Статьи

23 марта 2012, 00:06

Человек, который купил мировые шахматы

Фраза, вынесенная в заголовок, конечно, не совсем верна или совсем не верна, но именно так сейчас говорят о 53-летнем бизнесмене, главе компании "Агон" Эндрю Полсоне. На самом-то деле Международная шахматная федерация (ФИДЕ) 20 февраля "всего лишь" передала американцу права на проведение нескольких циклов розыгрыша первенства мира, и отныне он ее главный коммерческий партнер.

Честно говоря, до недавнего времени я о Полсоне мало что слышал и перед этим интервью посмотрел, что о нем пишут в русскоязычном поисковике Google. Выяснил, что уроженец Нью-Хейвена (штат Коннектикут) окончил Йельский университет по специальности "французская литература". Долгое время жил в Париже, писал новеллы и пьесы, поработал фотографом, снимал красивых женщин, основал небольшое рекламное агентство. В 1993-м, не зная ни одного слова по-русски, отправился в Россию, где занялся издательским бизнесом и добился успеха: созданный им журнал "Афиша" стал признанным лидером и законодателем мод в этом классе печатных изданий. А в 1995-м Полсон убедил одного российского олигарха вложить деньги в интернет-проект и стал совладельцем Livejournal и ряда других популярных российских интернет-площадок.

И вот теперь - новый поворот: Эндрю Полсон пришел в мировые шахматы. Первая реакция на его появление - смесь недоверия с опасением: какова его цель? что он вообще понимает в шахматах? Надеюсь, это интервью немного приоткроет завесу таинственности над новой, чрезвычайно интригующей фигурой на мировой шахматной доске.

- Эндрю, где вы сейчас живете?

- Я живу в Лондоне, но шахматный бизнес - по-настоящему международный, поэтому моя новая компания зарегистрирована в Джерси.

- Этот вопрос вам уже задавали на президентском совете ФИДЕ в Эмиратах, но он продолжает волновать общественность: как возник и развивался ваш "роман" с профессиональными шахматами?

- А как человек знакомится со своей будущей женой? Первая встреча, как правило, совершенно случайна - глаза встретились, что-то "пробежало". Последующие "свидания" уже зависят от интуитивных чувств ее и ваших. А самое трудное - это всегда интимный момент первого поцелуя: после него отступать назад и говорить, что ничего не было, уже нельзя, и открывается дорога всему, что должно последовать. В итоге вы приглашаете своих адвокатов, прорабатываете брачный контракт и начинаете подбирать имена будущим детям. Вот примерно так и у меня было с ФИДЕ.

- Какие у вас цели в этом "браке"?

- Хочу создать что-то новое, что-то интересное и прекрасное, заинтересовать им других людей и "продать" им это творение. Моя задача - не в том, чтобы перекроить мир шахмат, а в том, чтобы построить для него красивый, прочный дом! Или вот еще метафора, более подходящая: знаете ли вы, что в основе модели бизнеса в гольфе - недвижимость? Как взять участок земли - голое поле, где-то у черта на рогах и превратить его в элитную недвижимость? А вот как: сначала устраиваешь на нем поле для гольфа, а потом продаешь дома вокруг него!

Мы стремимся к тому, чтобы расписание матчей чемпионского цикла было понятным и предсказуемым для зрителей и игроков. Поэтому первым делом привели в порядок расписание (теперь чемпионский цикл - это два года), формализовали структуру отборочных туров (Кубок мира, шесть турниров "Гран-при" и Кандидатский турнир), и назначили точные даты турниров и матчей до 2015 года.

Турниры будут преимущественно проходить в мировых столицах, которые помогут "прославить" эти турниры, а не в маленьких городах, которые рассчитывают на рекламу самих себя среди любителей шахмат.

И, наконец, весь чемпионский цикл будет организован единой командой, а не различными организаторами с разными интересами. Дизайн, формат, система коммуникаций - все будет выстроено точно и последовательно.

- Злые языки утверждают, что вы не знаете имен шахматных чемпионов мира. Правда ли это? И вообще - вы играете в шахматы?

- Может, я и не знаю имена всех чемпионов мира по порядку и с самого начала, но зато следующий чемпион уж точно знает теперь мое имя - в этом я не сомневаюсь. 

