Новости

13 октября 2008, 00:45

Одним Кличко стало больше

Александр Рогулев
Корреспондент

   В субботу в Берлине Виталий Кличко победил техническим нокаутом в 8-м раунде Сэмьюэла Питера из Нигерии и завоевал титул чемпиона WBC в тяжелом весе. Его младший брат Владимир уже владеет чемпионскими поясами IBF и WBO. Таким образом, из существующих на данный момент четырех основных титулов в тяжелом весе три принадлежат братьям Кличко.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

из Берлина

РАСКЛАД ПЕРЕД БОЕМ

   Строго говоря, Виталий никогда не терял титул WBC, но в последние три года к его званию прилагалась приставка "почетный". А что такое "почетный чемпион"? Это примерно то же, что "почетная красавица". То есть, ясно, что красавицей она когда-то была, а сейчас остался только почет, да и тот под большим вопросом. В последнее время Виталия, по-моему, просто снедало желание отказаться от подобной чести, что он, наконец, и сделал в самой решительной форме.

   Ну, а теперь, собственно, к бою. Заранее прошу прощения, если в описании заметите некоторые неточности. Я сейчас нахожусь в положении молодого кота, который в обществе котов старых пытается рассказами о своих похождениях показать, что он тоже парень не промах. Дело в том, что мне кто-то или что-то все время мешало смотреть. То дяденька с камерой вылезал, то камера без дяденьки опускалась слишком низко над рингом и закрывала обзор, то кто-то перед самым носом вскакивал от избытка чувств (а чувств там был даже не избыток, а переизбыток), так что по сравнению с теми, кто сидел перед экранами, я оказался в худшем положении. К счастью, полотно этого боя писалось крупными мазками, и почти все было видно и оттуда.

   Однако обед нельзя начинать с главного блюда. Закуска должна быть. Хотя бы грибочки да пара салатиков.

АРТПОДГОТОВКА

   В качестве грибочков нам показали бой, как говорят, надежды тяжелого веса беглого кубинца Одланьера Солиса с американцем Чонси Уэлливером. Не могу сказать, чтобы олимпийский чемпион Солис (он завоевал "золото" в категории до 91 кг в Афинах в 2004 году) произвел особо сильное впечатление. Соперник его весил 128 кг, из которых килограммов сорок было чистого сала, и вот с таким "жиртрестом" Солис провозился до 9 раунда. И ведь много попадал. Ну, ладно, удары по нижнему этажу Уэлливер гасил пузом, но он гораздо больше пропускал в голову - и все ничего! Если бы американец в девятом раунде вместо того, чтобы плясать краковяк под ударами Солиса, упал, ему отсчитали бы нокдаун, и, вполне возможно, он закончил бы бой на ногах, а так рефери совершенно справедливо остановил встречу, поскольку Уэлливер не бил, не защищался и не падал. Но Солис, повторяю, откровенно разочаровал.

   Больше порадовал огромный (рост - 198 см, вес, и весь боевой, - 136 кг) белорус Александр Устинов. В соперники ему достался еще более огромный американец Джулиус Лонг (если не врут, то рост его - 216 см, а вес -138 кг), но счастья габариты ему не принесли. За минуту до конца первого раунда Устинов провел затяжную серию, завершившуюся через паузу мощнейшим ударом справа. Рефери успел закончить счет до того, как Лонг полностью поднялся на ноги. Кто-то из бывших соотечественников, сидевший рядом и, видимо, уже начавший забывать язык в восторге сказал: "За полтора минуты завалил!" Так и тянуло его поправить: "Не за полтора, а за два с половиной минуты". Кстати, свой предпоследний бой Лонг провел с Солисом и проиграл ему только по очкам, хотя и с разгромным счетом.

   Наконец, когда зрители уже ждали Кличко с Питером, вместо них на ринг вышли две довольно крупные девушки. Американка С'Кати Кац и чешка Сарка Стокласкова. Выиграла чешка, но победу дали американке. Как я понимаю, за то, что она немного говорит по-немецки: научилась от бабушки, которая была родом из Германии. Стокласкова громко и неласково возмущалась, не хотела уходить с ринга, топала ногами, требовала продолжения банкета, то есть, боя. В общем, вела себя, как мужик, которому не долили пива, но она была совершенно права, и зрители ее дружно поддержали. Наконец, ее увели, и началось то, ради чего все здесь и собрались.

