Статьи

22 марта 2013, 00:06

Как выигрывает Карлсен

ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ

Юрий ВАСИЛЬЕВ
из Лондона

Многие любители шахмат (и среди них встречаются даже так называемые "специалисты") задаются вопросом и не находят на него ответа: как выигрывает Магнус Карлсен?! Дескать, ничего из ряда вон выходящего норвежец не делает – и тем не менее побеждает. Некоторые даже находят в его действиях некую "магию", а есть и такие, кто утверждает: Карлсен гипнотизирует соперников.

Действительно: никаких тебе маленьких комбинаций в стиле Капабланки, никаких далеко и глубоко рассчитанных комбинаций в стиле Алехина, никаких дебютных откровений в стиле Каспарова. Сидит себе парнишка в аккуратном костюмчике с фирменным логотипом спонсора на нагрудном кармане и аккуратной рубашечке с таким же логотипом на воротничке (чем не пилот "формулы-1"?). Вид у парнишки несколько сонный, даже заторможенный. И вот он словно нехотя, с каким-то чуть неприязненным выражением на лице делает ход...

Тут-то и выясняется, что ход он сделал тоже очень неприятный. Во-первых, убивающий на корню замыслы соперника, во-вторых, создающий ему новые неудобства, и, в-третьих, именно этот ход считает сильнейшим лучшая шахматная компьютерная программа "Гудини"!

Между прочим, эта "чертова железяка", как порою обзывают "Гудини" в бессильной ярости "белковые" и "яйцеголовые", видит ситуацию на доске на 29 ходов вперед. Неужели и этот норвежский парень с лицом не проснувшегося толком ребенка, которого подняли с постели и гонят в школу, считает так же далеко?!

В любом случае быть соперником Карлсена – та еще повинность. Тебе неприятно, нехорошо, потому что ты всеми органами чувствуешь: тебя переигрывают. Со всех сторон.

Впервые нечто подобное о Карлсене я услышал от Бориса Гельфанда. Не возьмусь воспроизвести его признание дословно, но по смыслу оно звучало примерно так: "Не по себе стало. Чувствую, что меня ход за ходом пе-ре-иг-ры-ва-ют. Словно передо мной – реинкарнация Карпова".

В начале года в Вейк-ан-Зеея беседовал с прославленным югославским гроссмейстером Любомиром Любоевичем. Вот его мнение о Карслене:

– Никто, даже Фишер, не играл так в 22 года! Шахматисты прошлого достигали этого уровня годам к сорока. А Магнус при всей его молодости играет в очень зрелые шахматы. Он переигрывает соперников даже в равных позициях! Как это делал Карпов. А еще раньше – Капабланка.

...В 3-м туре лондонского турнира претендентов Гельфанд в партии с Карлсеном до 40-го хода сохранял абсолютное равенство. Вот как выглядела позиция перед роковой ошибкой израильского гроссмейстера.

Белые (Гельфанд): Крg2, Фg4, Сf2 , пп. e5,g3,h5.

Черные (Карлсен): Крf8, Фa3, Кe6, пп. a5, b5, f7.

Легкую ничью давало 40.Фg4 – h5! Но Борис соблазнился заманчивым, но ошибочным 40. h4-h5?

Как признался на пресс-конференции Карлсен, как раз на это он и надеялся – после такого хода у черных появляются шансы на выигрыш. Также норвежец признал: если бы Гельфанд сыграл 40.Фh5, пришлось бы смириться с ничьей – белый ферзь очень активен и черному королю не скрыться от его преследований.

В выходной день перед 4-м туром Карлсен и глава "Агона" Эндрю Полсон были приглашены в телестудию ВВС. Там Магнуса спросили: чем игра против человека отличается от игры против компьютера. И "сонный паренек" вдруг сделал неожиданное признание: играть с людьми гораздо интереснее – здесь есть элементы психологической войны. Мне это напомнило фишеровское "мне нравится подавлять эго противника".

После партии 4-го тура Карлсен – Грищук, в которой российский гроссмейстер потерпел тяжелое поражение, оба шахматиста, еще не остыв от перипетий острейшего поединка, появились в пресс-центре и стали анализировать партию. Дошли до позиции после 16 ходов. В этом актуальном варианте испанской партии черные позволяют сопернику испортить расположение пешек на ферзевом фланге, а взамен получают контригру на королевском и в центре.