В Америке, где я рос, шахматы - часть культуры. Я, как и все, следил за матчами Бобби Фишера. В шахматы играю, но, конечно, я не профессионал. Всегда рассматривал эту игру как некий феномен и как развлечение, мне импонировала идея того, что великие маэстро путешествуют по миру, пытаясь силой мысли подавить своих противников.

Кстати, недавно в Тель-Авиве мне дал урок гроссмейстер Сутовский. Мы с ним сыграли пару партий. Я многому научился (улыбается).

- География заявленного вами европейского тура "Гран-при" ФИДЕ впечатляет: Лиссабон, Мадрид, Берлин, Париж… 

 - Да, сезон-2012/13 станет европейским. Начнем в Москве и Лондоне, а потом отправимся в другие крупнейшие мировые столицы. Но при этом каждый год будем на новом континенте - это же международные шахматы! Через несколько лет, повысив "шахматное самосознание" в других частях света, снова вернемся в Европу. Мы хотим обеспечить доступ к шахматным мероприятиям всему миру и на постоянной основе.

- При этом два первых турнира серии "Гран-при" этого года намечены в Челябинске и Ташкенте. Это "наследие" тех, кто договаривался раньше, до вас?

- Возможность начать европейский цикл в Челябинске - это прекрасно. Я вижу в этом удивительный символ, ведь Челябинск стоит на самом восточном краю Европы. А потом Ташкент - вообще супер! Я приглашаю всех своих друзей, со всего мира, приехать в Ташкент. Это такая редкая возможность познакомиться со знаменитой цивилизацией, одной из древнейших!

- Вы уже знаете, сколько человек будет играть в каждом соревновании и как будет произведен отбор в эти турниры? Или этим займется ФИДЕ?

- Все эти вопросы очень важны. У меня уже сложилось мнение на их счет или сложится в ближайшее время, после чего я начну прилагать все силы для того, чтобы запечатлеть свое имя в веках, перекроив правила и, возможно, даже устав турниров (смеется). Но пока наше соглашение с ФИДЕ строится на следующем фундаментальном принципе: "Агон" будет служить шахматам, неукоснительно выполняя все требования официальных документов и свода правил, а также устава ФИДЕ, решений Президентских советов и конгрессов ФИДЕ. Тут все предельно ясно!

- Вы объявили точные сроки всех важнейших официальных турниров ФИДЕ до 2015 года. Но уверены ли, что сможете выдержать намеченный график?

- В нашем пресс-релизе мы объявили следующее. Надеемся, что все даты в графике не только будут соблюдены (хотя официально это еще только проект графика), но и станут основной для графика регулярных турниров на многие годы.

- Когда игрокам будут предложены контракты?

- Приглашением игроков и рассылкой им контрактов будет заниматься ФИДЕ. Надеюсь, что это произойдет скоро, в течение двух-трех недель.

- Каков будет призовой фонд всего "Гран-при" и каждого турнира в отдельности?

- В нашем соглашении с ФИДЕ официально определены минимальные суммы. Теперь мы ведем переговоры с шахматистами, с Ассоциацией профессионалов и с ФИДЕ о том, каким должен быть правильный (то есть, конечно же, более высокий) уровень призового фонда и как лучше его распределить. Объявим решение, как только оно будет принято. Было бы логично объявить условия до того момента, когда ФИДЕ начнет приглашать шахматистов и рассылать контракты.

- С вашим появлением возрождается надежда на то, что в мировых шахматах наконец-то появятся корпоративные спонсоры. Есть кто-то уже на примете?

- Этот процесс требует времени, а мы подписали соглашение с ФИДЕ всего три недели назад! При том что на переговоры, на выработку всех положений соглашения ушло полгода. Важно точно определить, какой имидж и какую аудиторию мы можем предложить спонсорам. Существуют спонсоры-бренды и спонсоры-города проведения турниров. Есть, наконец, и третья категория спонсоров, которых не интересует конкретная отдача, но которые субсидируют шахматы просто ради собственного удовольствия, из бескорыстных соображений. Точно так же, как состоятельный любитель классической музыки может купить скрипку Страдивари великому скрипачу. Сейчас мы работаем в тесном контакте с одной из самых известных дизайнерских фирм в мире - Pentagram - над новой эмблемой для чемпионата мира по шахматам. В ней все должно быть визуально, символично и даже церемониально. Такой набор понятий может показаться нелепым, но на самом деле они отражают фундаментальные ценности шахмат. Представителей Pentagram пригласили на открытие чемпионата мира, который начнется в Москве 10 мая. А 11 мая в институте медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка" люди из Pentagram проведут семинар, во время которого расскажут о своей работе.

