13 марта 2014, 18:00
ШАХМАТЫ. ТУРНИР ПРЕТЕНДЕНТОВ-2014
В Ханты-Мансийске открылся турнир претендентов-2014. Его победитель в ноябре встретится с Магнусом Карлсеном в матче на первенство мира.
Столицу Югры давно уже не удивишь шахматистами экстра-класса. За последние девять лет здесь прошли четыре Кубка мира, олимпиада, нокаут-чемпионат мира среди женщин, чемпионаты мира по рапиду и блицу. Дошла очередь и до сражений за шахматную корону! Причем, как намекнул корреспонденту “СЭ” президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, одним турниром претендентов дело может не ограничиться.
Большинство участников со своими секундантами (а кое-кто – с женами) прибыли на место предстоящих баталий за несколько дней до старта: обжиться, акклиматизироваться. Хотя из восьмерки лишь для одного, экс-чемпиона мира Вишванатана Ананда, нынешний визит в Ханты-Мансийск – первый в жизни. Остальные бывали здесь уже по нескольку раз, а Петр Свидлер, выразительно загибая пальцы, и вовсе насчитал пять таких визитов.
Он и Левон Аронян могут считать это место счастливым для себя – каждый увез из морозного края по Кубку мира: россиянин в 2011 году, армянский гроссмейстер – в 2005-м. Кстати, о морозах. Их не будет! Несмотря на то, что весь город укутан снегом, столбик термометра в ближайшие три недели не думает опускаться ниже -5. Самое то для прогулок. Ведь из отеля “Тарей”, где живут все участники, до шахматной академии, где будет проходить турнир, минут десять спокойным шагом.
В среду вечером состоялось техническое совещание, на котором был озвучен призовой фонд (600 000 евро) и принципы определения победителя в случае равенства очков (сперва – результат личных встреч, далее – количество побед и коэффициент Зоннеборна-Бергера). Ну а завершилось все обычным в таких случаях банкетом.
– Для меня это однозначно главный старт года, – заявил экс-чемпион мира Владимир Крамник. – Я готовился больше трех месяцев и постараюсь показать свой максимум.
– Могли бы сравнить свою подготовку к Ханты-Мансийску и к предыдущему подобному турниру – в Лондоне?
– Работал по той же схеме. Решил, что нет смысла что-то кардинально менять. У меня нет оснований быть недовольным своей игрой в прошлом году. Что касается результата, не все зависело только от меня. Может, в этот раз будет лучше.
– Перед Лондоном-2013 вы сыграли в двух турнирах, сейчас на три месяца “ушли с радаров”. Не боитесь, что вам потребуется время, чтобы войти в игру?
– Не думаю, что это будет проблемой. Паузу же взял просто потому, что прошлый год стал самым насыщенным в моей карьере. Я еще никогда так много не играл! Мне была необходима передышка от бесконечных выступлений.
– Как чувствуете себя физически, психологически?
– Отлично. Однако никто не знает, в какой он находится форме, пока не сядет за доску. Это будет ясно после пары партий.
– Вас и Ароняна называют главными фаворитами.
– Никогда не обращаю внимания на выводы прессы и вообще стараюсь ничего не читать о себе при подготовке к турнирам. Считают – пожалуйста. В одном отдельно взятом соревновании называть фаворита бессмысленно.
В любом случае, не стал бы недооценивать других участников. Считаю, неплохие шансы побороться за победу – у Сергея Карякина. Потенциально способен на это и Веселин Топалов – у него большой опыт борьбы за шахматную корону.
– А у Ананда? Не удивились тому, что он все-таки вышел на старт?
– Почему он так долго думал? Я на его месте поступил бы так же. Потеря титула – это некая черта, после которой ты должен переосмыслить прошлое и будущее. Когда я проиграл ему в Бонне в 2008 году, тоже несколько месяцев не играл. И ему надо было принять принципиальное решение, найти в себе новую мотивацию. Могу открыть маленький секрет – Виши советовался со мной, стоит ли играть. Я ответил: конечно, надо! Отказаться от борьбы за корону ты всегда успеешь...
Экс-чемпион мира, который несколько месяцев назад в Индии был бледной тенью самого себя, на этот раз выглядел живчиком. Ананд с удовольствием болтал со всеми и с не меньшим удовольствием поглощал яства с богатого местного стола.
– Да-да, Влади сказал мне: “Играй!” – подтвердил индиец слова Крамника. – В конце концов, я не нарушал регламента, и дав подтверждение за месяц до старта.
– Что стало решающим аргументом для вас в пользу участия в турнире?
– Чувствовал себя после матча в Ченнае не очень хорошо, там все пошло вкривь и вкось. Я провел достаточно много времени, размышляя, хочу ли продолжать. И в конце концов понял, что еще не исчерпал своей мотивации. Отказаться от игры в Ханты-Мансийске значило признать, что моя профессиональная карьера закончена, а это не так. Поверьте, мне по-прежнему хочется играть и выигрывать...
– Но если вы выиграете турнир претендентов, вам предстоит снова встретиться с Карлсеном. Готовы ли вы пережить все это еще раз?
– Не думаю, что наш второй матч, если он состоится, будет похож на первый. Мне есть, что предъявить Карлсену, повторения пройденного точно не будет.
– Готовились ли вы специально к Ханты-Мансийску?
– Наверное, не так много, как хотелось бы. Но я все-таки почти полгода готовился к матчу на первенство мира, так что определенные наработки у меня есть. Впрочем, не люблю бежать впереди паровоза. Буду играть партию за партией, а там как сложится. Турнир очень сильный, но я уже выигрывал подобный в 2007 году.
– Кого считаете фаворитом?
– Думаю, победить может любой. Впрочем, если Аронян сможет показать игру того же уровня, что в Вейк-ан-Зее и Цюрихе, справиться с ним будет непросто.
Армянский гроссмейстер, который месяц назад достиг своего максимального рейтинга, вступая в четвертый претендентский цикл Эло-фаворитом, вел себя весьма скромно. Если год назад он ехал на “турнир жизни”, сейчас – просто играть в шахматы.
– Никаких предчувствий нет, – улыбнулся Аронян. – Мне очень нравится бывать и играть в Ханты-Мансийке, с этим городом у меня связано много приятных воспоминаний. Надеюсь на то, что после этого турнира их станет еще больше.
– Не считаете, что слишком рано стали показывать чемпионскую игру?
– А что мне надо было делать в Вейк-ан-Зее – бороться за последнее место? Мне и в голову не приходило играть там вполсилы. И в Цюрихе тоже. Мне кажется, я не открыл каких-то страшных дебютных тайн, делал все то, что и обычно...
– Готовы показать здесь столь же содержательную игру?
– Всегда готов! (Смеется.) Я не верю в понятие “формы” и не понимаю, от чего она зависит. Надеюсь, удача и внутреннее спокойствие будут на моей стороне.
– Много ли времени потратили на подготовку?
– Конечно, не так много, как Крамник или Свидлер, но, на мой взгляд, достаточно. Мне всегда нравилось заниматься шахматами, но играть – все-таки больше!
Что ж, очень скоро – турнир в Ханты-Мансийске завершится 30 марта – мы узнаем, чей подход оказался более прогрессивным. Часы пущены...