Статьи

8 июня 2015, 17:50

Рахим Чахкиев: Горец

Владимир Иванов
Обозреватель
Корреспондент "СЭ" побывал в Ингушетии, где пообщался с самым популярным спортсменом республики

Рахим ЧАХКИЕВ
Родился 11 января 1987 года. Чемпион России-2002, вице-чемпион мира 2007 года и олимпийский чемпион-2008 в весовой категории до 91 кг. В 2009 году начал профессиональную карьеру в первом тяжелом весе (до 90,7 кг). Проводил бои в Германии, США и России. Единственное на данный момент поражение потерпел в поединке за титул чемпиона мира по версии WBC
против Кшиштофа Влодарчика (Польша) 21 июня 2013 года. С 22 мая 2015 года является обладателем чемпионского пояса по "малозначительной" версии IBO.

Поводом съездить на Кавказ послужил турнир по М-1 "Битва в горах", на который в разные годы в качестве гостя приезжал Федор Емельяненко, а Джефф Монсон – в качестве участника. По случайному совпадению за день до турнира в Магасе состоялось торжественное открытие Аллеи спорта. Отпечатки своих ладоней на памятных плитах оставили легендарные советские хоккеисты и, конечно, главная спортивная звезда Ингушетии – олимпийский чемпион по боксу Рахим Чахкиев.

– Никогда прежде подобного не делал, – признался именитый боксер. – В Магасе теперь, как в Голливуде! Уверен, это важно не столько для нас, сколько для будущего поколения. Может быть, кто-то из детей увидит эти отпечатки и заинтересуется спортом. Абсолютно не важно каким – боксом или шахматами.

Чахкиева здесь знает каждый, хотя он вопреки расхожему мнению родился не в Назрани. Его предкам во время депортации 1944-го, как и многим другим, пришлось уехать. На свет будущий чемпион появился в Тобольске.

– Во времена моего детства была мода на фильмы с Брюсом Ли и Жан-Клодом Ван Даммом, – вспоминает Чахкиев. – Насмотревшись их, я записался в секцию каратэ. Тогда почти в каждом подвале открывались клубы, и один из таких был как раз неподалеку от дома. Не буду скромничать, у меня получалось неплохо. Возможно, достиг бы чего-то серьезного.

Фото Александр ВИЛЬФ

Однако судьба распорядилась иначе. В 1994 году Чахкиевы вернулись в Ингушетию. Рахиму тогда было 12. В школе, где он учился, была одна секция – боксерская. Сначала ходил туда от безысходности. А потом – втянулся.

– К тому, что нельзя бить ногами, привык быстро. Проблема была в другом – у нас отсутствовал хороший тренер. Только когда начал ездить в Назрань к Руслану Чапанову, который, к слову, вел меня вплоть до олимпийского золота, начался настоящий прогресс.

ЕСЛИ ПОБЕЖДАТЬ, ТО НОКАУТОМ

Чахкиев взрослел вместе со своей республикой. Он помнит, как в 1994 году президент Руслан Аушев заложил первый камень в строительство города Магас, который сейчас является столицей Ингушетии.

– Теперь тут все сильно преобразилось, а 20 лет назад вокруг была одна степь. Про условия для занятий спортом и говорить не приходилось. Хотя спортсмену на самом деле много и не надо. Сколько было случаев, когда олимпийские чемпионы выходили буквально из подвалов. Например, Егор Мехонцев.

Самым сложным этапом для Чахкиева был региональный отбор. На юге России единоборствами занимается огромное количество детей. Если у тебя нет связей – нужно быть на две головы сильнее остальных.

– C предложениям сдать бой лично ко мне никогда не обращались. Бывало только наоборот – просили сильно не бить. При этом некоторые хитрили, хотели раньше времени расслабить меня. Получил пару уроков. А вот судейство иногда оказывалось катастрофически не справедливым. Но что делать – приходилось терпеть и продолжать верить в себя. А потом я понял, что побеждать нужно не по очкам, а желательно нокаутом. Эта мысль четко и надолго засела в голове...

ИЗРЕДКА НУЖНО ПРОИГРЫВАТЬ

С такой установкой Чахкиев и начал свое восхождение на боксерский олимп. Его успехи медленно, но верно шли вверх. В 2007-м Рахим дошел до финала на дебютном для себя чемпионате мира в Чикаго. Однако там со счетом 6:7 проиграл итальянцу Клементе Руссо. Тем не менее от первой поездки в США у россиянина остались теплые воспоминания. Тогда он впервые в жизни увидел легендарных Мохаммеда Али и Эвандера Холифилда.

– Непередаваемые ощущения. Это же великие боксеры! Для кого-то – самые лучшие. Но для меня на первом месте всегда был Майк Тайсон. И по стилю, и по менталитету. Он всегда старался бить только жестко и каждый поединок заканчивать досрочно. Мне это близко. Настоящий бокс таким и должен быть.

Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

На следующий год внимание всего спортивного мира было направлено на Олимпийские игры в Пекине. Рахим уверенно преодолевал раунд за раундом, а в финале волею судьбы снова встретился с Руссо. И на этот раз своего не упустил – 4:2.

– Поражение, которое я потерпел за год до этого, пошло мне на пользу. Да и вообще проигрывать, пусть и очень редко, – нужно. Только тогда по-настоящему начинаешь ценить победу. Без неудач не обошлись ни Али, ни Тайсон. Не думаю, что тот же Мейуэзер получает настоящий кайф от защиты своих титулов.

В ГЕРМАНИИ ХОЛОДНЫЕ ЛЮДИ

После достижения максимально возможной вершины в любительском боксе Чакхиев стал думать о профессиональном. Были предложения из Америки, однако Рахим отмел эти варианты и по совету земляка Ахмеда Котиева отправился в Гамбург – выступать за немецкий клуб. Выбор оказался ошибочным. Чахкиев сразу почувствовал дискомфорт. По его словам, в Германии по сравнению с Россией очень холодные люди. Для широкой кавказской души это неприемлемо. К тому же, этот боксер привык жить эмоциями. Например, он абсолютно убежден, что в бою века между Флойдом Мейуэзером и Мэнни Пакьяо победу заслужил последний.

– Пакьяо – настоящий боец. Он всегда до последнего пытается атаковать. И тот бой не стал исключением. Мэнни был лучше. А американец известен свой защитой. Мне это не импонирует, хотя, безусловно, имеет право на жизнь. Если он подобным способом отгребает такие "бабки" то в конце концов зачем ему слушать мои советы или чьи-то еще?

Не секрет, что огромная заслуга во взлете Мейуэзера в грамотном менеджменте. Каждого из соперников ему подбирали с особой тщательностью, каждый соответствовал возможностям Флойда на данном этапе. Чахкиеву в этом плане повезло меньше. Немецкая фирма, за которую он выступал, разваливалась, и россиянина, который до этого провел только 16 боев в профессионалах (во всех победил), фактически вынудили выйти на бой с титулованным Кшиштофом Влодарчиком.

– Тогда я и сам был убежден, что готов к поединку с поляком. А сейчас понимаю, что это было не так. У меня было мало опыта, я ведь только привыкал к профессиональному боксу после любительского.

ЖИВУЧИЙ, КАК ДЬЯВОЛ

В бою против Влодарчика Чахкиев начал за здравие. В третьем раунде отправил соперника в нокдаун, уверенно вел по очкам. В тот момент в победе олимпийского чемпиона мало кто сомневался. А сам он, почувствовав запах крови, ринулся добивать поляка. Однако в какой-то момент запас сил у Рахима иссяк, и Влодарчик стал перехватывать инициативу. В шестом раунде уже россиянин оказался на настиле ринга. В седьмом ситуация повторилась. В восьмом от продолжения боя пришлось отказаться...

Фото Татьяна ДОРОГУТИНА

– Я поторопился. Будь мудрее, довел бы дело до победы. Мне же хотелось нокаута. Взвинтил темп. А когда Влодарчик пришел в себя, уже еле передвигался. Кстати, еще перед боем задавался вопросом: почему моего соперника называют "Дьявол"? Понял уже после. У него железная голова! Он из такой рубки вышел живым! Да еще и сумел переломить ход боя. Слышал, что я ему в первых раундах разбил ребро. Очень живучий. Реально как дьявол.

Вскоре немецкая фирма, за которую выступал Чахкиев, обанкротилась. Спортсмен оказался перед выбором: ехать в Америку или искать варианты продолжения карьеры в России. Через интернет Рахим узнал о промоутерской компании Андрея Рябинского. Вступил в переговоры. На шоу, главным событием которого стал бой Владимира Кличко с Александром Поветкиным, поучаствовал в андеркарте. Победил. С тех пор сотрудничество с Рябинским продолжается.

21 мая этого года Чахкиев победил американца Джуниора Энтони, одержав 23-ю победу в своих 24 боях. Наградой за это стал титул чемпиона мира по версии IBO. В сентябре россиянина ждет добровольная защита пояса.

– Есть возможность боя с Офоем Афолаби, но конкретики пока нет. С соотечественниками драться не хотелось бы. Не боюсь ни Григория Дрозда, ни Дениса Лебедева. Просто мне кажется, это не патриотично. Разве что если получится, что мы соберем все пояса, вот тода за титул WBC, о котором я мечтаю, придется выходить против кого-то из наших. Тут уже деваться будет некуда. Знаю, что многие хотят увидеть повторный бой с Влодарчиком. Было бы интересно. Руссо я тоже победил не с первого раза...

Магас – Москва

3