Новости

25 августа 2008, 00:43

Две на посошок

Артем Агапов
редактор отдела интернет

     В последние дни Олимпиады сборная России по боксу завоевала две золотые медали, уступив общекомандное лидерство только китайцам. Победные бои провели легковес Алексей Тищенко и тяжеловес Рахим Чахкиев.

Слава МАЛАМУД

из Пекина

     И что нам теперь делать? Будучи страной, в которой этот вопрос (равно как и сопутствующий ему) звучит часто и актуально, нам теперь абсолютно необходимо прийти к четкому выводу: считать ли боксерский турнир в Пекине провальным для России или не считать?

     С одной стороны, два золота и бронза - не так уж и плохо. По медальным выкладкам Россия уступила только Китаю (два золота, серебро и бронза), то есть фактически заняла первое место. Поскольку есть еще те самые факторы, по которым "Китай не считается"... Да, не делала бы наша боксерская команда смелых прогнозов перед Играми - глядишь, и сочли бы все это скромным успехом. А так, учитывая все то, что могло бы быть, как-то не получается.

     А стоит ли вообще задаваться этими вопросами? Два золота - это ведь не что-нибудь, а два золота. У кого-то слишком рано наступил пик формы, кто-то переоценил свои силы, кто-то напоролся на абсолютно лучшего боксера турнира (о нем - чуть ниже), да и Восток, как сказал мне в одном интервью наш главный тренер Александр Лебзяк, - дело тонкое, Петруха. Остается только добавить: "А так же - Давидка, Тимурка, Исламка и Серега и Генка". Не повезло. Пали жертвами, в том числе и обстоятельств. Но о них уже все сказано, и можно лишь надеяться, что шанс сказать что-то еще, более оптимистичное, появится в будущем.

     А сегодня давайте лучше о тех, кто выжил. Закончим Олимпиаду на бравурной ноте. Ничего, вечные вопросы подождут.

ИМЕНЕМ КОРОЛЯ

     Субботняя часть финальной программы включала в себя шесть боев, и российский тяжеловес (до 91 кг) Рахим Чахкиев выступал в последнем из них. А начали прения два парня, чей вес (до 51 кг) составляли в основном буквы их фамилий - кубинец Андрис Лаффита-Эрнандес и таец Сомджит Джонгджохор. Оба - опытные бойцы, долго ждавшие своего шанса. Лаффита-Эрнандес отсиживал допинговую дисквалификацию и долго не мог выйти из тени другого кубинского бойца в этом же весе. Таец, бывший чемпион мира, - тот и вообще на некоторое время завязал с боксом. По всем выкладкам получалось, что победить должен именно он. Об этом говорил хотя бы уже тот факт, что медали в этой весовой категории должен был вручать член МОК для Таиланда. О традиционном подсуживании в пользу соседних стран можно и не говорить.

     В общем и целом, все примерно так и вышло. Стоит, впрочем, пояснить, что Джонгджохор так или иначе был сильнее кубинца и, наверное, выиграл бы и без судейской помощи. Тут же вытащив из своего угла ринга заранее принесенный портрет короля Таиланда, победитель попрыгал с ним по рингу, потом отвесил публике несколько глубоких поклонов, опустился на колени и вознес молитву тому, кому обычно молятся тайцы.

     Член МОК для Таиланда, вешая ему на шею золотую медаль, похлопал земляка по плечу, а потом вдруг схватил за голову и поцеловал в макушку. Родина оценила.

ЛУЧШИЙ. БЕЗ ВАРИАНТОВ

     А потом был бой, которого ждали гурманы! В легчайшем (до 48 кг) весе встречались француз Хедафи Джелхир и 19-летний украинец Василий Ломаченко, успевший восхитить всю без исключения пекинскую публику. Быстрый, неимоверно техничный, работающий с обеих рук, как вентилятором, Ломаченко ни в одном бою не заставил кого-либо усомниться в своем полнейшем превосходстве. Василий привез в Пекин пять маленьких флажков Украины - чтобы вручать их соперникам перед каждым боем. Потому что был уверен: боев будет пять. Один флажок вернется на родину: россиянин Альберт Селимов, чемпион мира, попавшийся Ломаченко в первом же поединке, подарка не принял. Зато принял двенадцать точных ударов от вчерашнего школьника, оказавшегося более умным и зрелым бойцом, чем сам Альберт.

     К финалу уроженец Белгорода-Днестровского, что под Одессой, шел тем же танковым ходом: дарил флажки, лучезарно улыбался, подмигивал в телекамеры, налетал на соперников и долбил их, как дятел березку.

     О том, что мог бы противопоставить Ломаченко соперник по финалу, никто как-то и не задумался. Самый острый вопрос, стоявший перед этим боем - дадут ли фантастическому юнцу "Кубок Вэла Баркера" (лучшему боксеру Олимпиады вне весовых категорий) или зажмут в пользу китайца? Говорили также, что Виталий Кличко, замеченный на трибунах, специально пришел, чтобы уговаривать Ломаченко уйти на профессиональный ринг. В общем, украинцу было, на что отвлечься. Но для него, похоже, не было в тот день более интересной темы на свете, чем арабо-француз в синем углу ринга.