Белые (Карлсен):Крg1, Фd1, Лa1,Лe1, Ce3,Кb3, Кd2, пп. a4, b2, c4, d4, f2, g2, h3.

Черные (Грищук): Крg8, Фd6, Лa8, Лe8, Сc8, Сf8, Кd7, пп. a5,c7,c6, e4, f7, g7, h7.

Если вы расставите фигуры и пешки на доске, то увидите: черные штыковым ударом 15... е5-е4 отбросили королевского коня белых на поле d2 и теперь норовят привести на помощь пехотинцу "е" его соседа по вертикали: 17...f7-f5. Выглядит опасно, не правда ли? Не случайно комментаторы на ряде шахматных сайтов утверждали: "17...f7-f5 напрашивается!"

И тут вдруг Карлсен, до этого в полудреме слушавший комментарий Грищука, взвился! С неподражаемой гримасой легкого отвращения он воскликнул: "Ход f7-f5 мне не нравится!"

Зная ответ задачки, легко подогнать решение, скажете вы? Отчасти да. Но ведь именно этот "напрашивающийся" ход оказался тяжелой ошибкой, приведшей черных к поражению. Уже на следующий день, когда Грищук отыграл затяжную партию 5-го тура с Теймуром Раджабовым, я поинтересовался у Александра его мнением о партии с Карлсеном, которая на данном отрезке турнира представлялась мне ключевой.

– Я получил хорошую позицию, но переоценил ее, – сказал Грищук. Ходы 17...f7-f5 и 18...Фg6 – тяжелейшие ошибки. Вместо 17...f7-f5 можно было пойти и 17...с6-с5 и 17...Фg6. Тогда перевеса у черных нет. На доске – равенство...

Так как же все-таки выигрывает Карлсен? На примере его побед в 3-м и 4-м турах можно сделать нехитрый вывод: норвежский гроссмейстер ждет ошибки соперника. Он терпеливо "катает" или, как еще говорят, "возит" позицию – до тех пор, пока его противник не допустит оплошности. При этом сам Карлсен ошибается крайне редко, а если и ошибается, то не фатально. Почему? Наверное, в этом-то и есть мистическая составляющая его фантастического дара.

Хотя Карлсена тоже можно если не обыграть, то основательно "прижать к канатам". В 5-м туре это сделал "проснувшийся" Василий Иванчук. Норвежцу потребовалось сделать очень много ходов "по первой линии", чтобы сдержать могучий натиск львовянина. Сдержал.

Когда Карлсен ушел с пресс-конференции, Иванчук остался сидеть в зале и задумчиво рассматривать позицию после 25-го хода черных – ладьей на седьмую горизонталь. Ход явно выжидательный. У Иванчука к этому моменту оставалось около 4 минут на 15 ходов. И норвежский мастер психологической войны весьма тонко решил дать сопернику подумать. Ведь до этого Иванчук в Лондоне пару раз уже "ронял флаг". Так почему бы ему не повторить этот номер?

…Глядя на экран монитора, Иванчук тихо пробормотал: "А он не так уж сильно играет..." Но тут же, как бы продолжая беседу с самим собой, добавил: "Но есть ли шансы выиграть эту позицию? Пожалуй, больше ничьей я ничего не смог бы выжать".

В других партиях 5-го тура произошли грандиозные сражения. Владимир Крамник был близок к победе над Левоном Ароняном. Петр Свидлер добился подавляющей позиции и мог выиграть у Гельфанда. Ну и Грищук не реализовал большой перевес в схватке с Раджабовым.

5-й тур. Ничьи: КРАМНИК – Аронян (Армения), Иванчук (Украина) – Карлсен (Норвегия), СВИДЛЕР – Гельфанд (Израиль), ГРИЩУК – Раджабов (Азербайджан).

Аронян, Карлсен – 3,5. Свидлер – 3. Крамник, Раджабов – 2,5. Грищук – 2. Гельфанд, Иванчук – 1,5.