Сегодня в немецком городе Гельзенкирхен пройдет бой между чемпионом мира в тяжелом весе по версиям IBF и WBO Владимиром Кличко и одним из совладельцев титула WBA Русланом Чагаевым, который, напомним, 30 мая не был допущен к бою с другим совладельцем этого титула Николаем Валуевым из-за гепатита.
Кличко же должен был драться в Гельзенкирхене с британцем Дэвидом Хэем, который снялся то ли из-за травмы, то ли из-за того, что у него возникли проблемы с британским телеканалом Setanta, от которого боксер должен был получить большую часть своего гонорара. Так из двух несостоявшихся боев получился один состоявшийся. По крайней мере я надеюсь, что он состоится. Хотя ситуация в современном боксе такова, что на сто процентов я буду уверен в этом даже не тогда, когда бой начнется, а когда он закончится. До тех же пор все может случиться.
ЧАГАЕВ С ЗАГОТОВКАМИ...
На открытую тренировку Кличко и Чагаева я чуть не опоздал. Из Дюссельдорфа, куда я прилетел, до Эссена, где она проходила, совсем рядом, но все-таки надо проехать на поезде примерно полчаса. В кассе передо мной стояла всего одна женщина, зато какая! Есть такой интернациональный тип Нелепой Тетки, вызывающий чувство безмерной жалости или безмерного раздражения, в зависимости от того, смотрите ли вы на ее неумелые попытки жить со стороны или она стоит перед вами в очереди. Она стояла передо мной в очереди.
Сначала она, уже стоя у кассы, пять минут выясняла у какого-то несчастного Петера, который на свою беду встретился на ее жизненном пути, на какой именно поезд ей надо сесть, а потом еще пять минут объясняла то немногое, что поняла, кассирше. Та время от времени с надеждой поглядывала на меня, но я помочь ей не мог. Наконец, улыбка прозрения молнией озарила лицо кассирши, она выдала Нелепой ее билет, а дальше секунд за тридцать разобралась со мной, и еще через минуту верхом на чемодане я влетел в закрывающиеся двери поезда. Если бы мой последний рывок был хоть чуть-чуть менее стремительным, я бы опоздал.
Тренировка проходила, как я успел на бегу разобраться, в торговом центре "Мерседес". Все правильно: где "мерседес" - там Кличко, где Кличко - там "мерседес". С эстетической точки зрения они, безусловно, подходят друг другу Гораздо больше, чем те, кто в основном ездит на "мерседесах" в Москве. В российской столице разница между тем, что за рулем, и тем, на чем он (она), оно едет, иногда бывает разительна. Однако первым на ринг вышел не Кличко, а Руслан Чагаев.
И тут выяснилось, что я совершенно зря злился на Нелепую. На это можно было и опоздать. Говорю так, разумеется, не от недостатка уважения к Чагаеву. Просто во время этой открытой тренировки перед ним стояла задача ничего не открыть, ничего не показать. Хотя, с другой стороны, было любопытно разобраться с тем, что именно он не показывал. А не показывал он левую руку - главное оружие левши в бою с правшой. С правой он побил джебы и боковые. Хорошо побил. Только вот джеб, учитывая "разнорукость" и разницу в росте категорически не в его пользу Чагаеву в бою поможет мало. Левую он чисто инстинктивно выбрасывал буквально несколько раз и тут же как будто себя одергивал.
Однако это открытие не наполнило меня счастьем и сладостным ощущением собственной прозорливости. Не требовалось ни большого ума, ни большого опыта, чтобы и без этой демонстрации со стопроцентной уверенностью предположить, что Чагаев будет делать ставку на удары слева. Ему просто больше не на что делать ставку. По очкам Руслану не выиграть ни при каком раскладе. Его единственный шанс - это огорошить Кличко мощным ударом. А какой мощный удар он может нанести? Правый боковой? Вряд ли. Ему придется бить через вытянутую левую руку Кличко, которой тот будет удерживать его на дистанции. Иногда это, конечно, будет удаваться, но очень редко. Нет, Чагаев - левша, и левой в разрез бить ему куда сподручнее. Тем более что он наверняка вдоль и поперек изучил видеозапись боя Владимира с южноафриканцем Корри Сандерсом, которому много лет назад украинец проиграл нокаутом во втором раунде именно потому, что пропускал левый в разрез. Собственно, по-настоящему он пропустил только один раз, так как уже первый нокдаун был фактически нокаутом, а дальше все было делом техники. Техники Сандерса.
