22 октября 2014, 23:00
БОБСЛЕЙ/СКЕЛЕТОН
Двукратный олимпийский чемпион, чемпион мира по бобслею Александр Зубков официально объявил о завершении карьеры
7 февраля. Александру Зубкову доверено нести флаг России на открытии Олимпийских игр в Сочи.
17 февраля. Зубков с Алексеем Воеводой побеждают в двойках и приносят нашей стране первое в истории олимпийское золото в бобслее.
23 февраля. Зубков, Воевода, Дмитрий Труненков и Алексей Негодайло ставят яркую точку в выступлении сборной России на домашних Играх, победив в заключительном виде программы – соревнованиях бобов-четверок.
Казалось, после такого триумфа Зубкову гарантировано всенародное уважение, а двери для него будут повсюду открыты. Однако реальность оказалась отличной от ожиданий. Началось с того, что злоумышленники разбили автомобиль спортсмена. Этот неприятный инцидент Александр перенес довольно спокойно. Куда тяжелее ему было принять то, что случилось после.
В конце мая он уже решил для себя, что закончит спортивную карьеру, о чем и было объявлено в узких кругах. Зубков собирался из успешного спортсмена переквалифицироваться в тренеры. Двукратный олимпийский чемпион не скрывал своего желания и вряд ли сомневался в том, что ему дадут поработать в родной команде. Каково же было удивление Зубкова, когда вместо ожидаемого места в основной сборной ему предложили возглавить молодежную.
– Я погорячился, назвав на эмоциях это предложение "унижением", – признался спустя время Александр. – Помогать молодым ребятам – это серьезный труд. Однако я убежден, что сумею принести гораздо больше пользы России, если буду работать с основой. У меня много опыта. В том числе и тренерского. После Ванкувера до прихода Пьера Людерса я фактически неофициально руководил процессом подготовки, и мы стали чемпионами мира. Я не претендую на роль главного тренера, поскольку понимаю, что у Пьера контракт до 2015 года. Однако помочь ему мог бы однозначно. Да и сам он не против, о чем неоднократно заявлял.
Кто же тогда был против включения именитого спортсмена в тренерский штаб и почему? Ответов на эти вопросы нет и у самого Александра. Накануне объявления о завершении карьеры он встречался с заместителем министра спорта Юрием Нагорных, и тот дал понять, что руководство заинтересовано в Зубкове как тренере.
Был разговор и с президентом федерации Георгием Беджамовым. По словам Александра, руководитель взял время на раздумье, но новой встречи не случилось по сей день. Тем временем тренерский штаб на сезон был утвержден, и команда успела провести с ним три сбора.
Четких ответов на вопросы - "сколько готовы ждать тренерского места в сборной?" и "что будете делать, если поступит предложение возглавить тренерский штаб в другой стране?" – Александр не дал. Но пообещал, что в течение 10 дней по поводу его будущего наступит ясность.
По словам Зубкова, обиды у него ни на кого нет. Есть непонимание. Другое дело, что привести это может к самым разным последствиям. У Александра, как и практически любого другого великого спортсмена, очень непростой характер.
Тем временем его дочь, 18-летняя Елизавета, входящая в расширенный состав сборной России по скелетону, сейчас находится не в расположении национальной команды, а в немецком Альтенберге.
Более того, юная спортсменка уже успела пройти медосмотр в Германии, что "СЭ" подтвердили в немецкой федерации бобслея и скелетона. Там же утверждают, что инициатива в первую очередь исходит от... Зубкова.
Сам Александр давать полноценные комментарии по этому поводу пока отказывается.
– Никаких решений не принято, бумаг не подписано, поэтому говорить не о чем, – заверяет спортсмен.
– Но об уходе вашей дочери из команды говорил даже старший тренер Вилли Шнайдер.
– Как он может говорить об этом? Это не в его компетенции. Он сам – человек, который работает в России по контракту. Подобные заявления могут делать только министр, его заместитель или президент федерации. А Шнайдер взял и убрал ребенка из сборной. Сказал: "Мы тебя отстраняем, сдай экипировку и можешь быть свободна". Сейчас нужно понять из-за чего и почему это произошло. Из основной команды никто просто так не уезжает. Но диалога с тренером нет.
