24 августа 2015, 01:15
"О, да! Я русский!" кричит в микрофон Рой Джонс-младший, и публика все аплодирует ему, стоя у сцены, и не хочет расходиться. Выучил несколько новых слов. В прошлый раз он долго пытался выговорить по-русски "сердце чемпиона", и спустя несколько недель даже весьма сносно стало получаться. Только что Рой исполнил три или четыре своих песни, тех, что его поклонники могли слышать и пять, и 10 лет назад, чаще всего на эти треки были наложены фрагменты лучших боев Джонса, самые зрелищные моменты и удары.
Шутка или нет, но у Роя с Россией уже связано очень много. Здесь он провел уже несколько боев, и проигрывал – Лебедеву нокаутом, и побеждал... Давал пресс-конференции, проводил мастер-классы, играл в баскетбол, проехался с музыкальным туром, добравшись до Красноярска и Якутска. Терял багаж, однажды чуть не потерял жену, как-то давно у него украли здесь желтые "тимберлэнды". И публика до сих пор встречает его с восторгом и благодарностью – и он отвечает людям тем же. Дарит праздник тем, кто никогда и не мечтал, должно быть, его увидеть своими глазами. Но смотрят, хлопают, уже по-человечески, без зверских попыток смести, затоптать, оторвать себе кусок на память, как было в его первый приезд в Москву несколько лет назад... Но и теперь его выступление – маленький праздник, с этим никто не будет спорить.
Тем более бои в этот вечер выдались нервными, тяжелыми. Дмитрий Чудинов с трудом побеждает Геарда Айетовича, попутно нахватав в голову совершенно необязательных ударов. Есть что-то сюрреалистическое в том, что он теперь не заводится, не нервничает, не кидается отвоевывать инициативу, как делал раньше – и что стоило ему как минимум проигранного чемпионского боя с Юбенком... Собственно, он должен был драться с соперником совершенного другого рода, но пара мексиканцев до Крыма так и не добрались, и промоутеры вынуждены были искать кого-то поближе и доступнее. Айетович – серб, живущий уже довольно давно в Англии, часто соглашается драться почти без подготовки, в любых невыгодных условиях, но за счет опыта и хорошей физической формы может устроить весьма неприятную жизнь любому топ-боксеру от среднего до полутяжелого веса. Вот и Чудинов, сначала пропустил навстречу во втором раунде, а затем оказался втянут в бой, где соперник отдает пространство, время, раунды, но потом внезапно просыпается и довольно сурово наказывает за ошибки. Яркого боя не получилось, но хотя бы новая команда вокруг боксера во главе с Али Пидуриевым может наметить себе фронт дальнейших работ, где чинить и достраивать, а не рушить и создавать заново.
Еще год назад казалось, что вот-вот сейчас Чудинов выйдет против Головкина, будет жестоко избит – и на этом история закончится. Поражение от Юбенка дало богатую пищу для размышлений, а заодно и необходимую паузу, отсрочку, чтобы понять, что и в какой момент с его боксом пошло не так. Возможно, Чудинов версии 2.0 будет иметь гораздо больше шансов. Главное перестать телеграфировать все свои действия, отводить плечо заранее до удара, поднимать локоть, открываться, оставляя голову на линии прямого удара. Есть время, есть ресурс для изменения, и если не Головкин – как минимум в этой категории будут Мигель Котто и Саул Альварес.
То же самое можно сказать и о Стасе Каштанове, который вроде бы должен был победить доминиканца Феликса Валеру и завоевать временный пояс WBA в полутяжелом весе – но не смог. Пока он, конечно, не тот боксер, который готов драться с Ковалевым, Бетербиевым или Адонисом Стивенсоном – безусловными лидерами дивизиона. Но у него тоже теперь есть как минимум год, чтобы измениться, пока Ковалев и Стивенсон переругиваются через прессу и разбираются с обязательными претендентами. Это не значит, что на Чудинова и Каштанова сейчас не стоит смотреть... напротив – молодой боксер в развитии это самое интересное, что может быть. Просто бокс это спорт, который нельзя измерить цифрами и описать какими-то простыми понятиями. Даже судьи до сих пор не могут договориться, оценивать количество точных попаданий, или общую эффективную агрессию в ринге, или нанесенный оппоненту урон. Отсюда иногда и жуткие разногласия в судейских записках – а вовсе не из-за того, что кто-то хочет сплавить одного из боксеров по заданию промоутера.
И эмоции. Здесь, правда, вне конкуренции было бойцовское шоу из Грозного, где были бои по боксу, смешанным единоборствам и кикбоксингу. И талантливый актер и суть менее талантливый боксер Мануэль Чарр влетел жестким нокаутом бывшему полицейскому из Латвии Майрису Бриедису, который впервые дрался в супертяжелом весе.
Это ничего – однажды я видел, как Чарра нокаутировал мальчишка, которому на вид было лет 5 и около 20 кг веса. Ударил справа точно в челюсть и отправил его на пол… Это было перед началом открытой тренировки с участием его и Виталия Кличко, в парке Красная Пресня. Чарр хорошо играл. Кличко нокаутировать тогда Чарра не смог – а вот Поветкин пару лет спустя не оставил никаких вопросов. Скорость убивает, это знают все и каждый в боксе. Вот и Бриедис поставил на скорость. Буквально не давая Чарру опереться на цель, он все двигался назад и в сторону, обстреливая сирийца короткими сериями ударов, затем потащил его на себя и вдруг насадил на встречный апперкот и Чарр пропустил еще хук справа в тот момент, когда его отключившееся тело отправлялось вниз, на встречу с настилом ринга.
Возможно, это пока лучший нокаут из всех, что случились в этом году, но важно здесь другое – какое-то всеобщее ощущение праздника, которое внезапно обрушивается на всех поклонников бокса, когда случается неожиданный, непрогнозируемый нокаут, и андердог отрывает голову явному фавориту. Шок, эмоции, чистый восторг, за эти моменты мы и ценим бокс.