Однако не верю, что у Чагаева получится что-то подобное. Сандерс был, конечно, боксером одного удара, но именно этот удар, левый прямой в разрез, был доведен у него до совершенства. По отзывам Виталия Кличко, который рассчитался за брата и нокаутировал Сандерса, южноафриканец наносил его с почти невозможной скоростью и абсолютно убойной силой. При всей симпатии к Руслану приходится признать, что его орудие главного калибра такой мощью не обладает. Кроме того, он значительно ниже Сандерса, что тоже в бою ему не поможет.
Однако Чагаева, похоже, положение "андердога" абсолютно не смущает. Уже сойдя с ринга, он очень благожелательно отвечал на вопросы журналистов. Вообще к Руслану трудно относиться без симпатии. Ни страхов, ни сомнений при полной благожелательности к окружающим и будущему сопернику Он сказал все, что должен был: о том, какой замечательный боксер Владимир Кличко, и как, несмотря на это, в субботу он его обязательно победит - в частности, благо даря неким домашним заготовкам. Никто ему не поверил: что тут дома заготовишь, когда противник превосходит тебя буквально во всем. Но те, кто не знал Чагаева раньше, прониклись к нему уважением. Те, кто знал, - уважали его всегда.
...И КЛИЧКО С ПОКЛОННИЦАМИ
Однако если Чагаева здесь уважают, то Кличко - обожают. И мужчины, и женщины. Последние - это вообще отдельная статья. Там, где появляется Кличко, неизбежно встречаешь сотни девочек, которые по полтора часа наряжались в надежде даже не на то, что Кличко снизойдет до них. Нет, об этом они и мечтать не смеют. А всего лишь на то, что он на секунду выделит их из окружающей толпы и улыбнется. Наверное, это самая бескорыстная любовь на свете.
Были такие и здесь, вокруг ринга. Две из них стояли совсем рядом со мной. Видимо, они полагали, что самое красивое, что у них есть, это попки, поэтому, когда Владимир поворачивался к этой стороне ринга, они тут же разворачивались к нему полуспиной и при этом смотрели через плечо, чтобы не пропустить брошенный на них взгляд. Получалось очень элегантно. Чуть поодаль стояла очень красивая девушка скорее итальянского, чем немецкого, типа, и воспаленными глазами не отрываясь смотрела на ринг. Она простояла так до самого конца, но, по-моему СВОЕГО взгляда не дождалась: Кличко так и не выделил ее из толпы.
Что же до самой показательной тренировки, то она была, как и положено, показательной. Владимир не разочаровал публику, то есть достаточно долго и достаточно эффектно работал в ринге со своим знаменитым тренером Эмануэлем Стюардом, который надел лапы и стоял то как правша, то как левша, но, по сути, ничего не показал. Впрочем, я не думаю, что Кличко в бою покажет что-то уж совсем неожиданное. Он всегда был силен не сюрпризами, а тем, что делал как раз то, что от него ожидали, но делал очень хорошо. Слишком хорошо. В работе со Стюардом Владимир даже чуть нарочито показал, что собирается начинать атаки справа, что естественно в бою с левшой, но вполне возможно, что будет действовать как обычно из-за джеба. Разница в росте это позволяет.
Единственное, что можно сказать совершенно точно, это то, что Кличко находится в блестящей форме. Явно много работал над скоростью, что неудивительно, так как изначально он готовился к бою с суперскоростным для тяжелого веса Дэвидом Хэем. Все это делает и без того небольшие шансы Руслана Чагаева на победу совсем уж иллюзорными. Однако один шанс у него все-таки есть, и шанс этот зовут Владимир Кличко.
Много лет назад после своего неудачного боя с Корри Сандерсом Владимир рассказывал мне, в какой эйфории он был перед тем поединком, как все замечательно складывалось. В общем: "Да какой там Корри Сандерс!" Это собственные слова Кличко. Если же он сейчас позволит себе войти в настроение "да какой там Руслан Чагаев", у последнего появится шанс.
