Статьи

5 марта 2012, 00:12

Юбилей

Ефим ШАИНСКИЙ
Специальный корреспондент в Германии

Теперь в послужном списке знаменитого украинского тежеловеса Владимира Кличко ровно 50 нокаутов: свой поединок с Жаном-Марком Мормеком из Франции он закончил досрочно - уже в 4-м раунде

Ефим ШАИНСКИЙ
из Дюссельдорфа

МАЛЕНЬКИЙ ТАЙСОН

По сравнению с, мягко говоря, не очень хорошо воспитанными предыдущими "пациентами" братьев Кличко - Хэем и Чисорой - Жан-Марк Мормек вел себя, как отличница в институте благородных девиц. На пресс-конференции перед поединком, на взвешивании, в ринге, а затем и после грустной для себя развязки он был предельно вежлив и уважителен к сопернику - да и вообще ко всем. И все делал исключительно по правилам хорошего боксерского тона, хотя, разумеется, были и решительные предматчевые заявления: мол, приехал он на бой только за победой и добудет ее, вдребезги разбив хрустальный подбородок Владимира Кличко.

39-летний французский боксер - человек, безусловно, достойный. Из бедной семьи, в раннем детстве переехал из Гваделупы в Париж и там выбился в люди - стал не только чемпионом мира в категории до 90,7 кг, но и комментатором на телевидении. И внешность вполне интеллигентная - умные глаза, почти академическая бородка. И нельзя сказать, что боя с Кличко не заслужил. Все, кто интересуется боксом, видели, конечно, как когда-то, еще в категории 90,7 кг, он в четвертом раунде послал в нокдаун Хэя. Правда, потом, в седьмом, сам был нокаутирован, но до того вел по очкам... К тому же, как мы знаем, далеко не всегда настоящим тяжеловесам доставляет большое удовольствие боксировать с выходцами из более легкой категории.

Сразиться с Владимиром Мормек, как известно, должен был еще в декабре, но украинец тогда из-за камня в почке выйти не смог на ринг. В результате француз готовился к поединку целых четыре месяца и перед схваткой совершенно честно заявлял, что досконально изучил манеру соперника. К слову, Жан-Марк не раз комментировал бои Владимира по телевидению.

Одно время Мормек трудился в боксерском зале под началом Кевина Руни - бывшего тренера Майка Тайсона. В декабре этот самый Руни заявлял: шансы его подопечного на победу - 80 процентов. К мартовскому бою Жан-Марк, правда, готовился уже с другим тренером, но "тайсонский шлейф" все еще тянулся. На это обращали внимание и тренер Владимира - Эммануэль Стюард, числящийся в друзьях Руни, и сам Кличко-младший, который заявил, что по стилю Мормек напоминает Тайсона - не очень крупные габариты, зато быстрый, резкий, с ударом, постоянно раскачивает корпус.

Немецкие журналисты даже стали называть француза "маленьким Тайсоном". Впрочем, сам Мормек и тут проявил скромность и знание предмета. Заявил, что он не Тайсон уже потому, что у него просто нет такой скорости и взрывной силы.

Далеко не "железным Майком" видели его перед боем и букмекеры, которые не сомневались в поражении француза.

О ЧЕМ ШЕПТАЛСЯ У РИНГА БЕЛЬМОНДО?

Путь от корпункта "СЭ" под Франкфуртом до "Эсприт-Арены" в Дюссельдорфе обычно занимает у меня на машине часа два, не больше. Но в субботу на автобане случились поистине московские пробки. Да и на подъезде к футбольному стадиону автомобили передвигались со скоростью пешеходов. Так что на дорогу ушло, не поверите, 7 часов! А тут еще на огромной футбольной арене, прежде чем "желтые жилеты" указали мне верный путь к местам для прессы у ринга, пришлось долго блуждать.

Спасало одно: в своих странствиях часто упирался глазами в чрезвычайно хорошеньких девушек - при приближении к ним выяснялось, что почти все они говорят по-русски. Впрочем, оставлю эту тему коллеге по "СЭ" Александру Беленькому, который в описании женской красы вокруг суровых боксерских поединков - настоящий дока. Тем более что у ринга и так было на кого поглазеть.

