ШАХМАТЫ. МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА
Вчерашняя десятая партия матча за мировую шахматную корону, проходящего в Инженерном корпусе Третьяковки между чемпионом мира Вишванатаном Анандом (Индия) и Борисом Гельфандом (Израиль), закончилась на 25-м ходу вничью. Счет в матче равный - 5:5. 11-я партия, в которой белые будут у Гельфанда, состоится в субботу, 26 мая.
Юрий ВАСИЛЬЕВ из Москвы
Матч вступил в решающую стадию: до конца основного времени оставались три классические партии (с учетом той, о которой мне предстоит рассказать). В двух из них чемпион мира владеет белыми. В прежние времена, когда Ананд выигрывал турниры в Линаресе, Вейк-ан-Зее и других городах мира, когда Гарри Каспаров предлагал ему сыграть новый матч на первенство мира, белый цвет в руках индийского кудесника шахмат был оружием чрезвычайно грозным. Нынче, в эпоху четвертого титульного матча Брахмана шахмат, о большой его пробивной силе в игре белыми или не говорят, или говорят с большими оговорками, дескать, и турнирные успехи-то у него снизились, и рейтинг уже не первый, а четвертый...
Чемпион мира все эти разговоры пропускает мимо ушей. Когда на одной из пресс-конференций, сообщив ему мнение Каспарова (13-й чемпион мира сказал, что в Третьяковке играют не сильнейшие), Виши спросили, что он об этом думает, Ананд лишь хмуро обронил: "Меня не интересуют все эти вещи, я сконцентрирован на матче". Было очевидно, говоря о "концентрации на матче", Ананд имел в виду его выигрыш, разумеется. А на чем еще тут концентрироваться?
Поэтому вопрос "подачи" в предпоследней "белой" партии для Ананда стоял чрезвычайно остро. Было очень интересно, какой первый ход изберет чемпион мира: 1.d4 или 1.е4?
Ананд остановил свой выбор на сильнейшем ходе (не только по мнению легендарного американского чемпиона Роберта Фишера, но и знаменитого теоретика гроссмейстера Евгения Свешникова) - 1.е2-е4!
В том, что Гельфанд изберет в ответ Сицилианскую защиту, сомневаться не приходилось. Но вот дальше нас ждал сюрприз. Ананд, дабы избежать варианта Свешникова, сделал, как мне казалось, не самый принципиальный ход в этой позиции 3.Сb5. Ведь все чемпионы мира всегда на третьем ходу играют 3.d2-d4.
"Между прочим, сильнейший ход в данном положении", - сказал присутствовавший на матче великий теоретик Свешников.
Челябинский гроссмейстер опубликовал серию лекций, которую озаглавил "Правильная Сицилианка". Причем, как он мне поведал, существует три уровня этих лекций: "Для любителей-разрядников, для кандидатов в мастера и мастеров, и для гроссмейстеров, претендентов и чемпионов мира".
Вероятно, именно с лекциями "третьего уровня" ознакомился либо сам Ананд, либо кто-то из его помощников (это мне кажется более вероятным). Потому что "по Свешникову" "самым правильным" третьим ходом является 3.Сb5!
"Как в испанской партии, ход 3.Сb5 - сильнейший также и в Сицилианской, - говорит Евгений Эллинович с присущими только ему интонациями религиозного проповедника. - Далее белые должны играть с2-с3 и готовить d2-d4. Другой игры в шахматах нет!"
Религия Свешникова, если кто не понял, - Сицилианская защита.
Как я потом узнал, Свешников был в курсе того, что случится в этой партии дальше. Но только он один.
Казалось бы, по всем канонам, дважды ходить одной фигурой в дебюте считается нехорошо. А дважды подряд ходить одной пешкой - на третьем и пятом ходах - можно?! Оказалось, можно. И именно этот ход явился специально подготовленной Гельфандом новинкой.
На пресс-конференции после окончания партии Борис скажет, что ему очень приятно было применить новинку на пятом ходу и как следует погонять по доске неприятельского коня.
Было очевидно: все, что произошло в партии, было хорошо известно израильскому гроссмейстеру. Есть от чего загрустить Ананду и его аналитикам: даже в редчайшем разветвлении Сицилианки с 5.b3 Гельфанд не только был готов, но и припас интереснейшую новинку!
Среди присутствовавших в пресс-центре был многолетний тренер Бориса Гельфанда, международный мастер Альберт Капенгут, который начал заниматься с минским вундеркиндом, когда тому было 11 лет, и делал это до тех пор, пока Гельфанд стал третьим шахматистом мира.
- Изюминкой выбранного Борисом варианта является то, что дальнейшая игра после 5...е5 с обеих сторон идет форсированная. Критическая позиция, на мой взгляд, возникла, когда Ананд сыграл Ке4, там был другой ход - Ле5, а потом Ке4, и возникала очень неприятная позиция для черных. То есть ощущение, что статичная позиция, которая возникла после "форсажа", - в пользу белых. Но раз Борис справился с защитой, это меня не может не радовать, конечно.
После "форсажа", который вынудили черные, применив мощную новику в редком варианте Сицилианки, на доске возник эндшпиль, оцениваемый комментаторами как равный (эту оценку подтверждала и сильнейшая программа "Гудини"). Гельфанд первым предложил ничью (после 21-го хода), но Ананд, посчитав, что у него еще есть шансы для продолжения игры на победу, сначала от ничьей отказался. Однако через четыре хода, сделав 25.а3, он сам выступил с мирным предложением.
Итак, 5:5. И борьба, и счет абсолютно равные. Остались две партии "в классику", как выражаются профи. А потом… Потом - пенальти, то бишь быстрые и блиц (если четыре быстрые не дадут победителя).
- На горизонте маячит тай-брейк, - продолжаю нашу беседу с Альбертом Капенгутом. - Как думаете, у Бориса есть шансы против короля быстрой игры, коим слывет Ананд, - надо полагать, не случайно?
- Для любителей "хлеба и зрелищ" - штука заманчивая, но для игроков это будет тяжелое испытание. Объективно у Ананда шансы выше, он очень быстро соображает.
- Борис много раз говорил, что не считает, что хуже кого-то играет в быстрые.
- Согласен. Думаю, что в рапиде Боря может абсолютно на равных сражаться с Анандом. В блиц же будет такая нервотрепка… Тут уж куда вывезет.
- Борис столько кубковых "нокаутов" сыграл, и в большинстве своем удачно.
- Здесь ведь вопрос в том, какое состояние будет у него перед этими матчами. Если состоится тай-брейк, то после четырех рапид-партий будет пять блиц-матчей (по две партии в каждом).
- Но все может закончиться уже в первом таком блиц-матче.
- Безусловно! Однако к этому моменту оба соперника будут в таком состоянии, что их можно будет отсюда выносить. Поэтому что-то предугадать совершенно невозможно!
На пресс-конференции кто-то из журналистов напомнил Ананду, что было время, когда чемпион мира сохранял свой титул даже в случае ничейного счета. Индийский гроссмейстер улыбнулся и дал понять, что он в принципе был бы не против, но сейчас ведь действуют другие правила. А Борис Гельфанд напомнил всем, что именно Ананд был одним из тех, кто предложил такую систему, какая существует ныне: в случае ничьей в классике играется тай-брейк.
Однако не будем забегать вперед - остались еще две классические партии, которые надо сыграть.