Я ни в коем случае не хочу обвинить Владимира Кличко в легкомыслии. Скорее всего, ничего подобного с ним не происходит. Но беда в том, что, когда тебя все кругом так обожают, трудно хотя бы немного не "заобожать" себя самому и это качество не Владимира Кличко, а общечеловеческое. Трудность здесь заключается как раз в том, чтобы суметь противостоять человеческой породе в себе. Если сумеет - море будет по колено. Не сумеет - может накрыть с головой.
А ведь Владимира здесь действительно все обожают. Совсем уже вечером, когда я возвращался в отель, увидел замечательную картину. У рекламного плаката с изображением Кличко и Хэя (еще старого, который забыли заменить) стояла бичеватого вида тетка. Я бы прошел мимо, но посмотрел на плакат именно из-за того, что на нем был изображен не тот соперник Владимира. Но тетка на соперника, как вскоре выяснилось, не смотрела. Почувствовав, что кто-то стоит рядом, она неожиданно обернулась ко мне, расплылась в счастливой алкоголической улыбке, обнажив идущие через один зубы, показала на Владимира согнутым пальцем и с нежностью сказала: "Хличко-о-о!" Если у тебя миллионы поклонниц, не обижайся, что среди них попадаются и такие.
ЧАГАЕВ ОКАЗАЛСЯ ЛЕГЧЕ НА 7 кг И ПОЛТОРА ТИТУЛА
Взвешивание перед боем состоялось в огромном магазине Karstadt Sports в Дортмунде. Похоже, это слишком значительное мероприятие для этих мест, чтобы его мог переварить один город: открытая тренировка прошла в Эссене, взвешивание - в Дортмунде, а сам бой будет в Гельзенкирхене.
Процедура взвешивания была выдержана в скромном и величественном древнеримском стиле. Участники боя со своими командами съезжали к импровизированной сцене сверху на эскалаторе, напоминая при этом богов, спускающихся на землю.
Появление Чагаева публика еще выдержала, но когда спустился Кличко, казалось, что обвалятся перекрытия. Тут присутствовала какая-то, видимо, полузабытая знаменитость, одетая в короткие замшевые баварские штаны, псевдобаварскую замшевую куртку с хлястиком под чреслами, увешанная тремя килограммами перстней и цепей, с длинной седой косичкой и в сапогах с карманами. Тощие ноги и здоровенный живот делали этого человека похожим на беременную женщину если бы не борода. Весь местный гей-клуб, наверное, нервно курил на улице. С ним была несколько состарившаяся, но все еще очень красивая то ли модель, то ли актриса. Думаю, она и сейчас могла легко найти себе компанию получше. Оба явно пришли напомнить зрителям о себе, но столь же явно просчитались. Когда Кличко сходит на землю, местной публике становится ни до кого и ни до чего. Дама это быстро поняла и красиво села в сторонке, а человек в сапогах с карманами долго еще бегал и прыгал вокруг, пытаясь привлечь к себе внимание.
Тем временем под аккомпанемент знаменитого ведущего Майкла Баффера как-то очень быстро прошло и взвешивание. Чагаев потянул на 102 кг, а Кличко - на 109.
Между братьями Кличко все время крутился промоутер Чагаева и президент фирмы Universum Клаус-Петер Коль, когда-то работавший и с братьями. Я встречался с ним не так давно, и тогда при одном упоминании имени Кличко у него на лице включались десять нервных тиков сразу. На этот раз он расточал улыбки во все стороны и, по-моему, был готов целовать обоих братьев, куда скажут. Все-таки в чем-то Карл Маркс, говоривший о том, что капиталисты ради денег готовы на все, был, безусловно, прав.
Любопытно, что организаторы, похоже, так и не определились, какой у Чагаева титул. Нимало не заботясь о логике, его объявляли как временно недействующего (или находящегося в отпуске) обладателя титула WBA и как претендента. Слова "объединительный бой", которые всегда звучат, когда встречаются чемпионы по разным версиям, на этот раз не были сказаны ни разу. Ну, а с Владимиром все как раз было предельно ясно - чемпион мира по версиям IВF и WBO. В общем, на кону будут стоять два титула Кличко и полтитула Чагаева. Второй половиной, напомню, владеет Николай Валуев.
Участники боя обменялись дежурными ненавидящими взглядами, попозировали перед фотографами и быстро удалились. Чагаев поднялся по тому же эскалатору, а Владимир исчез по-английски. Зашел за какую-то ширму и не вышел оттуда, хотя его долго ждали и журналисты, и зрители. Боги уходят незаметно.