Новости

26 декабря 2015, 18:02

Все могут короли

Итоги "Щелкунчика"

Как и год назад, на матч-турнире поколений опыт взял верх над молодым задором. Но если в 2014 году "Королям" пришлось отыгрываться и вперед они вырвались буквально "на бровке", то сейчас после классической части они лидировали с комфортным отрывом в 4 очка, а в роли догоняющих были "Принцы". Которым, несмотря на все усилия, не удалось сравнять счет. В заключительный игровой день пятый, шестой и седьмой туры завершились мирным исходом, а в последнем и вовсе победили старшие товарищи 3,5:0,5. Общий счет 35,5:28,5 в пользу "Королей".

В детском турнире восторжествовала дружба. Мальчики сумели отыграть те два очка, на которые отставали после классической части турнира. В итоге счет 32:32.

На закрытии участников и гостей поприветствовал исполнительный директор РШФ Марк Глуховский. Он поблагодарил всех, кто оказал РШФ помощь в проведении турнира: предпринимателя Олега Скворцова, Фонд поддержки шахматного творчества и Евгения Наера, который стал инициатором детского соревнования. Главный судья Александр Ткачев огласил технические результаты, после чего участники обоих турниров вышли на сцену и получили подарки.

Идейный вдохновитель и спонсор турнира Олег Скворцов наградил Бориса Гельфанда, который показал лучший результат не только в команде "Королей", но и во всем турнире – 11 очков. Пользуясь случаем, Скворцов пригласил Гельфанда принять участие в "Щелкунчике" 2016 года.

Затем президент РШФ Андрей Филатов поздравил и наградил Владислава Артемьева, набравшего больше всех очков в команде "Принцев" – 9.

После этого Олег Скворцов вручил приз за лучшую партию – два билета на балет "Щелкунчик": в Большой театр пойдет Александр Морозевич. Гроссмейстер пошутил: "Меня всю жизнь награждали за то, что я проигрываю. А тут, наверное, впервые получаю приз за красивую партию, в которой победил".

Все выступающие поблагодарили хозяйку Гостиной Галину Львовну Дворкович за радушный прием.

После окончания церемонии закрытия Борис Гельфанд ответил на вопросы корреспондентов "СЭ".

– Борис, какие впечатления оставил о себе турнир?

– Мне было очень интересно играть. Во-первых, это очень удачный формат, когда играешь с молодыми амбициозными соперниками. Во-вторых, в Гостиной очень хорошая атмосфера, и организация была на высочайшем уровне.

– Нравится идея подобного матча поколений?

– Отличная идея! Подобные матчи проводил несколько раз Ван Остером, но только в классические шахматы в два круга. Играли пять на пять, один раз за молодых играл Карслен. Я сам принимал участие в 2010 году, и из тех моих соперников сейчас четверо – в мировой десятке. Это Накамура, Каруана, Гири и Со. Пятым тогда был Хауэлл, у него тоже уже около 2700. Мне очень интересно играть в подобных турнирах. Приятно, что "Щелкунчик" становится традиционным; приятно и полезно.

– С этими молодыми бойцами раньше доводилось где-нибудь пересекаться?

– Нет, ни с кем.

– Что скажете про них?

– Без обид, отмечу, что двое, конечно, превосходят двух других. Артемьев и Букавшин – уже зрелые, сильные шахматисты, которым пока не хватает лишь опыта. Это видно по их результатам, победам и высоким местам в турнирах: Высшей лиге, "Аэрофлоте", Кубке России, Суперфинале. В обеих партиях с ними в классику мне черными удалось спастись только упорной защитой. У Антипова и Опарина при очевидных достоинствах есть ярко выраженные недостатки, им есть над чем работать. Надеюсь, что все ребята будут прогрессировать.

– Насколько такие турниры полезны дня них?

– Мне кажется, что если партии хорошо проанализовать, то очень полезны. Если анализировать партии против игроков, которые, скажем так, многое в жизни повидали, понять, чего не хватает, то можно резко прогрессировать. Это касается всех четырех.

– У них дебютная готовность уже на уровне?

– У Букавшина – на хорошем уровне, видно, что по дебюту он явно превосходит остальных. У Артемьева, мне кажется, такой современный, "карлсеновский" подход. Он не делает ставку на дебют, а старается выйти на очень долгую игру и использовать свои сильные стороны. У Опарина и Антипова неплохой репертуар, но его еще надо дорабатывать.

Меня в последний день рапида поразило, что Михаил думал-думал, оставил себе 10 секунд в несколько худшем эндшпиле, после чего играл практически безошибочно! Я выигрыша не нашел; он все время ставил проблемы. А Опарин в классику нормально играл, просто дал мне в цейтноте возможность прорваться.

– Какую партию можете выделить?

– С Опариным в рапид получилась интересная партия. Да и в классику тоже, хотя я еще не проверял; интересная позиция получилась после 40-го хода. Может быть, ее можно использовать как упражнение, если сделанный белыми ход 41.Qb2 правильный. Там было очень много возможностей, но именно тихий ход оказался сильнейшим. Если это так, надо проверить.

С Артемьевым получился интересный четырехладейный эндшпиль, где он мог, по ощущениям, поставить больше проблем. Кажется, я там наиграл, но изначально эндшпиль был ничейным. Я сыграл нечетко, дал ему активизироваться; мог сразу ладью на линию "е" пробросить – и ничья.

– Недавно вышла ваша новая книга на английском. Пользуясь случаем, расскажите про нее, пожалуйста.

– Книга написана вместе с Якобом Огардом в издательстве Quality Chess. Я диктовал, а Якоб писал. Это серьезный труд, ведь Огард как опытный тренер придает книгам образовательную ценность. В процессе работы мы многое проверяет, уточняем.

– Это "Избранные партии"?

– Нет, как сказал Антон Коробов, это как "Разговоры с Гете" Эккермана (смеется). Повеселил Антон. Книга называется "Принятие решений в позиционной борьбе", темы – "Пространственный перевес", "Трансформация преимущества", "Зажим", "Трансформация структуры". Здесь много не только моих партий, но и партий, допустим, Рубинштейна. На его партиях и на книге Юрия Сергеевича Разуваева я учился, поэтому мы пытались провести аналогии. Наша книга выиграла конкурс Английской шахматной федерации "Книга года". Надеюсь, что со временем книга выйдет и на русском языке.

Уже в процессе написания находится второй том. Его темой станет принятие решений в динамической игре.

– Партии из "Щелкунчика" войдут?

– Я думаю, войдут, но не факт, что во вторую часть, поскольку планируются и третий, и четвертый тома. По решению господина Огарда.

– Сейчас уделяете немало времени литературному творчеству или это скорее эпизод?

– Все-таки у меня на первом месте практика. Но, к сожалению, ее было не так много в 2015 году: я сыграл всего 35 классических партий. Мы не поехали на командный чемпионат Европы, да и когда были приглашения на турниры, то либо случались накладки, либо еще что-то не получалось.

– На следующий год, кроме "Щелкунчика", где планируете играть?

– Скорее всего, я приеду на "Аэрофлот". Но год начну с Таллина, где будет проходить Мемориал Кереса. А что будет между Таллином и "Щелкунчиком", пока не знаю.

С завершением "Щелкунчика" мы подводим итоги уходящего шахматного года в нашей стране. Желаем российским участникам опен-турнира в Катаре удачи и новых побед, а всем нашим читателям – счастливого Нового года!

Владимир БАРСКИЙ, Этери КУБЛАШВИЛИ