Статьи

19 октября 2010, 02:20

Владимир Крамник: "Пока Карлсен мой "клиент"

Как уже сообщал "СЭ", экс-чемпион мира Владимир Крамник выиграл финальный турнир "Большого шлема" Chess Masters 2010 в Бильбао

- Владимир, если судить по среднему рейтингу турнира - 2788, - то получается, вы стали победителем первого в истории современных шахмат супертурнира 22-й категории, с чем вас и поздравляем!

- Спасибо. Приятно выиграть такой турнир. Что касается категории… Ясно, что при четырех участниках легче собрать очень высокую категорию, чем когда играют десять человек. Например, прошлогодний Мемориал Таля был ничуть не слабее, а в чем-то возможно и посильнее: ведь кроме Ананда, Карлсена и меня играли Аронян и Иванчук. Но при десяти игроках чисто математически 22-ю категорию не получишь, так как средний рейтинг "размывается". А в Бильбао с точки зрения статистики действительно был номинально сильнейший турнир в новейшей истории шахмат. Поэтому я очень доволен, что удалось его выиграть и доказать себе, что я что-то еще могу.

- После Олимпиады в Ханты-Мансийске играть было тяжело?

- Да, Олимпиада - турнир крайне тяжелый и ответственный, особенно для нашей команды, от которой все ждут только побед. Но уже в ходе олимпийского турнира в Ханты-Мансийске я почувствовал, что набираю отменную форму, и просил тренера меня ставить: игра шла, голова работала ясно, был полон сил. В Бильбао я приехал основательно разыгравшимся и в отличной форме.

- Возможно, немного не в тему, но у меня такой вопрос: вы только что сказали, что в ходе олимпийского турнира почувствовали, что обретаете боевую форму. Почему же не попросили тренера выставить вас на тот злополучный матч с Венгрией? Ведь то, что вы не проиграли бы Петеру Леко "ни при какой погоде", ясно всем. В том числе и вам. Но выставили Александра Грищука, он проиграл Леко, а мы проиграли матч… Что на это скажете?

- Задним числом легко говорить. Сейчас некоторые шпыняют главного тренера, капитана нашей команды Женю Бареева, однако на самом деле решение выставить на первую доску вместо меня Сашу Грищука было принято после очень серьезных обсуждений. Грищук прекрасно отыграл Олимпиаду, а к тому моменту вообще выиграл три партии подряд. Мы посовещались всей командой и решили, что со мной Леко будет играть белыми очень строго, и, скорее всего, получится ничья, в то время как против Грищука он может сыграть более агрессивно и дать тому встречные шансы. Но, к сожалению, в партии с Леко Саша был сам на себя не похож. Просто это был не его день, ну, встал не с той ноги. Такое могло случиться и со мной, и с кем угодно.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОФИ

- Понимаю. Вернемся в Бильбао. Что думаете о трех своих микроматчах?

- Матч с Анандом был абсолютно равным. Каждый из нас в игре черными не дал сопернику даже приблизиться и реально завязать игру. И получились довольно логичные и закономерные ничьи.

С Шировым первую партию я выиграл довольно легко, он не смог выйти из дебюта с нормальной позицией. А когда я играл черными, после дебюта возникла примерно равная позиция, и партия медленно, но верно пришла к ничьей.

Микроматч с Карлсеном для меня сложился очень удачно. Белыми я выиграл довольно убедительно, да и когда играл черными, имел большой перевес, - он выкрутился с огромным трудом. В общем, удалось создать своего рода пособие для профессионалов, как надо играть в супертурнире: давить белыми, а черными легко отбиваться (улыбается). Все партии, в которых у тебя белые, выиграть невозможно. Мне удалось выиграть две из трех - хороший показатель для турнира такого уровня.

- "Футбольная" система очков (за победу - 3, за ничью - 1), принятая в Бильбао, вас как-то стимулировала?

- Если бы очки начислялись традиционным способом, я все равно был бы первым. Такая же картина наблюдалась и в других турнирах, в которых применялась "футбольная" система подсчета очков. Так что это дело вкуса организаторов, мне все равно, если они хотят, пусть будет так.

- Карлсен в последнее время несколько сбавил обороты: на Олимпиаде проиграл три партии, в Бильбао - две. Из своего фантастического рейтинга, который у него был в начале сентября (и который у него пока официально значится), он успел "растратить" 24 пункта. Что думаете о нынешнем состоянии норвежского феномена?

- В шахматах, как и в любом другом виде спорта, есть полоса удач и полоса неудач. Тот рейтинг, который Магнус "набил", когда у него была удачная полоса, все-таки, как мне представляется, не отражает истинного положения дел в элите. На данный момент есть пять примерно равных игроков - Ананд, Аронян, Карлсен, Крамник и Топалов (порядок расстановки фамилий произвольный), которые играют посильнее других.

- Иванчук сейчас формально шестой, но, как сказал в одном интервью после Олимпиады в Ханты-Мансийске, знает, как играть сильнее…

- Да, согласен, Вася Иванчук, когда в хорошей форме, играет не хуже любого из нас. Шахматист он большой, что и говорить. Хотя чуть менее стабилен.

