6 марта 2019, 20:00

"Мешки" на убой. Правда и ложь о подставных соперниках в боксе

Михаил Потапов
Корреспондент
Можно ли заработать, если дать возможность себя избить на публике.

Соревнования, которые спортсмены втайне от всех превращают в игру в поддавки с заранее известным результатом, есть во многих видах спорта. За такое мошенничество наказаны сотни атлетов, тренеров и менеджеров. Но одно дело – проиграть на заказ, например, в теннисе, а другое дело – в единоборствах, где любой пропущенный удар может навсегда сделать тебя инвалидом. Тем не менее, и в боксе иногда бывает так, что исход боя решен заранее. Всем известное определение "мешок" – это не только заведомо более слабый соперник, но и порой боец, который берет деньги за то, чтобы проиграть более успешному конкуренту. Как работают схемы с договорными и полудоговорными боями "СЭ" рассказали российские промоутеры Владимир Хрюнов и Алексей Титов, а также бывший боксер Родион Пастух, которого не раз обвиняли в договорняках

Бывает или нет?

Болельщики любят гадать о том, был бой договорным или нет. К примеру, выиграл Денис Лебедев у аргентинского чемпиона мира Виктора Эмилио Рамиреса нокаутом в третьем раунде – "мешка привезли, который сам лег, когда ему сказали". Такие вердикты выносятся очень часто. Звучали даже мнения, что Федор Емельяненко неспроста уступил в ММА бой Райану Бейдеру. Хотя подобная точка зрения для любого здравомыслящего болельщика звучит как бред, и даже самых ничтожных доказательств "сделки" не существует. Тем не менее, сторонников "теории заговора" всегда много. Бывают ли на самом деле случаи, когда соперник заранее выходит на ринг проигрывать?

С точки зрения промоутера Владимира Хрюнова – нет. "Это не доказано. В профессиональном боксе все процессы моделируются. Менеджеры стараются подбирать своим боксерам таких соперников, над которыми они имеют заведомое преимущество. Чтобы был высокий шанс на победу. А договориться, что соперник приехал и лег – ни разу о таком не слышал. Все боксеры гордые, все пытаются использовать шанс на победу", – считает Хрюнов. На вопрос о том, хотел ли победить соперник Микки Рурка, в 2014 году уступивший в Москве 60-летнему актеру нокаутом в первом раунде, Хрюнов ответил утвердительно: "Во всяком случае, обратное не доказано". Менеджер Вадим Корнилов, который был одним из организаторов того боя Рурка и привез ему этого соперника по имени Эллиот Сеймур, на эту тему говорить отказался.

А вот у промоутера Алексея Титова иллюзий по поводу честности некоторых боев не возникает. Помимо Микки Рурка он привел еще один пример. "Рурку привезли человека, который должен был проиграть. Потом, вроде бы, "мешку" не заплатили, вот он и рассказал правду. Тоже самое – у Родиона Пастуха, все бои заранее обговаривались с соперниками, что они не должны по нему сильно бить, не должны выиграть. За это несет ответственность и команда боксера. Это убивает бокс. А Пастуху это надо было, чтобы получить возможность заходить в определенные кабинеты", – сказал Титов.

Ответ Пастуха

Родион Пастух действительно владел титулом по мало кому известной версии UBO. На его счету 9 боев и 9 побед нокаутом. Выглядит очень подозрительно. Тем не менее, не дать слова этому боксеру было нельзя.

- Титов ничего нового не сказал. Он и Егор Мехонцев (олимпийский чемпион по боксу. - Прим. "СЭ") занимаются сплетнями, - считает Пастух. - Есть статистика, есть результаты, там все понятно. Но кому-то хочется посплетничать и словить хайп. Мы живем в 2019 году, а они - в 2012-м. Я не боксирую уже шесть лет, а они все еще обо мне говорят. Мне это даже приятно, если честно.