PR-ПОДГОТОВКА

   Те, кто ожидал чего-то необычного, не прогадали. На здоровенном экране, где до этого показывали фильм о братьях Кличко, вдруг появился Джордж Формэн и выразил уверенность, что Виталий победит. Потом с похожими речами выступили Джо Фрэзер, Леннокс Льюис, Эвандер Холифилд и Майк Тайсон! Зал взорвало. По-моему, ничего подобного никогда еще не было.

   Ну а затем с потолка спустился огромный колокол и зазвонил. Так и тянуло спросить: по ком он звонит? Не знаю, кому как, но мне как человеку, от всей души болевшему за старшего Кличко, от этого звона окончательно стало не по себе: этим колоколом и речами бывших великих чемпионов Виталий исключил для себя какой бы то ни было исход матча, кроме победы. После такого, если проиграешь, то глаз потом поднять не сможешь. Ох, скорей бы все это началось и кончилось.

   А начинаться все никак не спешило. Сначала девичья группа Pussycat Dolls исполнила что-то зажигательное, как будто тут еще надо было кого-то зажигать. Но, ничего. Девочки были красивые, и даже их танец, напоминавший какие-то придурковатые скачки без лошадей, особо не раздражал. Только вот костюмы свои он явно сперли у проституток со знаменитой гамбургской улицы Риппербан. Могли бы придумать что-нибудь позанятнее.

   Потом были гимны.

   А потом был бой.

   Так как все уже знают результат, я не буду наводить тень на плетень и начну с того, что с прогнозами ошиблись все. По-моему, до единого человека. Мы задавались вопросом, не стал ли Виталий хуже, а, ответив на него в абсолютном большинстве своем утвердительно, спрашивали себя и других: а насколько хуже? Никто даже представить себе не мог, что Виталий Кличко в свои 37 лет стал лучше, чем был когда бы то ни было. Когда я после боя прорвался к нему, то первым делом сказал: "Виталий, ты как хорошее вино, с годами становишься только лучше". По-моему, комплимент ему понравился, но это, по сути, был никакой не комплимент, а просто констатация факта. Считаю, старший Кличко действительно провел лучший бой в своей жизни.

БОЙ

   Только что прослушал свой комментарий этого боя, записанный на диктофон, и понял, что не надо пытаться воспроизвести это на бумаге. Получится монотонная история о том, как один человек двадцать четыре минуты бил другого. В общем, это будет столь же увлекательно, сколь история о том, как рубили баобаб. Вот взялись мужики за топоры и тук-тук, тук-тук, тук-тук, и так страниц двадцать. Но бой-то был увлекательным. Зал действительно стоял на ушах, а женская его часть так просто временами впадала в экстаз, а когда все закончилось, вокруг были одни счастливые и очень счастливые лица. Стенограммой боя всего этого никак не передашь. Поэтому я просто попытаюсь рассказать об этом поединке, как он мне запомнился.

   Ясно все стало сразу, а именно, что у Питера против Кличко почти тот же шанс, что у баобаба против того, кто его рубит: если тот зазевается, баобаб может на него упасть и придавить. Ну а Питер мог рассчитывать только на шальной удар. Виталий был лучше и в целом, и в каждом компоненте по отдельности.

   Началось все с того, что левым джебом и грамотными перемещениями по рингу он сразу установил удобную для себя дистанцию, и Питер ровно ничего с этим поделать не мог. Затем, чтобы жизнь противнику медом не казалась, Виталий стал все чаще подключать правую руку. Уже в первом раунде Питера пару раз очень основательно болтануло из стороны в сторону после его правых кроссов. Вообще, преимущество Кличко уже в начальном раунде было таким, что казалось, долго все это не продлится.

   У Питера не получалось просто ничего. Стоило ему чуть-чуть даже не то что приспособиться, а просто привыкнуть к тому, что его бьют так, как его начинали бить иначе. С какого-то момента Виталий начал пробивать апперкоты, чего я, честно говоря, после открытой тренировки ждал, и часто они заставали нигерийца врасплох. Но стоило ему чуть освоиться с апперкотами, как Кличко стал радовать его левыми боковыми. Причем, не надо думать, что это все делалось как-то очень постепенно. Нет, все это происходило в очень быстрой последовательности. Однако едва ли не больше всего в исполнении Кличко мне понравился не совсем классический удар левой снизу-сбоку, которым он то пользовался как джебом, то встречал им Питера, когда тот пытался уйти вниз. А внизу его, оказывается, уже ждали, да еще с хорошим подарком.

