Статьи

11 июня 2014, 09:46

Повезло как первому призеру?

ШАХМАТЫ

Невероятное упорство Сергея Карякина подарило ему победу над Анишем Гири в седьмом туре Norway Chess, остальные партии завершились вничью. Теперь за два тура до финиша на супертурнире в Ставангере четыре лидера, четыре “К” – Магнус Карлсен, Владимир Крамник, Фабиано Каруана и Карякин.

Вообще-то все шло к тому, что все пять партий дня завершаться вничью. В каждой была масса событий, но шанс на то, что равновесие будет нарушено – минимальный. Такое случается, защитные возможности в шахматах, особенно на высоком уровне, увы, гораздо выше наступательных, – и если соперники не делают серьезных ошибок, вероятность ничейного результата выше 50%. Но что поделать, такой расклад.

Вот взять, к примеру, битву Крамника с Ароняном – по-настоящему титанический поединок, полный огромного внутреннего напряжения! В нем не было ярких внешних эффектов, по виду какая-то долгая позиционная канитель вокруг лучшей пешечной структуры у белых, а при этом был продемонстрировано ряд блестящих идей как за одну, так и за другую сторону. Владимир изобретательно наращивал угрозы, Левон блестяще защищался, находя невероятные возможности для спасения тяжелейшей позиции. Результат? Ничья! Через несколько дней о партии, через изучение которой можно понять о шахматах больше, чем от сотни лихих атак, никто и не вспомнит.

Или блестящая игра в эндшпиле Карлсена против Александра Грищука. Казалось, как можно рассчитывать на победу в таком мертво-ничейном эндшпиле, что возник у них уже к 20-му ходу. Оказалось – можно. Магнус заставил соперника напрячь все силы и пожертвовать пешку, чтобы тот, балансируя на краю бездны, удержал ничью. Черт, опять ничью, которая не выражает ровным счетом ничего о содержании...

Ну а равенство сил во встрече Каруаны с Топаловым? Острейшая “сицилианка”, в которой в последнюю очередь можно было подумать о равенстве возможностей. Это была не партия, а битва концепций, в которой дух противостоял материи. Несмотря на черный цвет, фигуры Веселина рвались к вражескому королю всеми доступными способами. Фабиано же методично собирал вражеские пешки, а потом без сомнений пожертвовал фигуру, не дав сопернику перехватить инициативу. Машины, оценивая позицию, потихоньку сходили с ума, а эти двое только подбрасывали дровишек.

Желание Топалова переломить ход неудачно складывающегося турнира привело его к решению отдать ладью за вражеского коня, и искать счастья в эндшпиле. Но... силы здесь вновь оказались равны, и соперники пожали руки, сделав 66 ходов.

В три раза короче случилось представление Свидлер – Агдестейн. Невероятно, но факт: норвежский ветеран, который не играл в супертурнирах уже лет 20, сделал в Ставангере седьмую ничью подряд. Причем, он справился с дебютными проблемами против Петра с легкостью, которую невозможно было себе представить. Если кто и мог продолжать борьбу, то это Симен. Но ему вполне устроила очередная ничья.

А вот Сергея Карякина ничья с Анишем Гири, несмотря на черные фигуры, похоже не устраивала. Еще накануне, проводя пальцем по таблице, показалось, что если кто из подуставших матадоров готов на финишный спурт, то это 23-летний москвич.

Оказалось, как в воду глядел... Эта титаническая схватка продолжалась 7 часов 45 минут и 131 ход. Причем после бурных событий в дебюте, из которого Карякин вышел с чуть худшей пешечной структурой, но с большей активностью, долгое время не происходило вообще ничего. Сергей нападал на пешки e3 и b2, Аниш без проблем их защищал, и когда казалось, что этим и ограничится, произошла “смена кадра”. У черных выправились пешки, но ладья попала в клетку, из которой не выбралась.

Ходу, эдак к 80-му, казалось, что Карякин стоит если не безнадежно, то плохо. У него по-прежнему не было качества, вопрос стоял только: прорвется Аниш или нет!И он, на свою беду, этот способ нашел: на 117-м ходу его ферзь победоносно вошел в лагерь соперника, но вместо того, чтобы завершить вираж, а потом подключить к атаке еще и ладью, он явно поторопился. Пропустил сперва вечный шах (казалось, что партия так и закончится), а потом совершил и непостижимый зевок – 131.Лc4??, после которого его король вдруг очутился в матовой сети. Гири тут же сдался.

Можно представить себе, что почувствовал в этот момент голландец. Примерно то же, что Каруана, в один ход подаривший победу Крамнику. Ну а Карякин? Обычно в таких случаях принято говорить: повезло как первому призеру. Чтобы превратить эту фигуру речи в реальность фавориту “Альпари” необходимо набрать в двух турах, в которых он сыграет с Крамником (белыми) и Каруаной (черными) не меньше очков, чем добудет Карлсен, которого ждут Свидлер (черными) и Агдестейн (черными).

В случае равенства очков в Ставангере предусмотрен дополнительный тай-брейк. Кто знает, может нам придется стать свидетелями еще одного мини-турнира?!

Евгений АТАРОВ

СТАВАНГЕР. 2-й супертурнир Norway Chess. 7-й тур. Гири (Голландия) – КАРЯКИН – 0-1, КРАМНИК – Аронян (Армения), Карлсен (Норвегия) – ГРИЩУК, СВИДЛЕР – Агдестейн (Норвегия), Каруана (Италия) – Топалов (Болгария) – ничьи. После 7-го тура. Карлсен, Крамник, Каруана, Карякин – 4, Грищук, Агдестейн – 3,5, Свидлер, Аронян, Гири, Топалов – 3.