ШАХМАТЫ
28-летний российский гроссмейстер на днях во Франции добился крупнейшего для себя успеха - стал чемпионом Европы
Москвич Владимир Поткин больше известен как молодой и очень сильный тренер. Достаточно сказать, что в течение ряда лет он тренировал Левона Ароняна, входящего в число сильнейших гроссмейстеров мира, а ныне является наставником 20-летнего чемпиона России Яна Непомнящего, одного из самых ярких и перспективных шахматистов современности. Не случайно и на Всемирной шахматной олимпиаде в Ханты-Мансийске руководство РШФ доверило Поткину возглавлять нашу вторую мужскую сборную, составленную из молодых шахматистов. Владимир был ее тренером и капитаном.
А вот как игрок гроссмейстер Поткин до недавних пор себя столь ярко не проявлял. Завоевание титула на только что завершившемся чемпионате Европы в Экс-ле-Бене - его крупнейший успех.
- Владимир, на прошлогоднем чемпионате Европы в хорватской Риеке вы выступили довольно успешно, отобрались на Кубок мира. А ваш подопечный Ян Непомнящий сыграл тогда просто блестяще: набрав великолепные 9 из 11, стал чемпионом. Нынче в вашем тандеме чемпионская рокировка, вы - чемпион, Ян - ассистент. Вы ведь, как обычно, помогали друг другу на чемпионате?
- Мы с Яном всегда поддерживаем друг друга, и мой нынешний успех еще более усилит наш тандем. Основную часть работы мы проделываем на сборе перед турниром, а в ходе соревнований вносим лишь коррективы.
Конечно, когда я тоже играю в турнире, мне удается помогать Яну в меньшей степени, чем когда я являюсь только его секундантом. Но в этом, как я считаю, заключается и преимущество нашего тандема: убежден, что нельзя навязывать ученику свою волю и лишать свободы мысли, надо оставлять ему свободу выбора. Этому, кстати говоря, посвящена и тема моей кандидатской диссертации.
Шахматы очень быстро развиваются. Пять лет назад, когда я помогал Левону Ароняну и секундировал ему в Линаресе, можно было угадать дебют соперника и навязать ему выгодный тебе ход партии. Но теперь шахматы стали намного жестче, и для победы требуется не только полная самоотдача подопечного: тренер и сам должен совершенствовать свое мастерство, чтобы помочь ученику. Надеюсь, что мой собственный рост поможет добиться большего и Яну.
- Помню, как в январе в Вейк-ан-Зее после фантастической комбинации Непомнящего в партии с Анишем Гири вы подошли к нему и сказали только одно слово: "Гениально!" И эта комбинация с Гири, и тончайший эндшпиль против Магнуса Карлсена, приведший Яна к заслуженной победе над норвежцем, говорят о колоссальном потенциале вашего подопечного. Как думаете, Непомнящий сможет в следующем цикле розыгрыша первенства мира реально включиться в борьбу за высший титул?
- Ясно, что у Яна огромный талант и большие перспективы. Думаю, после серьезной работы его ждут самые высокие достижения, он сможет основательно всколыхнуть элиту шахмат.
- Вернемся к успешному для вас чемпионату Европы. Вам удалось выиграть шесть партий, показать блестящий перфоманс и прибавить к своему текущему рейтингу свыше 25 пунктов. Особенно восхитила фантастическая 26-ходовая победа черными над сильным гроссмейстером из Грузии Баадуром Джобавой. Несколько слов об этой партии, которую мы хотим показать нашим читателям.
- У этой встречи была своя предыстория. Накануне, в 9-м туре, я играл белыми с румынским гроссмейстером Пырлиграсом. Он выступал удачно, но я возлагал надежды на свой белый цвет, хотел выйти на большую борьбу и попытаться победить. Однако сопернику удалось удивить меня в дебюте, я реагировал излишне поспешно и неудачно и был вынужден сделать короткую ничью.
