13 августа 2011, 01:40
ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Суперфинал
В Центральном доме шахматиста имени М.М.Ботвинника сыграны четыре тура Суперфинала 64-го чемпионата России. Его особенности: сверхкороткая дистанция (всего 7 туров), ровный и плотный состав (19-я категория ФИДЕ), достойные призовые (первый приз - 950 000 рублей, последний, восьмой - 100 000) и острая, бескомпромиссная борьба.
К двум участникам Суперфинала - Владимиру Крамнику и Александру Морозевичу - приковано особое внимание любителей шахмат.
Крамник накануне легко и непринужденно выиграл супертурнир в Дортмунде, установив мировой рекорд: до него никому не удавалось выигрывать один и тот же традиционный супертурнир 10 раз! Но главным откровением явился стиль его побед: он действовал остро, жертвовал материал, играл очень смело. Это был "другой" Крамник: не играющий с трехкратным запасом прочности, к которому все уже привыкли.
Александр Морозевич, отказавшись в 2010 году играть за 1-ю сборную России на Олимпиаде в Ханты-Мансийске, надолго ушел в тень. Многочисленные болельщики самобытного московского гроссмейстера уже начали посыпать голову пеплом, думая, что он - не дай бог! - бросил шахматы. Но Морозевич вернулся. С блеском выиграл Высшую лигу чемпионата России, а затем хорошо выступил на супертурнире в Биле, где пропустил вперед лишь лидера мирового рейтинга Магнуса Карлсена, завершив обе встречи с ним вничью.
Крамник начал Суперфинал в "дортмундском ключе" - уже в первом туре лихо пожертвовал Петру Свидлеру фигуру, но тот отбился, и экс-чемпион мира получил в днище своего турнирного корабля пробоину. Во втором туре Владимир без видимых усилий одолел Артема Тимофеева, пробоину залатал, вышел в нейтральный "полтинник". Но затем Владимира поджидала беда. Его секундант на матчах претендентов в Казани, Сергей Карякин, в третьем туре нанес ему досаднейшее поражение в одном из коронных дебютов Владимира - в Берлинском варианте испанской партии. Досадным был не проигрыш, а то, что Крамник мог легко избежать его, если бы на 39-м ходу нашел жертву коня, на которую при демонстрации партии указал Карякин.
Продумав над 39-м ходом 10 минут, Крамник сыграл ужасно: 39…с6. Тогда как 39...fg 40.hg Кf5+ 41.gf Сf5 42.Кg5 Сc2 приводило к ничьей.
Опустившись на отметку "минус один", Крамник в четвертом туре на высочайшем уровне провел партию против Яна Непомнящего, мощно и красиво переиграв чемпиона России 2010 года.
Как видим, новый Крамник в Москве пока играет без ничьих. Его турнирная судьба во многом зависит от того, как он сыграет в пятом туре черными с Грищуком и в шестом - белыми с Морозевичем.
Кстати, наблюдать за игрой Морозевича - особенное удовольствие. Его по-прежнему отличают нетривиальный подход к дебюту, зоркий глаз и точный удар.
Я попросил председателя тренерского совета РШФ, заслуженного тренера СССР Анатолия Быховского прокомментировать выступление наших ведущих шахматистов.
- Крамник, мне кажется, решает очень интересные творческие задачи. Не каждый раз увидишь, как шахматист такого уровня вдруг решается резко поменять свой стиль! В игре Владимира появились новые, привлекательные краски, он играет очень рискованно, жертвует в каждой партии. Порою, как это было в игре со Свидлером, он перегибает палку, но то, что гроссмейстер высочайшего уровня, добившийся в шахматах всего, продолжает искать и развиваться, не может не вызывать уважения.
Морозевич поступил очень мудро, взяв большую паузу в турнирных выступлениях. Он явно пребывал в некоем творческом кризисе, "буксовал" как шахматист. И тут он принял решение, которое далось бы не каждому: на восемь месяцев, а может и больше, прервать свои выступления. На высшей лиге в Таганроге, где я за ним наблюдал, Морозевич поначалу играл неуверенно (что и следовало ожидать после такого огромного перерыва), а потом, когда втянулся, разыгрался, пошел вперед как танк! Здесь он тоже играет замечательно, а главное - со вкусом! И у него хорошие шансы занять высокое место, о чем я, кстати, говорил и перед началом турнира.
Петр Свидлер - выдающийся шахматист, пятикратный чемпион России. В последнее время результаты у Петра несколько снизились, чувствовалась какая-то усталость от шахмат. Большую моральную травму он получил, проиграв последнюю партию индусу на командном чемпионате мира в Нинбо. Многие, знаю, поспешили его списать со счетов. Мне казалось, что, возможно, Петру надо пойти по пути Морозевича и взять творческий отпуск. Но, к счастью, Свидлер опровергает эти опасения, играет он здесь здорово, чувствуется, что не потерял вкус к борьбе, и его рано вычеркивать из списков сильнейших шахматистов мира.
Что сказать о моем ученике Саше Грищуке? Его цейтноты уже вошли в поговорку… Такая уж у него манера, ставшая уже его второй натурой: он в цейтнотах доводит свое положение до опаснейшего, балансирует на грани "добра и зла". Эта его манера требует колоссальной концентрации, очень хорошей формы, полной мобилизации. Стоит чуть-чуть по какой-то причине утратить эту суперконцентрацию - и его игра в цейтнотах не столь впечатляюща, какой была в Казани. В партии с Морозевичем он мог победить, если бы не цейтнот, в котором он грубо ошибся. Если бы не это, их с Морозевичем позиции в турнире могли бы поменяться местами…
Сережа Карякин за последний год сделал очень мощный рывок, добился огромнейших успехов, стал 4-м в мире, но это потребовало от него таких нер-вных затрат, что на чемпионате мира в Китае произошел некий "откат", организм дал сбой…
Ян Непомнящий, наш яркий талант, пока еще не "нарастил шахматные мышцы". Если в партии с Артемом Тимофеевым, где в эндшпиле он имел совершенно безнадежную позицию, ему удалось устоять, то в масштабном сражении с шахматным тяжеловесом Крамником у него аргументов не нашлось. Ян очень эмоциональный шахматист, его игра часто зависит от настроения. Но, конечно же, и Карякин, и Непомнящий - наши главные шахматные надежды.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
Чемпионат России. Суперфинал. Москва. 4-й тур. Крамник - Непомнящий - 1:0. Морозевич - Тимофеев - 1:0. Свидлер - Галкин - 1:0. Карякин - Грищук - 0:1. Морозевич, Свидлер - 3. Грищук, Карякин, Крамник - 2. Галкин, Непомнящий - 1,5. Тимофеев - 1.