Предстоит решить два важнейших вопроса: необходимо привести бренд в соответствие с интересами спонсоров (что позволяет очертить круг тех, кто заинтересован в спонсировании мероприятия) и определить ценность такого спонсорства (чтобы понять, сколько они будут готовы заплатить).

Необходимо выяснить и то, какие ассоциации возникают в подсознании людей, когда они слышат слово "шахматы", видят шахматную фигуру или узнают, что собеседник играет в шахматы. Или, к примеру, какой будет реакция у среднестатистического человека, если он вдруг узнает, что за соседним столиком в ресторане сидит: а) олигарх, b) нобелевский лауреат, c) знаменитый футболист из "Манчестер Юнайтед", d) пианист-виртуоз или - f) гроссмейстер.

- Многое будет зависеть от того, где расположен ресторан: в Москве, в Лондоне или, скажем, в Вене…

- Отчасти это так (улыбается). Но вот что, на наш взгляд, гораздо существенней. Вряд ли можно заинтересовать корпорацию спонсировать мероприятие, где непосредственная аудитория будет 300 человек, а еще пара миллионов будет наблюдать за игрой в интернете.

Но если у вас есть 300 человек аудитории, два миллиона в интернете, 10 миллионов телевизионной аудитории, 500 миллионов людей, которые иногда играют в шахматы и, наконец, миллиард человек, которые считают шахматы олицетворением интеллекта, то вам под силу вместо одного мероприятия предложить спонсору возможность начать волнующие отношения с феноменом по имени Шахматы!

- Звучит, что и говорить, красиво. Но, получается, вы надеетесь преуспеть там, где другие потерпели неудачу, зная то же, что знаете вы. На чем основана ваша уверенность?

- Прежде всего на том, что мои предшественники были успешными бизнесменами, но они не планировали работать над этими проектами лично, закатав рукава. Вот почему результат работы не соответствовал тем существенными инвестициям, которые они сделали. Я же - предприниматель. Намерен управлять проектом лично - совместно с небольшой командой профессионалов. Мы будем инвестировать сравнительно немного, но наши инвестиции будут просчитанными - это позволяет надеяться на более высокую прибыль. Наш главный актив - шахматы, а не деньги.

- Теперь вопрос о турнире претендентов в Лондоне, который намечен на октябрь - ноябрь этого года. Каков будет призовой фонд?

- Не знаю, почему мы не объявили об этом в нашем пресс-релизе. Установленный ФИДЕ минимум - 420 тысяч евро, но наш призовой фонд будет 510 тысяч!

- В тендере на право проведения претендентского турнира участвовали Азербайджан и Болгария. Президент Европейского шахматного союза Сильвио Данаилов, представляющий Болгарию, грозил судом, если увидит своими глазами заявку Лондона. Не опасаетесь такого демарша?

- Насколько мне известно, Азербайджан все равно выиграл бы у Болгарии право на проведение матча, так как Азербайджан предложил больше. В конце января, когда подошел к концу срок приема заявок, в ФИДЕ уже более месяца изучали контракт с "Агоном", который включал в себя гораздо больше, чем проведение одного мероприятия. После решения подписать соглашение с "Агоном" заявка Азербайджана была автоматически отклонена, на что у ФИДЕ было полное право.

Надеясь достичь оптимального решения, я немедленно начал переговоры с представителями Азербайджана. Мы объяснили, что проведение кандидатского матча в Лондоне предоставит им более яркую международную платформу, чем проведение матча в Баку. Они с этим согласились, и в данный момент мы согласовываем условия сотрудничества и их роль в мероприятии. Но переговоры еще идут.

При этом с г-ном Данаиловым мы обсудили возможности проведения одного из этапов "Гран-при" в Софии или в Мадриде, неподалеку от которого он сейчас живет.

