высоком уровне. Показывать свое мастерство и все то, что я умею делать. Хочется, чтобы молодежь, которая придет после завершения моей карьеры, также стремилась показывать высокие результаты. Ведь мы уже довольно высоко подняли планку (смеется).

– В какой роли видите себя на чемпионате мира-2017, который пройдет в Сочи?

– Пока я так далеко не заглядываю. Сейчас нужно выступить на Олимпиаде в Сочи. Если здоровье будет позволять, то буду и дальше готовиться, а там посмотрим, на сколько сезонов меня хватит. Я никогда не говорил, что буду заканчивать выступления после домашних Олимпийских игр. Если все будет хорошо, буду продолжать готовиться и стараться достойно выступать.

– Чем занимаетесь в свободное от сборов время?

– Времени у нас очень мало, особенно на хобби. Самый главный отдых – побыть с семьей, детьми. Стараюсь все свободное время посвятить родным. Во время выходных, если есть такая возможность, вместе выезжаем в город, гуляем, ходим в кафе. В общем, отвлекаемся от работы.

Сезон у нас очень длинный, и когда он заканчивается, то хочется отдохнуть, забыть о бобслее, уехать куда-нибудь на море вместе с семьей.

– Несколько лет назад внутри сборной России возникали определенные конфликты. Все ли сейчас гладко в национальной команде?

– На сегодняшний день все спокойно. Верх берет здравый смысл. В команде есть люди, которые прислушиваются к нашему мнению, и это очень приятно. Финансовое благополучие спортсменов позволяет федерации великолепно работать и выполнять те задачи, которые ставятся.

– Следите за тем, что происходит в других видах спорта?

– Когда есть время – конечно. Люблю смотреть легкую атлетику, биатлон, лыжи, сани, хоккей. Болею за россиян. Это очень приятно. Ведь я по себе знаю, как тяжело все дается в спорте.

– Вы уже накопили огромный опыт. Остался ли у вас страх перед тем, что на трассе на огромной скорости может что-то случится?

– Страх всегда присутствует, ведь ты отвечаешь за людей, которые находятся у тебя в экипаже. Всегда, выходя на старт, понимаешь, что люди, которые сидят сзади, надеются на пилота и доверяют ему. А без доверия не будет результата.

– Вы уже чувствуете дополнительное давление в связи с тем, что Олимпиада будет для вас домашней?

– Да. Когда на этапе Кубка мира в Сочи мы заняли третье место в четверках, все были недовольны нашим результатом. Хотя попадание в тройку сильнейших – это очень хорошо. Работа ведется и не останавливается. Мы понимаем свою ответственность, требования болельщиков и готовимся очень серьезно. А волнение должно уйти в сторону, работа должна вестись планомерно, с пониманием того, что должны делать пилоты, разгоняющие, тренерский штаб. Уверен, если мы четко все сделаем, это должно принести результат.