Статьи

5 мая 2010, 01:00

Дебютный капкан на Тигра из Мадраса

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

В 7-й партии Топалов черными с первых ходов завязывает острейшую игру. Чемпион мира Ананд обороняется белыми. Ничья - после захватывающей игры. Инициатива в матче переходит к Топалову.

Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Софии

ВСТАТЬ ДО СЧЕТА "7"

Если провести аналогию с боксом, а шахматы - это и есть своего рода интеллектуальный бокс, то Ананду до 7-й партии удавалось держать своего импульсивного соперника на дальней дистанции за счет более длинных рук, то бишь более "длинных вариантов", тщательно отточенных в домашней лаборатории. Все эти "микроновинки" в стесненных положениях озадачивали до сих пор как Топалова, так и его аналитическую бригаду.

Топалову, чтобы изменить крайне неприятную тенденцию, необходимо было что-то срочно предпринять, любыми способами затащить соперника в ближний бой, чтобы он не смог уклониться от обмена ударами, а там… А там как повезет! Ведь Ананд не железный (в смысле, не компьютерная программа "Рыбка-Аквариум") - может и ошибиться.

Второй нюанс, который мы отметим, предваряя рассказ об этом ярчайшем поединке, вопрос о главном дебюте матча - Каталонском начале.

Мы уже говорили в прошлом отчете, что Ананд, взяв на вооружение этот любимый дебют Крамника, нанес два поражения Топалову - во 2-й и 4-й партиях. Особенно чувствительным было поражение болгарского гроссмейстера в 4-м раунде. Ананду удалось создать масштабное полотно, в котором борьба сначала велась на ферзевом фланге, а затем, после эффектной жертвы белых, внезапно перекинулась на королевский фланг и закончилась феерической комбинацией с использованием всего оставшегося боекомплекта. Это было не просто поражение. Это был воинственный манифест чемпиона мира: "Ты пришел отнять мой титул?! Попробуй! Для начала сумей выиграть вот такую партию!"

В 6-й партии после замечательной многоходовой "вольтижировки" белой конницы Топалов выстоял в "каталоне". С третьей попытки, заметим.

Началась вторая половина матча, и, согласно правилам, пришла пора "меняться воротами": теперь белые во всех нечетных раундах будут у Ананда, а во всех четных соответственно у Топалова.

Итак, в 7-м раунде у Ананда были белые, и вопрос заключался в том, будет ли вновь разыграно Каталонское начало?

С точки зрения Ананда ("Тигра из Мадраса") ему вроде не было особого резона покидать "каталонскую тропу", две партии в этом дебюте он выиграл, а еще в одной соперник не без труда сделал ничью.

С точки зрения Топалова ("Гладиатора из Софии") идти опять на то, что было во 2-й, 4-й и 6-й партиях было не слишком разумно.

Тигр был уверен, что Гладиатор свернет первым. А значит, психологическая инициатива останется за ним.

Но он ошибался. Ибо на "каталонской тропе" Тигра ждал мощнейший дебютный капкан.

ВСПОМИНАЯ Флоренсио КАМПОМАНЕСА

Перед началом 7-й партии главный арбитр матча Панайотис Николопулос сообщил скорбную весть: на 83-м году жизни скончался почетный президент ФИДЕ Флоренсио Кампоманес. Участники матча, зрители и журналисты почтили память выдающегося деятеля мировых шахмат минутой молчания. Первый ход в 7-й партии сделал почетный гость матча 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, который потом, на пресс-конференции, сказал о Флоренсио Кампоманесе проникновенные слова.

Анатолий Карпов напомнил, что Кампоманес был близким другом 11-го чемпиона мира, легендарного американского гроссмейстера Роберта Джеймса Фишера. И что Кампоманес все делал для того, чтобы состоялся матч Фишер - Карпов. Он организовывал встречи Карпова и Фишера и практически обеспечил рекордный для шахмат призовой фонд этого, увы, несостоявшегося матча: 5 миллионов долларов. Благодаря Флоренсио Кампоманесу, говорил Карпов, шахматы получили большой импульс не только на Филиппинах, но и в странах Азии и Африки.

А ваш корреспондент вспомнил, как в 1994-м во время полуфинальных матчей претендентов в индийском Сангинагаре, где Карпов играл с Борисом Гельфандом, а Гата Камский с Валерием Саловым, мне довелось сыграть пару дружеских блиц-партий с Флоренсио Кампоманесом, тогда еще "просто" президентом ФИДЕ.

Он очень любил шахматы. И, без сомнения, был сильной личностью, умело вел сквозь острые рифы различных конфликтов корабль ФИДЕ. Были в его яркой и большой карьере и весьма неоднозначные моменты, но у какого крупного политика - в данном случае шахматного политика - их не было?

Сегодня шахматный мир, вспоминая Флоренсио Кампоманеса, говорит ему прощальное "спасибо" за беззаветное служение шахматам.

"Шахматисты всегда будут помнить этого великого деятеля мировых шахмат и замечательного человека - Флоренсио Кампоманеса". Под этими словами 12-го чемпиона мира Анатолия Карпова, уверен, подпишутся любители шахмат всего мира.

ТОПАЛОВ ПОТРАТИЛ 3 МИНУТЫ НА 20 ХОДОВ

Но вернемся на "каталонскую тропу" 7-й партии матча. На 11-м ходу Топалов, не задумываясь ни на секунду, передвинул своего белопольного слона с клетки с8 на соседнее поле d7. Хотя формально это и было новым ходом, но сама идея была не нова. Впервые план с жертвой качества применил любимец шахматного мира Львовский Кудесник - Василий Иванчук - в партии, игранной вслепую на турнире в Ницце. С той лишь разницей, что черные выводили слона не на d7, как Топалов, а на а6. Но вот когда Веселин, продолжая играть с пулеметной скоростью, продвинул на 14-м ходу свою центральную пешку на е5, а затем, оставив под боем коня, сыграл 15…Сh3, стало ясно, что им применена мощнейшая дебютная заготовка.

Как скажет Топалов на пресс-конференции после партии, эта была разработка его верного оруженосца Ивана Чепаринова.

Черные соглашались играть без фигуры (!), имея взамен лишь мощную проходную на d3, поддерживаемую соседкой на с4 и, разумеется, тщательный анализ создавшегося положения. На первые 20 ходов болгарский гроссмейстер затратил лишь 3 минуты. Ананду же приходилось решать проблемы за доской, и со своей задачей он справился. Но игровую инициативу и, надо полагать, психологическую вместе с ней - утратил.

Когда чемпиона мира спросили на пресс-конференции, почему он потратил в этой партии так много времени (а Ананд в итоге отстал на целый час!), он не стал говорить о том, что сопернику играть было легче, так как тот все проанализировал дома, а сказал только, что, несмотря на лишнюю фигуру, черным в получившейся позиции играть было приятнее.

В итоге, имея лишнюю фигуру, белые вынуждены были встать в "партер" на первых двух горизонталях. Топалов, куражась, уклонился от ничейных продолжений (хотя объективно больше черные не имели). Воспользовавшись некоторой вальяжностью в игре соперника, Ананд решил немного помучить болгарина в эндшпиле, где лишний конь белых должен сторожить опасную проходную пешку черных, а ферзи блуждают по доске, тоже не в силах усилить позицию. Маленькая месть индийского гроссмейстера: ничью пришлось фиксировать Топалову. Он подозвал арбитра. И мир был подписан ввиду троекратного повторения позиции.