Статьи

26 ноября 2013, 00:20

Илья Левитов: "Осталась одна вера"

Сегодня в Анталье стартует командный чемпионат мира, на котором наши игроки, как считает председатель правления Российской шахматной федерации, способны показать более высокий результат, чем на бронзовом ЧЕ-2013

Для мужской сборной России наступает час икс. В предыдущий раз она становилась чемпионом мира в 2010 году, после чего не выиграла ни одного титула, оставшись без золотых медалей на пяти крупных турнирах подряд. При этом в каждом случае – будь то ЧМ, ЧЕ или олимпиада – наши изначально считались безоговорочными фаворитами. Тем не менее каждый раз словно упирались в невидимую стену, возвращаясь домой на щите и ловя на себе снисходительные взгляды конкурентов.

Очередным подтверждением этой "предопределенности" стал недавний чемпионат Европы в Варшаве, где сборная России (Александр Грищук, Петр Свидлер, Дмитрий Андрейкин, Александр Морозевич, Евгений Томашевский) лишь на самом финише "зацепила" бронзу, пропустив вперед Азербайджан и Францию, умудрившись проиграть Турции и свести вничью матч с Англией. Логично, что после такого конфуза наша заявка претерпела кардинальные изменения. Из команды-разочарования образца Варшавы-2013 в Анталью отправится только Грищук, к которому присоединятся Владимир Крамник, Сергей Карякин, Ян Непомнящий и Никита Витюгов. И от этой пятерки, разумеется, все опять ждут только одного места – первого.

– Итоги последнего чемпионата Европы – довольно странные, – замечает Илья Левитов. – Хотя мужчины свой результат улучшили (3-е место после 5-го. – Прим. Е.А.), а женщины ухудшили (2-е после 1-го. – Прим. Е.А.), осталось ощущение, что первые выступили неудачно, а вторые наоборот – сделали больше, чем могли. В отношении мужской команды порадовало только то, что ребята боролись до самого конца. Раньше, потеряв досрочно шансы на золото, мы зачастую слабо проводили заключительные туры, не задумываясь об итоговом месте. Сейчас все было иначе. Благодаря этому и завоевали медали.

Не стану обсуждать состав команды, выступавшей в Варшаве. Это прерогатива главного тренера, которому РШФ полностью доверяет. Для меня главный позитив – возвращение в сборную Свидлера, который на чемпионате Европы побил рекорд Гарри Каспарова по числу партий, выигранных за национальную команду. А вот выступление Морозевича, Андрейкина и Томашевского оставило неприятный осадок. Они должны были "вырубать" свои доски, а вместо этого… Так и не понял, зачем эти трое приехали на турнир, в каком качестве их видел Юрий Дохоян и выполнили ли они тренерское задание.

– Получается, с составом главный тренер все-таки не угадал?

– Нет, ошибки не было. Дохоян сразу сформулировал концепцию двух сборных – для континентального и мирового чемпионатов. В какой-то степени в Варшаву поехал "экспериментальный" состав. Мы были в курсе, что получиться может далеко не все. Пусть и ожидали гораздо большего, чем в итоге увидели.

– Чем объясните поражение от турок?

– Это какой-то нонсенс! Можно было предположить, что в неудачный день Грищук способен проиграть Драгану Солаку. Но как трое остальных, имея на каждой доске 150-очковый перевес в рейтинге, не смогли выиграть ни одной партии, для меня загадка... Это один из тех несчастных случаев, которые со сборной России в последние годы, к сожалению, случаются слишком часто.

– Армении мы проиграли в 7-м туре, когда появилась надежда даже на первое место. Здесь тоже имела место случайность?

– По этому матчу как раз никаких вопросов нет. Где тонко, там и рвется – Томашевский проиграл Саргиссяну, а другие не выручили... У армян прекрасная сборная, которая трижды выигрывала олимпиаду, она и по рейтингу-то не так много нам уступает. Мы не вправе требовать от ребят обязательно обыгрывать такого соперника. Хотя если Россия хочет побеждать во всех турнирах, надо к этому стремиться.

– А сейчас этого стремления нет?

– Стремление есть. Нет уверенности в том, что получится. С тех пор как я пришел в РШФ, мы уступили в пяти командных соревнованиях. Значит, о случайности говорить не стоит. Очевидно, имеются причины, которые находятся глубже поверхностного анализа. Что это за причины, федерация пока понять не может.

Думаю, чтобы все изменилось, нужно хотя бы раз выиграть что-то серьезное! Команда должна почувствовать свою силу, способность оправдывать высокие ожидания. Тогда турниры уже не будут восприниматься как тяжелая ноша, появятся энергия и позитив.

– Предстоящий чемпионат мира может обеспечить такой перелом?

– Безусловно. Нам на руку, что все соперники привезут в Анталью неоптимальные составы. За Россию же сыграют три сильнейших по рейтингу шахматиста страны: Крамник, Грищук и Карякин. Плюс Непомнящий и Витюгов, блестяще выступившие на чемпионате России. Теоретически эту команду мог бы усилить только Свидлер. Но я уверен, Дохоян учел опыт Варшавы и сделал правильный выбор.

Ну а нам остается одно – верить в ребят. Мне кажется, если каждый покажет свой привычный уровень, все закончится хорошо. Главное – чтобы не повторилась история чемпионата Европы, когда по ходу большинства матчей не было ясности, за счет чего мы можем выиграть, зато сразу бросалось в глаза, почему способны проиграть. Такое подрубает веру в силы. В Анталье все должно быть по-другому. Сборная России едет в Турцию побеждать.