8 декабря 2016, 17:00

Клоуны у канатов. У любителей снова поменяли правила

Андрей Баздрев
Обозреватель
Зачем в любительском боксе снова поменяли правила судейства.

Андрей БАЗДРЕВ

Временами мне кажется, что развитием любительского бокса занимаются клоуны. Клоуны вызывают у людей, как правило, очень сильные эмоции – или активно нравятся, или до смерти пугают. Впервые попавший на цирковое представление ребенок обычно испытывает самый настоящий шок – много шума, толпа людей, абсурдные номера, границы реальности стираются, и уже непонятно, где мир настоящий, а где – нет. И клоун в гриме вызывает страх и недоверие тем, что представляют собой вроде бы живой объект, словно это человек, но выглядит и действует так, будто им не является – кривляется, идиотничает, не та мимика, не та биомеханика движений, еще и издает странные звуки.

Так же и с любительским боксом. Имея все внешние признаки спорта, основанного на кулачном поединке и причинении ущерба здоровью участников, он давно является чем-то иным, живет по другим законам, в своей утрированной реальности. Если вы спросите, что было худшим в 2016 году в боксе, я отвечу – история с Тайсоном Фьюри и кокаином, допинговый скандал, лишивший нас боя Уайлдер – Поветкин и, конечно, судейство на олимпийском боксерском турнире. После которого все или почти все судьи получили отстранение – правда, на результаты боев и распределение разыгранных уже медалей это не могло никак повлиять.

ЕДИНСТВЕННАЯ ХОРОШАЯ НОВОСТЬ

В попытках немного поправить свой имидж AIBA объявила об очередных изменениях в правилах, касающихся подсчета очков. Теперь вместо комиссии судей, которые анализируют итоги боя по раундам, будет один председатель, а судей у ринга будет пятеро, и будут учитываться их все очки – до этого довольно долго компьютер из 5 оценок выбирал случайным методом только 3. Ну и, наконец, счет будет объявляться только по завершении поединка. Последнее, пожалуй, единственная хорошая новость на сегодня.

Потому что худшее, что было в любительских боях, – это последний раунд, когда один из боксеров, создавший себе достаточное преимущество для победы, начинал изображать Усэйна Болта и со скоростью света сваливать подальше от соперника и переставал вести бой. Впрочем, Болт иногда, уходя в отрыв, даже успевал оглядываться на отстающих соперников и игриво притормаживал перед финишем. Боксеры обычно бегут без оглядки. В лучшем случае – довольствуются разумным по их мнению минимумом технических действий в раунде, думая все больше о том, чтобы не пропустить. Впрочем, нокдауны ведь так и не влияют на судейские оценки? Но, так или иначе, это второе после снятия шлемов в прошлом году положительное изменение.

ЭСТЕТИКА – ЭТО ВСЕ

Теперь о грустном. Помешает ли новая система судьям лажать и считать удары, которых не было, и не считать те, что были? Нет, конечно. Еще не забываем о том, что, радостно сообщив нам про отстранение 36 судей, работавших на Олимпиаде, в AIBA добавили, что отстранение это – временное. Они вернутся к судейству в следующем году с вероятностью в 100%.

Так что и это решение, и "новые правила" судейства имеют характер, с одной стороны, технический, с другой - популистский, так же, как с допуском боксеров-профессионалов к участию в Олимпиаде, что все-таки произошло на Играх в Рио. Эти решения не помогут победить схему скрытой коррупции, когда медали на крупных турнирах распределяются в основном между странами, которые финансируют участие боксеров в турнирах WSB и AIBA Pro и проводят различные "кубки нефтедобывающих стран", и новые правила никак не повлияют на то, как выглядят турниры по любительскому боксу.

Когда мы говорим о боях как о телевизионном спорте, эстетика – это все. Суть смотрения боев не в подсчете ударов, а во впечатлении. Можно сколько угодно убеждать публику в том, что это правильный жесткий спорт, решения судей справедливы, а талантливый боксер-любитель обязательно преуспеет и в профессионалах. Конечно, нет – примеры Ломаченко и Андрэ Уорда это скорее исключения, подтверждающие правила. На каждых Олимпийских играх редко больше двух-трех боксеров имеют серьезные шансы на светлое будущее после любительского бокса. Остальное – это наши не всегда обоснованные ожидания. Лучшие боксеры на Играх это те, кто брал золото трижды, – Теофило Стивенсон, Феликс Савон и Ласло Папп. Они были жесткие и опасные, они доминировали на трех Олимпиадах и, приезжая в ранге действующего чемпиона во второй и третий раз, внушали соперникам суеверный ужас. Это в реальности любительского бокса.

Папп в профессионалах стал лишь чемпионом Европы. Теофило был вторым по значимости кубинцем в стране и в 70-е многие пытались организовать – всерьез или нет – его бой с Мохаммедом Али. Легенда о том, что Стивенсон побил бы Али, не основана ни на чем, кроме допущения – что в 12-раундовом чемпионском бою он будет действовать так же, как в трехраундовом. У нас есть такая же местная легенда про Николая Королева, которому по политическим причинам не дали драться с Джо Луисом – что Королев уж за 15 раундов-то разок попал бы в чемпиона. Савон вообще, как говорят, 18 раз за карьеру был нокаутирован, и я упорно не понимаю, почему Дон Кинг предлагал ему переходить в профессионалы за бонус в 10 млн долларов. Скормить молодому еще Холифилду, Форману, Тайсону? Ради шоу и ради картинки.

ПРОПАСТЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Возвращаясь к тому, как выглядит сегодня любительский бокс... Знаете, что бросается в глаза первым делом, когда видишь любой турнир AIBA высокого уровня? Огромная, ничем не заполненная техническая зона, находиться в которой имеют право только судьи и официальные лица AIBA. Иногда еще официально аккредитованные фотографы. Нет никакой зоны рингсайда для зрителей, куда летят капли крови и пота, куда не положено приходить в белом. Несколько десятков метров до трибун – и там уже могут находиться зрители, в числе которых, например, и те люди, которые финансируют любительский бокс в нашей стране. Так это выглядело в олимпийском Лондоне, так выглядело на Играх в Рио в августе, так выглядело на молодежном чемпионате мира в Санкт-Петербурге в ноябре, и я почти уверен, что так это будет смотреться и в 2020-м в Токио.

Эта техническая зона символизирует собой как раз пропасть, которая давно существует между любительским боксом и его зрителем. И никто не пытается ее толком сократить. В AIBA, держа зрителей подальше от ринга, словно подчеркивают – вы нам не нужны, у нас бои – для судейской комиссии, для нас, не для вас. Серьезно, я не могу придумать причин, по которой в любителях нужна эта зона отчуждения. Чтобы зритель не слышал, что кричит ирландец Майкл Конлан, который показывал судьям средний палец? Или, может, чтобы никто не смог подойти и задать вопрос главе AIBA Чинг Куо Ву, который обещал сделать судейство более понятным и прозрачным? Или, наверное, опасаются, что в один прекрасный момент на ринг там выскочит клоун в уродском потекшем гриме и объявит о новой эре в любительском боксе – и тогда, действительно, нам всем лучше держаться подальше от этого клоуна и от любительского бокса в целом.

2