ПОЛОСАТАЯ ЖИЗНЬ

- Вы говорите о "пятерке", но еще в начале сентября у Карлсена в графе "рейтинг" стояло число, заставляющее вспомнить феноменальные достижения его "гуру" - Каспарова: 2826. И вас, Владимир, он опережал на 56 пунктов…

 - Ситуация, когда Карлсен слишком явно оторвался от остальных, была, на мой взгляд, неестественной, при всем уважении к его огромному таланту. Я это говорил и тогда, когда его рейтинг был запредельным, я это повторяю сейчас: Магнус играет сильно, очень сильно, но пока не сильнее Ананда или меня. Мы играем примерно на равных. И я прогнозирую: такое положение дел в ближайшее время сохранится.

- Судя по высказываниям в своем блоге, Магнус уже привык к роли лидера и с большой досадой говорит о том, что ему не удалось в Бильбао продолжить серию побед…

- Да, когда у него была полоса удач, серия Карлсена впечатляла. До такой степени, что мировые СМИ создали вокруг его имени такой ажиотаж, что уже начало казаться: Магнусу надо просто "присудить" титул чемпиона мира. Возможно, эти настроения слегка расслабили юношу, и небольшая встряска должна помочь ему понять, что все не так просто. Титул сам не упадет в руки, его надо завоевывать в тяжелом бою, кроме него есть сильные шахматисты, которые просто так этот титул ему не отдадут.

- Как раз вы, Владимир, замечены среди регулярных "встряхивателей" норвежского феномена. Похоже, для Магнуса вы стали классическим "неудобным" соперником…

- По результатам, да. У меня очень хороший счет с ним, и в активные шахматы я его тоже регулярно обыгрываю. Пока я для него очень тяжелый соперник, можно даже сказать, употребляя профессиональный сленг, пока Магнус - мой "клиент". Но я отлично понимаю, что так будет не всегда, тем более что время работает на него. Учитывая то, что мы вместе играем в турнире претендентов, а также тот факт, что, вполне возможно, мы там встретимся "на узкой тропе", ясно, что он будет очень серьезно работать именно над тем, чтобы улучшить игру против меня. Магнус молод, он растет и, главное, он очень устойчив психологически. Этот парень не скиснет от временных неудач, я это прекрасно понимаю и иллюзий не строю. Но пока я являюсь его проблемой, а не он моей.

В МОСКВЕ ВСЕГДА ИГРАЮ С ОСОБЫМ НАСТРОЕМ

- Уровень игры в Бильбао, продемонстрированный вами, был чрезвычайно высок. Особенно подкупала скорость принятия решений в самых сложных положениях на доске. Впереди у вас три классических турнира подряд: Мемориал Таля, который начинается через пару недель в Москве, затем декабрьский "Лондон-2010" и январский "Вейк-ан-Зее-2011". Удастся ли сохранить столь впечатляющую форму на довольно длинной дистанции?

- Действительно, форма, которую я сейчас обрел, меня радует. Голова работает хорошо, усталости не ощущаю. После Бильбао не было никакой опустошенности, - хоть сейчас снова за доску, и начинай новый турнир. Хорошо бы сохранить такую форму на все ближайшие турниры. Но спортивная форма - штука неуловимая. Никогда не знаешь точно, почему ты вдруг входишь в отличную форму и почему вдруг ты из нее вышел. Остается лишь профессионально работать, чтобы играть также, а может быть, и еще лучше. Тем более появился дополнительный стимул: если удастся сыграть в Москве столь же успешно, как в Бильбао, то есть шанс занять первую строчку в январском рейтинг-листе.

- Текущий рейтинг у вас после Бильбао - 2791. У Ананда, который занимает первую строчку, - 2803. Отрыв небольшой. "Плюс две" выигранных партии к "ожидаемому" по формуле Эло результату?

- Да, примерно так. Но ведь мои конкуренты тоже будут играть и тоже будут стремиться улучшить свой рейтинг. 20 октября стартует супертурнир в Наньцзине, где играют и Ананд, и Карлсен, и Топалов. Мы все рядышком в текущем рейтинг-листе, и ситуация может измениться самым неожиданным образом. Но я не собираюсь смотреть на других, мне надо самому играть хорошо, и тогда есть шанс снова возглавить рейтинг-лист.

 В любом случае для меня турнир в Москве всегда стоит особняком, у себя дома хочется сыграть особенно хорошо. Не знаю, удастся ли сохранить такую же блестящую форму, в какой я был в Бильбао, гарантии дать не могу, но все же я профессионал, и у меня есть большой опыт в том, как попытаться это сделать. Могу сказать только одно: в России я играю с особым настроем.

- Перед Олимпиадой в нашем интервью для "СЭ" вы мне сказали, что намерены сделать так, чтобы ваша жена Мари и дочь Даша приехали к вам в Бильбао. Удалось осуществить план?

- Удалось после Олимпиады заехать на день домой и повидать родных.

- Не планируете сделать первый выезд дочери Дарьи в Россию в ходе Мемориала Таля?

- Турнир слишком сложный, приеду один. Дочке нет еще и двух лет, поэтому для меня продолжает быть актуальной проблема недосыпа, так что пока воздержусь. А вот на турнире не столь ответственном, скажем, на том, который состоится весной в Ницце, весьма вероятно, выведу Дарью в свет.

Юрий ВАСИЛЬЕВ