8 ноября 2013, 20:00
Сегодня в Варшаве стартует 19-й командный чемпионат Европы, на котором сборная России попробует вернуть себе титул, утерянный в 2007 году.
Если не считать побед в шахматных олимпиадах, титул сильнейшей команды старушки-Европы, который разыгрывается с 1957 года, – самый "прилипчивый" к сборной СССР/России: она владела им 12 раз. Но если в советские времена победа в этом турнире считалась чем-то само собой разумеющимся и золотыми медалями могли похвастать все чемпионы мира от Михаила Ботвинника до Гарри Каспарова, то в российский период "Европой" время от времени жертвовали... Так, если в Дебрецене-1992 россиян к уверенной победе привел Каспаров, то в Пуле-1997 команду возглавлял уже нынешний главный тренер сборных Евгений Бареев, и она впервые уступила титул англичанам. А в Батуми, двумя годами позже, честь страны отправился защищать и вовсе молодежный состав...
Из следующих шести попыток России золотыми стали только две – в Пловдиве-2003 и Ираклионе-2007, причем результаты команды едва ли зависели от ее состава. Наш самый оглушительный провал датирован 2011 годом, когда под знамена сборной были призваны все сильнейшие, за исключением Владимира Крамника, а команда пришла к финишу на шестом месте, уступив за 9 туров дважды – болгарам и азербайджанцам. На тот турнир РШФ сперва хотела отправить второй состав, но решила, что надо реабилитироваться за командный чемпионат мира, в котором Россия не попала даже в тройку, и... Вразумительного объяснения, что же произошло, ни у кого не было – и в сборной даже сменился главный тренер. Пост занял Юрий Дохоян, многолетний верный оруженосец Каспарова, который незадолго до этого сумел вернуть на вершину нашу женскую сборную, а теперь должен был совершить чудо с мужской.
Перед стартом чемпионата-2013 россияне вновь смотрятся явным фаворитом. В Варшаву защищать шахматную честь страны отправились Александр Грищук, Петр Свидлер, Александр Морозевич, Евгений Томашевский и Дмитрий Андрейкин. Двое первых весной играли в турнире претендентов, двое последних – летом блестяще выступили на Кубке мира, да и Морозевич в дополнительных представлениях не нуждается. Чисто теоретически усилить состав могут только четверо – Крамник, Сергей Карякин, Никита Витюгов и Ян Непомнящий. Но, желая во что бы то ни стало поставить на колени Европу, не надо забывать и о командном чемпионате мира, который начнется буквально через неделю после завершения ЧЕ и по своему престижу стоит все-таки на ступеньку выше. Играть и побеждать в Анталье тоже кому-то нужно! Так что Дохоян, практически лишенный компромисса, должен как сапер идти по минному полю. И выбирать "правильных" игроков. Благо у него есть из кого.
Соперники ждут серьезные... В первую очередь это трехкратные олимпийские чемпионы из Армении в своем сильнейшем составе: Левон Аронян, Сергей Мовсесян, Владимир Акопян, Габриэл Саргиссян, Тигран Петросян. Всегда амбициозная сборная Азербайджана (кстати, чемпион Европы-2009): Шахрияр Мамедьяров, Теймур Раджабов, Эльтадж Сафарли, Рауф Мамедов, Гадир Гусейнов. Англичане (чемпионы-1997): Майкл Адамс, Люк МакШейн, Найджел Шорт, Дэвид Хауэлл, Гэвин Джонс, которые по рейтингу третьи в Варшаве. А еще украинцы, болгары, венгры... Не стоит списывать со счетов и сборную Германии, которая сенсационно победила в 2011 году. По своему составу она уступает многим, но не по духу.
В общем, в Варшаве предстоит большая драка!
Перед стартом очень хотелось получить мнение из первых рук – от старшего тренера Юрия Дохояна или лидера Александра Грищука, но... обжегшись на молоке, в РШФ теперь дуют на воду, предпочитая ничего не говорить о будущем выступлении. Мол, если выиграют, двери сборной будут открыты, а нет – кому нужна хорошая мина при плохой игре? Ведь в самом деле ни у кого нет ответа на вопрос, почему сильнейшая сборная мира так нечасто радует своих болельщиков крупными успехами.
Экспертом "СЭ" согласился выступить Сергей Карякин, который в командных чемпионатах Европы играл трижды – два раза за Украину и один раз за Россию, поэтому отлично знает особенности турнира.
– Как и всякое соревнование, которое проводится по швейцарской системе да еще на относительно короткой дистанции (всего лишь девять туров; лучший формат, по-моему, как было раньше на олимпиадах – 13-14 туров), командный чемпионат достаточно непредсказуем. Случается, на высокие места прорываются команды, которые по ходу не сыграли ни с одним из фаворитов, но случайных чемпионов здесь, конечно, нет. Так, голландцев, которые побеждали в 2001 и 2005 годах, никак не отнесешь к сильнейшим сборным мира, как и сборную Германии, которая выиграла два года назад.
– Хотели бы вы что-то изменить в регламенте турнира?
– Думаю, для большей объективности было бы хорошо играть не на четырех, а на шести досках. Тогда фактор везения в одном матче будет сведен к минимуму (так, кстати, играют в клубном Кубке Европы). Есть вопросы и к системе подсчета: раньше считали общее количество очков, набранных по доскам, теперь – командные очки в зависимости от результатов матчей. Наверное, последний вариант более верный, ведь в зачет идет именно результат команды, борьба в матче ведется с учетом положения на всех досках. С другой стороны, когда в копилку команды идет результат каждой партии, это повышает зрелищность игры.
– При командах из шести человек у России, наверное, не было бы конкурентов – вряд ли другие сборные смогли бы набрать столь ровный и сильный состав?
– В принципе да. Но и при четырех досках Россия, на мой взгляд, должна побеждать. Например, в 2011 году мы обязаны были выигрывать, но случился необъяснимый сбой.
– Какой вам представляется расстановка сил перед Варшавой?
– Россия в любом случае – фаворит, но и конкуренты очень сильны. Занять по заказу первое место всегда непросто, поэтому хотелось бы, чтобы наши ребята не думали о результате, а просто показали все, на что они способны. При хорошей игре результат всегда придет!
Считаю, у нас есть шансы на первое место, даже если что-то пойдет не так... В этой команде всего один новичок, и проблем с совместимостью не должно возникнуть. Плюс у нас есть блестящая тренерская бригада во главе с Юрием Рафаэловичем Дохояном, всегда готовая помочь.
– То есть, если Россия по какой-то причине не вернет себе золото, это будет расцениваться как провал?
– Мне кажется, загонять команду в подобные рамки не стоит. Что значит провал? Надо играть и не думать о конечном успехе или неудаче. По себе знаю: чем больше накручиваешь себя, тем сильнее это давит. В принципе ничего страшного не произойдет, если Россия станет второй или третьей, но, конечно, прицел должен быть только на первое место.
– Почему вас нет в составе этой команды?
– Это решение главного тренера, который приберег меня для командного чемпионата мира. Ведь если бы я поехал в Варшаву, то для меня это был бы четвертый турнир подряд после суперфинала и Кубка среди клубов... Кстати, и Крамник будет играть только на "мире".
Собираюсь с пользой провести это время – съездить на море. Ведь главное для меня соревнование – это все-таки турнир претендентов в марте 2014 года, к которому надо подойти в оптимальной форме, так как задачу "вернуть шахматную корону России", которую поставила передо мной финансовая компания "Альпари", никто не отменял.