С Титовым мы познакомились много лет назад, они приглашали меня на одно мероприятие, и он мне говорит: "Родион Васильевич, нет работы у меня". Я его порекомендовал его Сергею Трофимову, основателю "Рати", с этого у него все началось. У нас много противоречий, в том числе политических. Кроме того, случился конфликт после смерти Ромы Симакова в 2011 году. Симаков впал в кому после боя с Сереем Ковалевым. Я взял все расходы на врачей и похороны на себя. Титов остался в стороне и только просил объяснить Следственному комитету, что это был несчастный случай.

– То есть, его обвинения в том, что вы – "фэйковый" чемпион мира – ерунда?

– Кому удобно, пусть в это верит. Меня награждали Юрий Александров, наш легендарный чемпион мира и Виктор Агеев (бывший глава Федерации профессионального бокса России. – Прим. "СЭ"). Говорить, что я всех купил, это оскорблять всю федерацию, судей и супервайзеров. Дескать – все глупые, а он один умный. Думаю, Титову просто не нравится, что у меня все хорошо, мы раз в три месяца проводим детские турниры, где участвует до 250 детей, разыгрываем призы, а он сейчас занимается непонятно чем. Для него главное – деньги, для меня – бокс.

Деньги не пахнут

По словам Алексея Титова, бывает другая категория боев с заранее известным исходом, не только договорные. "Есть еще вторая история: когда оппонент заведомо слабее, но бой – не договорной. Это называется мисматч. Такие оппоненты приезжают драться и хотят победить. И бывает даже, что им это удается. Этот вопрос недавно обсуждался Федерацией бокса России. Идет работа над тем, чтобы не допускать поединков между боксерами разного класса. Разработана таблица, где боксеры класса А и класса B не могут встретиться с боксерами класса С и класса D. Существует разделение, так не только у нас, так во многих национальных федерациях, включая британскую. Цель – не допускать явных мисматчей", – отметил Титов.

Тем не менее, сенсации, когда явный андердог бьет явного фаворита, да еще на его площадке, бывают. Недавний пример – бой Руслана Чагаева с Лукасом Брауном в Грозном. Австралиец был в Чечне в качестве гостя, который должен получить по голове и лечь, но он сам нокаутировал Руслана в 11-м раунде и завершил его карьеру. Но этот пример – чемпионский бой, тут речи о джорнименах, людях, которые приезжают проигрывать, или о "мешках" идти не может.

Другие примеры классических мисматчей – первые боев 10 Энтони Джошуа. К примеру, с Константином Айрихом или Денисом Бахтовым. При всем уважении к этим ветеранам, их привозили в Англию для того, чтобы они проиграли и спокойно уехали домой, по возможности, целыми и невредимыми. А вот Дэвид Прайс и его команда в 2013 году обожглись больно. Они привезли небитому тогда проспекту в Ливерпуль 42-летнего Тони Томпсона, а тот взял и нокаутировал Прайса во втором раунде. У промоутера англичанина от такого инфаркт случился.

Что бывает, если джорнимен вдруг начнет бить того, кто его пригласил и заплатил за поражение? По мнению Хрюнова, ничего страшного не случится. "Ему все равно заплатят гонорар, и он спокойно уедет домой. Вы поймите, никто не договаривается о чем-то таком официально, все негласно. Такого, что ты должен упасть в таком-то раунде в боксе нет. Есть удачный выбор соперника, есть везение, бывают неожиданности. Но бой хочет выиграть даже тот, кого привезли, чтобы, как все уверены, он лег", – сказал Хрюнов и добавил, что на его памяти был лишь один договорной бой – Флойд Мейвезер – Конор Макгрегор. Вот там, по мнению промоутера, был сценарий. А больше ни одной истории, где бы проигрывали специально, Хрюнов не знает.

Какой из этого можно сделать вывод? Конечно, бывают всякие бои. В том числе и такие, где все заранее обговаривается. Но на высоком уровне все-таки все более-менее честно. Бывают мисматчи, когда результат известен заранее, но только потому что один соперник заведомо сильнее другого. Все остальное – домыслы, и доказательства в договоряках здесь можно добыть разве что при помощи полиции и Следственного комитета.