     Подарив Джелхиру свой традиционный флажок, Василий сначала, для приличия, дал тому показать, на что он способен. Джелхир раззадорился и провел серию ударов по корпусу, один из которых был засчитан. Ну что, ты все? - как бы сказал сопернику Ломаченко. - Ну, ладно, давай и я поработаю. Несколько секунд спустя Джелхир хватал ртом воздух после трех точных ударов в корпус. Французу открыли счет. Бой он продолжил, но руки вверх уже не поднимались. Несколько секунд спустя ему снова открыли счет. Практически сразу же после этого Ломаченко прижал Джелхира к канатам и отхлестал боковыми по щекам. У соперника только голова болталась. Если бы бой к тому моменту не остановили, боксерский турнир завершился бы трагедией.

     Более достойного завершения Олимпиады для Ломаченко придумать было бы нельзя. Украинца тут же накрыло. Сначала государственным флагом (кстати, его родина как раз День флага и отмечала), а потом - пониманием того, что он сотворил. В подтрибунку Ломаченко ушел, скрывая лицо под своей жовто-блакитной паранджой. Впрочем, после церемонии награждения он опять был таким же, как всегда - хулиганисто-улыбчивым и готовым драться до первой крови со всем миром.

     - Я думал, Олимпиада будет чем-то более трудным, - подвел итог лучший ее, Олимпиады, боксер.

     "Баркера", кстати, действительно дали ему. Такое вот маленькое торжество здравого смысла на этом турнире.

УЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

     В полусреднем (до 64 кг) весе отоварилась золотом Доминиканская Республика: Феликс Диас победил чемпиона Афин тайца Мануса Боонджумнонга. Диас вышел на ринг в пончо, сделанном из флагов его страны и Китая, а после боя таец недоумевал: "Как странно, я привык, что каждый мой удар засчитывается. А сегодня было много таких, которых не засчитали". Ха!

     Самым развлекательным боем финалов стала схватка средневесов (до 75 кг) - британца Джима Дегэйла и кубинца Эмилио Корреа. Последний - сын олимпийского чемпиона Мюнхена-1972, который тоже был Эмилио Корреа.

     Видимо, Эмилио-младший не только жаждал повторить достижение отца, но и понимал, что из четырех кубинцев в финале у него - лучшие шансы. Дегэйл по ходу турнира впечатлил немногим меньше Ломаченко - показал, что он умный, расчетливый боец, пообещавший к тому же  выиграть золото в самом скучном поединке Олимпиады.

     Кубинец, естественно, решил не дать сопернику такой возможности и затеял на ринге что-то из циркового репертуара с участием кенгуру в брачный период - удары наотмашь, обнимание, бросание соперника на пол. Британец, в чьих жилах тоже немало горячей африканской крови, заглотил наживку, и все дальнейшее быстро покинуло рамки спортивной борьбы, превратившись в безбашенный уличный "махач". Так и стучали друг друга до победного (для британца) конца. Дегэйл почему-то страшно не понравился публике, но уходил с ринга, танцуя и боксируя с еще дюжиной воображаемых кубинцев.

ЧАХКИЕВ КАК ЧЕЛОВЕК И БОРЕЦ

     После этих фольклорных плясок скучнейший бой Рахима Чахкиева с итальянцем Клементе Руссо, честно говоря, был бальзамом на душу. Нехорошие, надо сказать, предчувствия терзали перед этой схваткой. Ладно даже то, что Чахкиев в прошлом году проиграл Руссо на чемпионате мира в таком же скучнейшем обнималове. Сильно смущал... поединок супертяжей в воскресенье. Дело в том, что там должны были биться итальянец с китайцем и, соответственно, получался расклад, при котором Руссо могли отдать золото, чтобы со спокойной душой отобрать его потом у итальянского супертяжа.

     Эти грешные мысли, однако, оказались чересчур циничными. Не то подействовал скандал, отгремевший в полуфиналах (о нем "СЭ" писал в субботу), не то судьи поняли как-то не так поняли слова "подсуживайте Russo", а может там действительно все было честно. Как бы то ни было, Чахкиев "перетрудил" Руссо в бою, который больше напоминал борьбу нанайских мальчиков. Мой коллега Игорь Рабинер, смотревший это дело по телевизору в пресс-центре, комментировал его возгласами "иппон!" и "ваза-ари!" - до того это напоминало его любимое дзюдо.

     Самым приятным в победе Чахкиева был вид Руссо, устроившего после драки фейерверк итальянской жестикуляции. Видимо, ему показалось, что Чахкиев нарушил правила в одном из партеров.