- Собираетесь ли вы контактировать с английскими специалистами - например, с директором London Chess Classic Малькольмом Пейном и со знаменитым английским гроссмейстером Найджелом Шортом? 

- Я уже много раз встречался с г-ном Пейном, он мировой парень! Аn excellent chap, как говорят в Англии. А на прошлых выходных даже видел его в роли ведущего жутко популярного шахматно-боксерского мероприятия в лондонском клубе Scala.

Я буду пользоваться его советами и поддержкой при организации турнира кандидатов, и, возможно, мы станем еще теснее сотрудничать по части обеспечения будущего шахмат в школах Великобритании. Я буду рад возможности лично встретиться с г-ном Шортом, но, насколько мне известно, нынче он большую часть времени проживает за пределами Англии.

- Малькольм Пейн сказал на днях, что после кандидатского турнира, завершающегося в середине ноября, его декабрьский London Chess Classic вряд ли возможен: расстояние слишком мало для того, чтобы интерес сохранился. При этом организаторы "Большого шлема" из Бильбао писали открытые письма в ФИДЕ, в которых призывали перенести "кандидатов" на весну 2013-го. Нельзя ли было учесть интересы как Бильбао, так и London Chess Classic? 

 - На днях в Лондоне у меня состоится встреча с генеральным секретарем Ассоциации шахматного "Большого шлема" Андони Мадариагой. Возможно, к нам присоединится Пейн. Кроме того, только что в Тель-Авиве я консультировался с президентом Ассоциации шахматистов-профессионалов Сутовским, чтобы выяснить его мнение обо всем этом. Плюс назначена встреча в Осло с Магнусом Карлсеном. Наконец, в начале апреля я буду в Элисте на заседании Президентского совета ФИДЕ. 

Конфликты и напряженность в отношениях - это плохо для бизнеса, и я пытаюсь понять интересы всех сторон, чтобы сформулировать, как все мы сможем работать вместе.

- Как мне удалось выяснить, лет десять назад, только начиная свой бизнес в Москве, вы, представляясь новым знакомым, любили называть себя "дилетантом и авантюристом". Сейчас рискнули бы себя так отрекомендовать?

- Когда я приехал во Францию в 1981 году, меня обвиняли в том, что я "агрессивен" и "амбициозен". Это были самые страшные, самые ругательные эпитеты во французском обществе (как и в советском, кстати)! Были нападки и когда я приехал в Россию в 1993 году. "Если ты такой умный, чего ж не богатый?" - спрашивали меня. Иные мои коллеги просто не могли себе представить, чтобы кто-то захотел эмигрировать на восток, и они решили для себя, что я либо убийца, скрывающийся от правосудия, либо полная посредственность. Теперь, в 2012-м, меня обвиняют разве что в том, что я никогда не слышал о Каспарове, Карпове, Крамнике и недостаточно сильно люблю шахматы. 

Когда я называл себя дилетантом (понахватавшимся, занимающимся всем понемногу, но ни в чем не разбирающимся досконально) и авантюристом (готовым идти на риск в бизнесе или политике, с действиями и поведением неосмотрительным и даже потенциально опасным), то пытался лишь защититься от обвинений других людей. По сути, я показывал, что очень высоко ценю эти качества.

Знаете, в 90-х годах в России мне всегда становилось по-настоящему страшно, когда меня сводили со "специалистом", "экспертом" или "профессионалом"...

- Изучая вашу биографию, порою напоминающую авантюрный роман, я все время держал в голове, что вы окончили Йельский университет по специальности "французская литература". Могли бы назвать литературного героя, который вам близок по духу?

- Это сентиментальный Люсьен де Рюбампре в "Утраченных иллюзиях" Бальзака. У него есть устремления, он не лишен любопытства и всегда немного "на взводе". В этом романе об издательской деятельности, о журналистике, о парижском бомонде XIX века с его постоянными потрясениями и революциями Люсьену чаще не везет, чем везет. Его история - это история борьбы и страстей, а не расчетливых действий.

- Эндрю, спасибо за интервью. Желаю вам на новом поприще быть и расчетливым, и страстно отстаивать интересы шахмат. Но главное, чтоб вам повезло!

- Спасибо и вам на добром слове, как говорят в России.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

1