4 августа 2019, 15:35

"Он навсегда останется чемпионом". Дадашева похоронили в Петергофе

Гоша Чернов
Шеф отдела информации
В воскресенье в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга прошла церемония прощания и погребения российского боксера Максима Дадашева.

Смерть на ринге

Поразительно, как близко в мире соседствует уныние и радость. От Николаевской больницы до знаменитых фонтанов Петродворца – всего один километр. В воскресенье там как обычно было много посетителей. Возвращаясь с похорон, видел детей с шариками и мороженым. Они улыбались и едва ли подозревали, что только что недалеко отсюда в последний путь проводили трагически погибшего российского боксера.

Максим Дадашев скончался еще 23 июля – врачи три дня боролись за его жизнь в американском госпитале, но его сердце все-таки остановилось. Бой с пуэрториканцем Субриэлем Матиасом так и остался единственным проигранным для россиянина. И Дадашев навсегда остался 28-летним.

Из-за бюрократических проволочек тело боксера не могли перевезти в Россию больше недели. Но когда бумажная волокита осталась позади, было объявлено, что 4 августа утром Дадашева похоронят в Петергофе.

Мусульманин

Дадашев родился в мусульманской семье, так что его хоронили по обычаям ислама. В половину девятого утра из морга у Николаевской больницы вынесли белый гроб, в котором тело боксера доставили из США. К тому времени у места прощания уже собралось несколько десятков человек, в том числе вдова Максима Елизавета. Несколько минут она стояла над телом и, кажется, разговаривала с любимым.

Чуть позже гроб внесли обратно в посещение, и каждый пришедший мог подойти к Дадашеву и попрощаться со спортсменом. Конечно, тело уже было забальзамировано, но все равно было сложно поверить в то, что видишь – молодой и сильный боксер лежал в гробу. Всего с одним поражением в профессиональной карьере.

К десяти утра у церкви собралось более двухсот человек. Были родственники, друзья, другие боксеры, тренеры, поклонники таланта Дадашева, представители Федерации бокса России и Республики Дагестан. Некоторые гости решили публично высказаться и вспоминали Дадашева добрым словом.

– Человек знал свою цель и шел к ней, – сказал уже бывший менеджер российского боксера Эгис Климас. – А цель была одна – стать чемпионом, поставить на ноги семью. Для любого тренера он был не боксер, а мечта: в зал приходил первым, уходил последним... Стремился к цели, шел к ней. У него были сильные соперники, и он всегда хотел боксировать с лучшими. Говорил, что готов был боксировать с чемпионами. Для нас он навсегда останется чемпионом.

Поминальные речи

Около часа продолжался погребальный обряд – он проходил в морге за закрытыми дверьми. В это время снаружи все желающие говорили поминальные речи, в конце которых часто звучали слова: "Он навсегда останется чемпионом".

Среди гостей был и непобежденный боксер Дмитрий Бивол. Они с Дадашевым знакомы с детства, так что Бивол не мог не попрощаться с другом.

– Максим был человеком, который до последнего доказывал свое в ринге и даже в жизни, – подчеркнул Бивол. – Конечно, не верится в это. Он был верным, настоящим мужчиной. Всегда свои слова старался доказать делом. Такие качества в нашем мире мало у кого есть. Макса нам будет не хватать. Мне лично – как друга, товарища. Покойся с миром, Макс!

После церемонии тело Дадашева вынесли на улицу. Оно уже было завернуто в кафан (могильную одежду) и накрыто зеленым покрывалом – по мусульманским традициям, людей не хоронят в гробу, так как он препятствует контакту тела с землей.

Слезы

Перед отъездом на кладбище прямо у морга провели погребальную молитву (джаназа-намаз), а затем тело поместили в катафалк и увезли на городское кладбище. Дадашева хоронили по исламским обычаям, поэтому и на кладбище Петергофа выбрали мусульманский сектор – рядом с местом захоронения боксера несколько надгробий с полумесяцами.

Женщинам находиться рядом с телом при погребении было нельзя (таковы мусульманские обычаи), но у могилы все равно было тесно. Тело закопали и положили табличку с именем боксера и страшными числами – 1990 и 2019. После этого была произнесена еще одна молитва и некоторые из гостей-мужчин не смогли сдержать слез. Только что они в последний раз увидели друга, родственника или просто любимого боксера.

А могильный холм очень быстро усыпали цветами – так, что даже табличка в них утонула. Но она и не столь важна – все и так знают, что на этом месте закончился путь чемпиона.