В первом ряду недалеко от жены Виталия Кличко - Наталии - расположились французские мегазвезды кино Жан-Поль Бельмондо и Жан Рено. Оба не раз блистательно работали на экране кулаками и прибыли в Дюссельдорф поддержать хорошо знакомого им Мормека. А вот за кого болел знаменитый рок-музыкант Стинг, которого с частотой пулеметной очереди ослепляли вспышки блицев, сказать трудно. В отличие от экс-президента Украины Леонида Кучмы - он вместе с супругой, сами понимаете, горячо поддерживал Кличко.

Перед боем состоялось небольшое шоу. Тонкий луч прожектора нарисовал на огромном экране над рингом Владимира, а потом и его старшего брата. А потом возникли огромные цифры - "49". Столько нокаутов в этот момент было на счету Владимира. Явно с намеком на то, что в этот вечер будет иметь место своеобразный юбилей.

Затем на арене появились боксеры. Мормек под 50 тысячами взглядов с трибун, показалось, нервно и часто дышал - видимо, путь к рингу был для него чересчур долог и волнителен. А для Владимира в самый раз - он уже в 5-й раз шагал на бой по футбольной арене. Лицо его было сосредоточенным и грозным.

НЫРЯЯ В ПРОРУБЬ, ФРАНЦУЗ ПРОМАХНУЛСЯ

Француз, который на 17 см ниже украинца, сразу же попытался выйти на удобную для себя ближнюю дистанцию. Он был очень подвижен, но это не уберегло от увесистого левого джеба в голову - Жан-Марк его явно прочувствовал. И все равно претендент шел только вперед, бодаясь головой как бык. Несколько джебов Владимира пришлись по рукам Мормека, прикрывавшим голову. Но по выражению лица француза было видно: это тоже больно.

Когда начался второй раунд, Мормек принялся прямо-таки бросаться на противника головой вперед. Прямо как в прорубь. Однако почти всегда промахивался, ударяясь лицом в перчатки Кличко. Именно в этом раунде чемпион по-настоящему в первый раз подключил правую, после чего Мормек явно загрустил.

Все чаще возникали клинчи, и Жан-Марку было от этого несладко - поди удержи на себе 111-килограммового Владимира. К тому же Кличко все чаще попадал в цель. Подготовив "клиента" бомбежкой по корпусу и джебом, украинец от души приложился правой, и француз не устоял. Нокдаун! Сидя на помосте, Мормек непонимающе смотрел на соперника, но на ноги в конце концов все же поднялся. Вопрос у всех теперь был только один - сколько претендент еще продержится? Тем более что Владимир снова запустил торнадо с обеих рук.

В начале третьего раунда Кличко так огрел противника джебом, что тупой звук от мощного удара перчатки в голову был хорошо слышен вдалеке от помоста. Джеб проходил все чаще, и Мормеку, чувствовалось, было очень больно. Ничего удивительного: гурманы, отведавшие это "блюдо" Владимира, говорят, что он бьет как лошадь копытом.

Отдадим должное Мормеку - проглотив кучу плюх, он вдруг ожил и пошел в атаку. В какой-то момент даже, может быть, левой дотронулся до лица Кличко. Но потом опять пошли джебы Владимира, а после сближения - клинчи. Один из них кончился тем, что оба упали, причем украинец оказался сверху. Вставал Мормек очень трудно - как после тяжелого перепоя.

И, наконец, четвертый раунд, в котором упрямый француз налетел на гранитный левый джеб, потом принял правый прямой в голову и, уже, по сути, падая, получил контрольный выстрел в голову по касательной левым боковым.

Мормек оказался на полу, он был тяжело контужен и явно не понимал, где находится. Извините за кощунство, но в этот момент лицом он вдруг действительно стал похож на Тайсона.

 Бедный Бельмондо

 Александр БЕЛЕНЬКИЙ

Если бы Владимир Кличко ездил по рингу на танке - и тогда Жан-Марк Мормек не смог бы быть более пассивен в бою с ним, чем он был. Если бы Кличко гонялся за ним на штурмовике - тоже.