   Зал заходился в истошном вопле: "Ви-та-ли! Ви-та-ли!" Немцы, украинцы и русские орали в едином порыве. В расположенной рядом VIP-ложе какие-то очень известные здесь женщины, кого-то из них я точно видел только что на рекламных плакатах, не просто вскочили со своих мест, а давно уже зависли в воздухе. Нордическая красавица с немецкого телевидения, которую я вижу в Германии на всех боях, куда-то бежала и зацепилась трепетным бедром за ограждение, от чего все ее щедрое тело заходило живописным ходуном. И никто этой красоты не видел. Ну, почти никто.

   На ринге, между тем, ничего не менялось. Питера по-прежнему били. С чувством, с толком, с расстановкой и с отличным знанием дела. Он что-то пытался предпринять. Он бросался вперед, он пытался выполнять какие-то тренерские установки. Все без толку. Он мазал, проваливался, а в ответ его били, били, били. Когда-то это могучее дерево должно было упасть, но пока оно все еще держалось.

   А отдых явно пошел Виталию на пользу. Говорят, такое бывает в стрельбе. Пауза в выступлениях позволяет избавиться от старых ошибок. Но в боксе я такое увидел, пожалуй, впервые. Виталий стал гораздо более расслабленным, руки летели в цель быстрее и точнее, чем раньше. Наверно, надо сказать: еще быстрее и еще точнее.

   Ну а восторг в зале просто зашкаливал. Девушка, выносившая карточку с очередным номером раунда, возвращаясь на свое место, аплодировала вместе с публикой. Такое я тоже первый раз видел. Обычно эти дамы просто носят себя, как драгоценности. А еще девушка раскачивала бедрами с таким энтузиазмом, словно надеялась, что Виталий смотрит ей вслед.

   Ну а на ринге все тем временем двигалось к концу. Пару раз начинало казаться, что Виталий уставал бить, но он тут же показывал, что это не так. Питера становилось просто жалко. Жалко за то, что у него такая крепкая голова, которая давно уже только продлевала его муки. Седьмой и восьмой раунд были для Питера поистине ужасными, но он держался. Все ждали девятого, но тут, описав какой-то невиданный пируэт, на ринг выскочил Владимир Кличко, все это время секундировавший брату. Стало ясно, что угол Питера капитулировал, что подтвердилось буквально через несколько секунд. А Владимир все праздновал. Никогда не видел, чтобы за себя он радовался так, как за брата, что вызывает к нему огромное уважение. Впрочем, Виталий всегда платил ему тем же.

   Иногда мне кажется, что успех братьев у публики объясняется в том числе и тем, что людям доставляет удовольствие смотреть на их абсолютно бескорыстную, без тени ревности, радость друг за друга. Такие отношения просто приятно видеть, тем более что встречаются они редко даже у ближайших родственников.

РАСКЛАД ПОСЛЕ БОЯ

   Владимира Кличко, когда он скакал по рингу, похоже, меньше всего заботило, что теперь он, пожалуй, уже не является безоговорочным лидером тяжелого веса, каким его до этого боя признавали практически все специалисты. На пресс-конференции Виталий не дал однозначного ответа на вопрос, задержится ли он на ринге или вернется в политику. По-моему, он не темнил. Это вообще не в характере Виталия. Он действительно не знал. Пока и для него, и для Владимира самым важным было то, что они реализовали ту мечту, о которой говорили и десять лет назад: одновременно стать чемпионами мира по разным версиям.

   На пресс-конференции братья разложили перед собой все свои трофеи, валяли дурака, перетягивали друг у друга пояса и предъявляли друг другу "претензии" типа: "А ты пер мои игрушки", "А ты порол меня, когда я был маленьким". На них было смешно и приятно смотреть. Журналисты аплодировали, как самые преданные болельщики. Они и были болельщиками. В зале и во время боя, и после его окончания никто как-то не выпадал из общего счастливого настроения.

   Однако, надо сказать, что выиграли от победы Виталия далеко не все. Так, все остальные тяжеловесы однозначно проиграли. Теперь, если ты хочешь стать лидером в королевской весовой категории, тебе нужно побить не одного Кличко, а двоих. Задача, прямо скажем, выглядит на данный момент абсолютно невыполнимой.

   Зато есть боксер, которого по очереди побили оба брата. Это Сэм Питер. Несчастный баобаб, спасенный лесниками в самый последний момент.