– Вы с ним не говорили?
– Нет, я только по факту узнал, что он отстранил Лизу от сборов. Она вернулась домой, и мы уже по ходу решали, как будем проходить реабилитационный период. С ним же я хотел бы пообщаться, но он не посчитал нужным со мной связаться.
– Лиза ведь уже проходила медицинское обследование в Германии?
– Я этого и не скрываю. Там она проходит реабилитацию. У нее есть определенные проблемы со здоровьем, и в России Лизе поставили один диагноз, а там – совершенно другой. Что будет дальше – пока неизвестно. Через 10 дней я дам вам ответы на все вопросы, в том числе и по поводу будущего дочери.
Сама Елизавета пока от комментариев отказывается. Конфликтов с кем-либо в команде, по заверению одной из спортсменок сборной, у нее не было. Рассматривать возможный переезд в Германию как попытку попасть в команду с меньшей конкуренцией тоже вряд ли имеет смысл. Наряду с российской сборной именно в немецкой наиболее серьезная внутренняя борьба за место в составе. Почему же спортсменка оказалась в такой ситуации?
Похоже, мы узнаем об этом через обещанные 10 дней. Однако при любых обстоятельствах переход дочери знаменосца олимпийской сборной под флаг другой страны (если это все-таки произойдет) станет незаурядным событием в и без того ежедневно сотрясаемом неспортивными новостями спортивном мире.
Владимир ИВАНОВ
Старший тренер сборной России немец Вилли Шнайдер пожелал своей бывшей подопечной удачи на новом месте
– Спортсменка из вашей команды приняла решение покинуть сборную России. Что случилось?
– К сожалению, я не очень хорошо знаком с ситуацией. Сейчас мы готовимся к новому сезону в Сочи, и Елизаветы в команде нет. Во вторник мне позвонил менеджер сборной и сообщил, что Зубкова подала заявку на смену спортивного гражданства. Тогда я набрал телефонный номер Лизы и напрямую спросил, действительно ли она собирается нас оставить. Сначала Зубкова все отрицала, но через несколько минут все-таки сказала правду о своих планах. По словам спортсменки, это была идея ее отца, который решил изменить ее карьеру.
– Вы пробовали переубедить Елизавету?
– Нет. Если спортсмен хочет покинуть команду, я не собираюсь ему препятствовать. На самом деле трансферный период в Международной федерации бобслея и тобоггана закончился в конце сентября, но мы все равно не собираемся ставить на пути спортсменки какие-то преграды. Я сказал Елизавете по телефону, что она больше не является частью сборной России и вольна поступать дальше по своему усмотрению. Еще я пожелал ей удачи в будущем.
– Между вами и Зубковой были какие-то конфликты?
– Нет, никаких разногласий. Я был удивлен известием о ее намерениях и не могу понять, чем они были вызваны.
– Говорят, что Елизавета собирается выступать за сборную Германии.
– В самом деле? В первый раз слышу. Это довольно рискованно.
– Почему?
– Я хорошо знаю немецкую команду и могу сказать, что в ней довольно высокие требования к спортсменам. Конкурс за место в составе очень серьезный. Зубкова, безусловно, хорошая скелетонистка. Она молода и все еще может добиться многого. Но для этого ей надо постоянно выступать на высшем уровне. Не думаю, что ей удастся осуществить это в Германии. Особенно поначалу, когда она будет ограничена в возможностях заниматься функциональной подготовкой. Кроме того, Елизавета не говорит на немецком, а немецкие тренеры не говорят на русском. Не понимаю, как они собираются взаимодействовать.
– Будет ли у Зубковой возможность вернуться в сборную России, если она передумает?
– Вряд ли. Насколько я знаю, в настоящее время для нее уже нет дороги назад.
Лукас ЭБЕРЛЕ, корреспондент Der Spiegel специально для "СЭ"