23 марта 2009, 10:00
23 марта исполняется 78 лет одному из самых ярких представителей отечественной шахматной школы - Виктору Корчному.
К 1982 году, когда родился один из сильнейших гроссмейстеров нашего времени, двукратный победитель Шахматных олимпиад Левон Аронян, Виктор Корчной уже успел сыграть два чемпионских матча. За год до рождения 14-го чемпиона мира Владимира Крамника, в 1974-м, Корчной в шестой раз стал победителем Всемирной шахматной олимпиады и провел свой первый матч с Анатолием Карповым. За год до появления на свет нынешнего шахматного короля Вишванантана Ананда, в 1968-м, Корчной впервые играл в финале турнира претендентов. В 1963 году, когда родился Гарри Каспаров, Корчной был уже двукратным чемпионом СССР; в 1956-м, когда пять лет исполнилось Карпову, - получил звание гроссмейстера. А в 1943-м, в год рождения предшественника Карпова на шахматном троне Роберта Фишера, 12-летний Корчной записался в шахматный клуб Дворца пионеров в блокадном Ленинграде.
Каспаров от шахмат уже отошел, Карпов садится за доску все реже и реже, Фишера с нами, увы, уже нет. А Виктор Львович играет до сих пор.
"Корчной, конечно же, заслуживал звания чемпиона мира", - признал как-то Карпов, заподозрить которого в симпатиях к принципиальному сопернику трудно. Вообще-то прекрасных шахматистов, имевших все для того, чтобы оказаться на главной вершине, но так на ней и не побывавших, было в истории игры немало - Чигорин, Рубинштейн, Нимцович, Керес, Бронштейн... Но кроме Корчного никто из них не мог похвастаться победами над десятью (!) чемпионами мира.
ОТ БОТВИННИКА ДО ФИШЕРА
Михаила Ботвинника он обыграл в 1960-м - в тот же год, когда впервые стал чемпионом страны. В своем родном Ленинграде воспитанник прославленной шахматной школы расправился, в частности, с Василием Смысловым и Борисом Спасским. С последним он сыграет еще не раз: в 1968-м уступит ему в финальном матче претендентов, в 1977-м возьмет реванш на этой же стадии и наконец-то завоюет право оспорить шахматную корону.
А первую серьезную попытку пройти сквозь сито отбора Корчной предпринял в 1962-м. На невероятном по силе турнире кандидатов в Кюрасао он лидировал после первого круга, среди прочих заставил капитулировать Михаила Таля и Роберта Фишера, но затем проиграл четыре партии подряд и финишировал пятым. Победу же тогда одержал будущий чемпион Тигран Петросян, который затем станет едва ли не главным личным недругом Корчного.
Началось все в 1974-м, когда Корчной, пройдя Петросяна в полуфинале, в решающем матче претендентского цикла встретился с Карповым. В отчаянной борьбе он проиграл со счетом 11,5:12,5, а после матча заявил, что не считает Карпова сколько-либо сильнее себя. Реакция последовала немедленно: Корчной был выведен из сборной СССР, ему урезали стипендию, сделали невыездным. С наибольшей обидой Корчной всегда вспоминал "осуждающее" коллективное письмо коллег-шахматистов, инициированное, по его мнению, именно Петросяном.
ОТ КАРПОВА К КАСПАРОВУ
Лишенный возможности бороться за титул, в 1976 году Корчной запросил политического убежища в Голландии - и на долгие годы стал главным кошмаром советского шахматного руководства. Уже в 1977-м он разделался с Петросяном, Полугаевским и Спасским в матчах кандидатов и оказался... безымянным "претендентом". Именно так предпочитали называть невозвращенца в советской прессе, которая не без подсказки сверху превратила чемпионский матч Карпов - Корчной в событие политического значения.
Матч состоялся в 1978 году в филиппинском Багио и стал самым ярким эпизодом противостояния двух великих игроков. Легенд о нем сложено не меньше, чем о будущих поединках Карпова с Каспаровым: тут и война психологов с телепатами, и тотальная "прослушка" гостиничных номеров, и система тайных подсказок, и даже угрозы физического уничтожения. Отделить правду от вымысла тут нелегко, но что атмосфера была накалена до предела, отрицать невозможно. Как и то, что на молодого чемпиона работала вся мощь отечественной шахматной школы, а Корчной, который был старше оппонента почти на 20 лет и у которого в СССР остались жена и сын, сражался практически в одиночку. Тем более удивительно, как ему удалось, проигрывая по результативным партиям 1:4 и 2:5 (матч шел до 6 побед), в такой обстановке сравнять счет. "Любой бы сломался, а он - нет", - спустя годы удивлялся Карпов, который все же выиграл решающую партию и впервые подтвердил доставшийся ему "в наследство" от Фишера чемпионский титул.
Три года спустя в Мерано борьбы уже не получилось: Карпов находился в расцвете сил, а Корчной, перебравшийся в Швейцарию, был измучен борьбой за освобождение сына, который вместе с матерью до сих пор не мог получить разрешение на выезд из Союза. И все же в свержении Карпова, в котором он видел воплощение ненавидимой им системы, Корчной пусть косвенно, но поучаствовал. В полуфинале нового претендентского цикла именно ему выпало играть с рвущимся на Олимп Гарри Каспаровым. Собственно, этого матча могло и не быть: советская сторона наотрез отказалась проводить его в США и Корчной имел полное право выйти в финал без игры. Однако вместо этого он согласился перенести встречу в Лондон, выиграл первую партию, а затем... уступил молодому бакинцу по всем статьям. Чем все это закончилось для Карпова, напоминать, думается, излишне.
И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
В последние 25 лет Корчной в борьбу за шахматную корону не вмешивается, зато регулярно играет за сборную приютившей его Швейцарии - неизменно на первой доске. И показывает совсем неплохие результаты. Не далее как в ноябре 2008-го в первом же туре Олимпиады в Дрездене он не позволил себя обыграть еще одному ленинградцу - многократному чемпиону России Петру Свидлеру, который младше его на 45 лет. С Швейцарией связан и самый крупный успех "позднего" Корчного: в 2001 году, в 70-летнем возрасте он взял первый приз на супертурнире в Биле, опередив Свидлера, Гельфанда, Грищука, Лотье...
В книге Каспарова "Мои великие предшественники" есть глава и про Корчного. Его феноменальное шахматное долголетие 13-й чемпион мира объясняет неисчерпаемым источником мотивации: в этом Корчной, которому с детства пришлось преодолевать бесчисленные тяготы и сложности, - "чемпион чемпионов".
И кстати, если в числе обыгранных Корчным соперников вы пока насчитали только восемь чемпионов мира, не забудьте добавить в этот список Веселина Топалова и Руслана Пономарева. Двух отличников системы ФИДЕ неистовый маэстро обыгрывал уже в 90-е и 2000-е. С днем рождения, Виктор Львович!