ПЕРВЫЙ КИТАЙСКИЙ

     Второй день финалов, в котором выступали все три китайца, обещал стать особенно интересным для судей и неравнодушных к ним людей. Однако и тут все вышло на удивление пристойно.

     Цзоу Шимин свое золото в наилегчайшем весе взял без намека на скандал. У маленького монгола с большим именем Пюревдорджийин Сердамба в начале второго раунда вывихнул правое плечо. Счет при этом был всего лишь 1:0 в пользу Цзоу, и монгол яростно атаковал. На церемонии награждения рука несчастного кочевника безжизненно висела, но он стойко вынес все мучения. Цзоу между тем стал первым китайским олимпийским чемпионом по боксу.

     Монголии, однако, тут же вернули должок, слегка засудив полулегковеса Анкиеля Леона против Энхабатына Бадар-Уугана. Кубинские шансы на золото улетели в тартарары, как, думается, и былое могущество их великой школы бокса. Последняя надежда Острова свободы Карлос Банто (до 69 кг) был уничтожен в финале казахом Бахытом Сарсекбаевым. Во втором и третьем раундах кубинца кидало по рингу, как перышко в урагане: казах не только молотил с обеих рук, как заведенный, но и работал в каком-то непостижимом темпе.

     Два последних боя дня закончились для китайцев вничью. Чжан Сяопин в первом тяжелом весе побил ирландца Кенни Игэна. То есть, не сказать, чтобы совсем уж побил. Ну, в общем, вы понимаете. Ирландцы, которых на трибунах было значительно меньше, зато значительно громче, исход матча признать отказались и непрерывно скандировали имя Игэна на церемонии награждения.

     А вот в битве супертяжей никакой интриги не произошло. Чжан Чжилей не имел ни малейших шансов против итальянца Роберто Каммарелле и его правой колотушки. Боковой удар передней рукой, видимо, является главным и единственным оружием Каммарелле, но, святой Франциско, как он умеет им пользоваться! Итальянец добил Чжана своей дубиной в третьем раунде, обеспечив России дележку первого места с Китаем по золотым медалям.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ - ОН ТРУДНЫЙ САМЫЙ

     Главный же для нас бой состоялся чуть раньше, и исход его поначалу казался предрешенным. Соперник Алексея Тищенко - Дауда Сов из Франции - был совершенно никому не известен, но по дороге в финал он выиграл у китайца, а это значит, что для человека не существует слова "невозможно".

     Было видно, что Сов для Тищенко неудобен - длиннорукий левша с нестандартной стойкой. Француз, естественно, пытался держать Тищенко на расстоянии, в то время как наш боксер, ясное дело, набирал свои очки, подныривая под руки соперника и "сажая" боковые в ближнем бою.

     Во втором раунде казалось, что бой сделан, когда Сов пропустил мощный прямой в бороду и слегка присел. Но самоуверенный француз сдаваться и не думал: снова начал работать на дистанции, достал Тищенко еще пару раз, и снова стало боязно.

     Тищенко лупит в корпус. Сов сажает в лоб. Размен накоротке. Боковой Тищенко в ухо. Сов набирает очки надистанции, Тищенко - наскоками. Страшно! Сов кладет прямой правой - Тищенко шатает назад. 10:9. Теки, время, черт бы тебя!

     За несколько секунд до гонга оба бойца сходятся в последней стычке, просто-таки вымаливая у корреспондента пересвето-челубейские метафоры. Кажется, что оба сейчас упадут. Но не падают. А на табло зажигается еще одно очко для Алексея. Правильно? Неправильно? Кто его теперь разберет. Кто скажет, что он не заслужил? Да никто не скажет. И француз не сказал тоже.

     - Иногда надо уметь проигрывать достойно, - сказал на пресс-конференции Сов. - Вуаля.

     Вуаля!

     Workers' Indoor Arena. 23 августа. 48 кг. Финал. Цзоу Шимин (Китай) - Пуревдордж (Монголия) - 20:0. 51 кг. Финал. Джонгджохор (Таиланд) - Лаффита Эрнандес (Куба) - 8:2. 54 кг. Финал. Энхбат (Монголия) - Леон-Аларкон (Куба) - 16:5. 57 кг. Финал. Ломаченко (Украина) - Джелхир (Франция) - 20:0. 60 кг. Финал. ТИЩЕНКО - Сов (Франция) - 11:9. 64 кг. Финал. Диас (Доминиканская Республика) - Бонджумнонг (Таиланд) - 12:4. 69 кг. Финал. Сарсембаев (Казахстан) - Банто-Суарес (Куба) - 18:9. 75 кг. Финал. Дегэйл (Великобритания) - Корреа (Куба) - 16:14. 81 кг. Финал. Чжан Сяопин (Китай) - Эган (Ирландия) - 11:7. 91 кг. Финал. ЧАХКИЕВ - Руссо (Италия) - 4:2. Свыше 91 кг. Финал. Каммарелле (Италия) - Чжан Чжилэй (Китай) - 20:0.