Конечно, очень расстроился. И когда в следующем туре мне выпало играть черными с таким сильным шахматистом, как Джобава, я обрадовался, потому что грузинский гроссмейстер известен тем, что играет сам и дает играть сопернику. А это было как раз то, что мне в тот момент было нужно.
В дебюте я применил весьма рискованную расстановку, соперник мог получить перевес, однако выбрал наиболее агрессивный ответ, который соответствовал его настроению, но не соответствовал требованиям позиции. В итоге черным удалось поймать белых на острую контригру с интересной жертвой ферзя, которую, как признался Джобава, он недооценил.
- В последнем туре вы играли со знаменитой Юдит Полгар, которой удавалось порой обыгрывать и Каспарова, и Крамника, и Иванчука, и других выдающихся шахматистов. Хотя у вас были белые, но в исполнении Юдит острейшая "староиндийка" особенно опасна…
- Я это понимал, конечно. Староиндийская защита - репертуарный дебют Юдит Полгар, я был готов к тому, что она его может применить, и в этом случае была бы большая борьба. Но Юдит выбрала более спокойную и надежную защиту Нимцовича, дав понять, что ничья ее устраивает. Такое развитие событий устраивало и меня, так как у меня были лучшие дополнительные показатели. Я предложил ничью, которую Юдит приняла без особых колебаний. После партии она сказала, что видела, как хорошо я играл в этом турнире, и поэтому не хотела черными рисковать.
- Владимир, говоря об этом чемпионате, нельзя, думаю, обойти неприятную тему - читерства, или, говоря по-русски, жульничества. Перед 8-м туром было распространено открытое письмо 19-ти, в котором говорилось об атмосфере подозрительности, сопровождавшей чемпионат. В нем были призывы дать арбитрам право принимать радикальные меры, чтобы исключить возможность применения компьютерных подсказок. К вам с этим письмом не подходили?
- Нет, я увидел его уже в интернете. Но если бы подошли, я бы его тоже подписал. Потому что эта тема сейчас очень актуальна. Последние решения дисциплинарного комитета Французской шахматной федерации, в которых гроссмейстер Феллер обвиняется в читерстве, напомнили мне о нашем матче со сборной Франции на Всемирной олимпиаде в Ханты-Мансийске. Артем Тимофеев, показывая хорошую игру, проиграл Феллеру, что называется, без шансов. Теперь, после разбирательства французской федерации, выясняется, что Феллер добился победы нечестным путем.
Ясно, что это большой удар по шахматам. Техника развивается, компьютерные программы совершенствуются, и сейчас даже установленная на мобильный телефон средненькая по силе программа может дать подсказку, влияющую на ход партии. Это один из самых примитивных способов, но наверняка существует множество других, более изощренных. Хочется надеяться, что и ФИДЕ, и Европейский шахматный союз, и Российская шахматная федерация всерьез озаботятся этой проблемой и создадут специальную комиссию, которая будет заниматься данным вопросом.
- Но во Франции Феллер играл сам, как утверждают те, кто за ним специально наблюдал, в том числе серьезные специалисты. И сыграл успешно, занял 7-е место…
- Видите ли, недаром говорят: "Единожды солгав, кто ж тебе поверит?" Уличенный в обмане раз - а по свидетельству его коллег на дисциплинарной комиссии французской федерации, Феллер играл нечестно на Олимпиаде - он теперь всегда будет под подозрением. И раз его дисквалифицировала своя федерация, наверное, в этот срок он не должен принимать участие в турнирах.
- Не хотелось бы заканчивать разговор на грустной ноте. Ваш успех в Экс-ле-Бене повлияет на вашу мотивацию, подвигнет к новым достижениям? Каковы ваши ближайшие планы?
- Через неделю мы с Яном будем играть на клубном чемпионате России. Жаль, правда, что за разные коллективы, Непомнящий - за саратовский, а я - за московский. Ну а летом Ян в составе сборной России отправится на командный чемпионат мира. Надеюсь, смогу помочь ему выступить успешно.
Юрий ВАСИЛЬЕВ