Нет, Мормек не бегал от чемпиона: ни от танка, ни от самолета все равно не убежишь, если рядом нет леса. Мормек просто уворачивался, но ничего не делал в ответ. Не с кулаками же на танк лезть и тем более не пытаться же ударить самолет в прыжке. Где-то раунде в третьем он как будто нашел винтовку, шмальнул разок (в реальности это выглядело как левый боковой), убедился, что танку его пуля, что слону дробина, попытался еще поуворачиваться, но тут, в четвертом раунде, Кличко достал его, и бой закончился.

Тягостное это было зрелище, скажу я вам. Сломленный, забывший о гордости мужик - это не то, на что приятно смотреть. Зачем тогда вышел, если так боялся? Денег перед пенсией заработать? Неужели они того стоили? Так Мормека помнили бы как отличного боксера, который перевернул Дэвида Хэя и чуть не нокаутировал его, да и вообще много чего славного сделал в своей боксерской жизни. А теперь его запомнят вот таким мечущимся по рингу мужиком с печальным взглядом. Потому что, как говорил Штирлиц, запоминается последнее.

Когда-то, когда я служил в армии, один маленький солдат-армянин все лез на здоровенного сослуживца, потому что тот его оскорбил. А этот верзила просто стеснялся извиниться. Мы часто стесняемся хорошего в себе гораздо больше, чем плохого, боясь, что нас сочтут слабаками. Драка все-таки состоялась. Исход ее был предрешен, но как этот армянин дрался, пока не упал окончательно! Верзила потом все-таки извинился, и они стали друзьями. Вот это да! А тут…

Мормека было жалко. Однако в зале были как минимум два человека, чьи чувства лично меня волновали гораздо больше того, что происходило в душе французского боксера. Один - это смертельно больной мальчик, который в качестве предсмертного подарка попросил, чтобы ему дали возможность выйти в ринг вместе со своим кумиром Кличко. Мечта сбылась, теперь осталось надеяться, что сбудется и чудо, и он выздоровеет. Может, кто-то знает, как надо обращаться к Богу, чтобы Он точно услышал? Я не знаю. А то, честное слово, обратился бы.

Вторым был кумир уже моего детства Жан-Поль Бельмондо. Он приехал поболеть за соотечественника, а соотечественник, как выяснилось, подкачал. Бельмондо показали один раз. Он стоял рядом с Жаном Рено, весь какой-то скукожившийся, по-старчески всклокоченный, такой не похожий на того, чьей походке и чьему поведению на экране мы пытались подражать когда-то. Сейчас уже нам самим больше лет, чем ему было тогда, а Бельмондо вот-вот стукнет 79. Но если мы остались в душе теми же мальчишками, то и он, наверное, тоже. А это очень тяжело - быть мальчишкой в старческом теле, когда при виде красивой девушки вместе с желанием (а то и вместо него) приходит инсульт.

Бельмондо, было видно, очень переживал за Мормека. Он ведь и сам до своей кинокарьеры успел стать чемпионом Парижа по боксу, а учитывая послевоенную популярность этого вида спорта во Франции, этого было не так легко добиться. Сейчас у Бебеля, как его называют на родине, затянувшаяся черная полоса. Женился он в последний раз на… ну, в общем, не на том, на ком следовало. Чего-то грабят его постоянно, и ходят какие-то дурные слухи, что чуть ли не жена там выступает в роли наводчицы. И мужик какой-то все время рядом с ней вьется, а Бебель все знает и прощает. А как же? Молодая. А пока у тебя молодая жена, ты и сам как будто не очень старый.

Может, все это и неправда. По крайней мере очень хотелось бы, чтобы это было не так. Но уж очень несчастный у Бельмондо вид в последнее время. А самый несчастный был в тот момент, когда его показали на телеэкране во время поединка Кличко и Мормека. Когда у нас нет своих побед, мы пытаемся черпать силы в чужих.

Бельмондо слишком хорошо разбирается в боксе, и вряд ли он рассчитывал на победу Мормека, но он явно не рассчитывал на то, что увидел. Когда тот, за кого ты болеешь, ведет себя так, как Мормек, это подтачивает твои собственные силы, особенно если их осталось так мало.

В общем, если будете молиться, помолитесь и за Бельмондо.

2