3 июня 2014, 22:23
Самый титулованный женский пилот в мире, двукратная олимпийская чемпионка Кайли Хамфриз из Канады заявила о необходимости запуска турнира бобов-четверок для женщин. Бобслей пока остается одним из олимпийских видов спорта, где мужчины и женщины разыгрывают на Играх разное количество медалей.
Инициатива Хамфриз обсуждалась на конгрессе Международной федерации бобслея и скелетона (FIBT), прошедшем на прошлой неделе в Монако. Бобслейные соревнования у мужчин, напомним, проводятся в двух дисциплинах: двойках и четверках, а у женщин только в двойках.
В олимпийском турнире женщины в бобслее впервые выступили только в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. Несмотря на это, голоса за равноправие в количестве разыгрываемых медалей звучали регулярно. Теперь, когда в профессиональном спорте женский спорт почти сравнялся в статусе с мужским, бобслеистки предложили вернуться к этому вопросу с новых позиций.
– Я была бы счастлива, если бы в олимпийскую программу включили соревнования четверок для женщин, – заявила мировой лидер Хамфриз. – Мою позицию поддерживают многие. Если нам так и не дадут возможности, мы готовы заявляться в мужские соревнования.
Идея о гендерном равенстве в олимпийской программе вообще и в бобслее в частности полностью соответствует современной политике МОК. Несмотря на это, уравнивание в "медальных правах" идет медленнее, чем может кому-то показаться. Если в Лиллехаммере-1994 мужчины разыгрывали на 8 комплектов наград больше, чем женщины, то в Сочи-2014, несмотря на все усилия борцов за женские права в спорте, отставание уменьшилось всего на один комплект.
– Даже если решение по женским четверкам будет принято, потребуется два-три года, чтобы воплотить его в жизнь, – заявил "СЭ" старший тренер женской сборной России Янис Мининс. – Дело не в том, что девочки физически слабые. Российская женская команда ой-ой-ой как сильна! Вопросы здесь скорее технического характера. Под девочек нужно менять некоторые вещи. Я слышал, что канадки и американки уже пробовали себя за рулем машины-четверки, но это единичные случаи. Женщины в бобслей пришли позже мужчин, поэтому эволюционные шаги нужно делать осторожно и постепенно. Примерно такая же ситуация происходит в прыжках с трамплина – никто ведь не заставляет их сразу залезать на большой трамплин. Если честно, мне пока жалко сажать девочек в четверки. Это же значительно травмоопаснее! В двойках в случае чего удержаться проще. Если мужчины могут в сложный момент вернуть боб в нужное положение, то за девушек пока ручаться сложно. Да и в случае падения спрятаться в двойке намного легче. Так что мое мнение: девочек нужно пощадить.
Схожего мнения придерживается лидер сборной России Александр Зубков.
– Мало того что это опасно, так в четверках еще нужен совершенно иной уровень координации, – считает двукратный олимпийский чемпион. – На данном этапе я бы не рекомендовал делать такой шаг.
Сами пилоты-женщины считают, что разговоры об опасности езды в четверках сильно преувеличены.
– Лично я с удовольствием выступала бы в четверках, – подтвердила первый пилот российской сборной Ольга Стульнева. – Разговоры об этом ходили столько, сколько себя помню в бобслее (Стульнева – серебряный призер Олимпиады-2004 в Афинах в легкоатлетической эстафете 4х100 м. – Прим. "СЭ"). До дела только никак пока не доходит. Даже обидно. А в том, что четверки травмоопасны, так это ничего страшного. В конце концов и двойки опасны! Я не знаю, чего они там боятся. Забавно звучит, но руководителям страшнее включать женские соревнования четверок, нежели нам самим выходить на старт. Все девушки очень этого хотят!
Плюс от включения четверок в олимпийскую программу очевиден: это дополнительная возможность выиграть медаль. По словам Стульневой, если положительное решение по данному вопросу будет принято, россиянки готовы сесть в четверку "хоть завтра".
Глава Федерации бобслея и скелетона России Георгий Беджамов, избранный в Монако вице-президентом FIBT, убежден, что международные функционеры спешить с этим вопросом не будут. И ожидать, что мужчин и женщин уравняют в олимпийских медалях уже в Пхенчхане-2018 не стоит.
– Идея существует. Но чтобы ее осуществить, надо реально оценивать силы, понять, насколько все к этому готовы. Это и предстоит сделать новому исполкому FIBT.