13 июня 2014, 13:34
ШАХМАТЫ
Сергей Карякин, в затяжной партии восьмого тура одолев Владимира Крамника, вышел в лидеры супертурнира в Ставангере и готов повторить свой прошлогодний результат. Магнус Карлсен и Фабиано Каруана отстают от него на пол-очка.
После довольно вялого старта – поражение от Ароняна, чудесное спасение против Агдестейна, неприятная позиция против Грищука – невозможно было предположить, что всего за тур до финиша Norway Chess 24-летний москвич окажется лидером. Но почти такая же ситуация была и в турнире претендентов-2014 в Ханты-Мансийске, где после первого круга Карякин уверенно замыкал таблицу, после чего он едва не выиграл турнир! Чем ближе к финишу, чем меньше сил остается у его соперников, тем номинант финансовой компании "Альпари" становится опасней и жестче.
Если взглянуть на партии Сергея в Ставангере, бросается в глаза, как ему везет. Повезло с Агдестейном, когда норвежский ветеран не нашел ни одного из десятка примерно способов реализовать свое преимущество и подарил ему ничью. Повезло с Грищуком, когда Александр, достигнув явного перевеса по дебюту черными, решил, что дело сделано, и не добился даже ничьей. Безумно повезло с Гири – в неуемном желании победить Аниш, несколько раз по ходу партии упускавший свой шанс, на 131-м ходу переступил-таки грань дозволенного риска и проиграл в один ход.
Наконец, в партии отчетного тура Крамник так хотел у него выиграть черными, что в какой-то момент потерял чувство реальности и перегнул палку. А оказавшись на волосок от гибели в ладейном эндшпиле, не использовал всех возможностей.
Выходит, что в четырех партиях из восьми Карякин набирал на пол-очка, а где на очко больше того, что ему полагалось. Выходит какая-то мистика! Но вдумайтесь, не может же быть случайностью, когда одному и тому же игроку с таким постоянством "заходит карта", соперники раз за разом ошибаются, и вместо того, чтобы плестись в хвосте, он впереди на белом коне? Наверняка за этой патологической "везучестью" Сергея Александровича что-то стоит. Ну а стоит за ней вера в свои силы и в то, что партия заканчивается только в тот момент, когда часы остановлены. До того ни-ни – борись, сопротивляйся, пусть даже тебе самому тошно смотреть на позицию.
Так поступает, кстати, и Карлсен – он продолжает бороться в, казалось бы, совсем уж ничейных положениях. И что удивительно, добывает столь нужные ему победы... Но бывают и обидные осечки. Как, например, в партии с Петром Свидлером.
Петербуржец в ней явно что-то напутал по дебюту. Несмотря на белый цвет, уже к 12-му ходу он потерял связь с позицией и позволил черным сколь эффектной, столь и стандартной жертвой пешки перехватить инициативу и вплотную подобраться к своему королю. Его фигуры были точно сеятелем как попало разбросаны по доске: ферзь на a3, конь на h4, пешки же мертвой массой толпились в центре, перекрывая коммуникации. У Карлсена, напротив, все стояло где нужно и было в полной боевой готовности: ферзь, оба коня, ладьи... К 23-му ходу казалось, что уже все кончено, и эмоциональный Свидлер просто не станет дожидаться неизбежной экзекуции.
И тут вдруг Магнус, который до этого действовал с точностью автомата, внезапно стал бить мимо цели. Элементарное 24...К:f2+ c дальнейшим проникновением ладьей в лагерь белых сразу ставило точку. Можно было обойтись без жертв, но норвежец то ли расслабился от близости цели, то ли решил сыграть на публику, но его выбор (24...Л:f4) оказался на редкость неудачным. Причем внезапная смена декораций – у белых все равно не было ни единого шанса на перехват, только надежда на вечный шах – настолько выбила его из колеи, что он не стал забирать вражескую ладью на g7, когда Петр нанес свой единственный, но достаточный контрудар в партии.
Когда ураган разменов и взаимных жертв утих, выяснилось, что позиция Карлсена чуть ли не плоха, но Свидлер, напереживавшийся в этой партии на полгода вперед, не хотел уже ничего, кроме ничьей, – и форсировал вечный шах.
Можно представить себе разочарование норвежца! Находиться буквально в одном ходе от красивой победы и, скорей всего, победы в турнире (в последнем туре ему играть белыми с Агдестейном), из-за секундного затмения оказаться ни с чем.
Очередное разочарование в Ставангере постигло и Ароняна. Казалось бы, Левон в партии с Каруаной получил все, о чем только можно мечтать: лишнюю пешку, атаку на короля... Играй не хочу, но стоило ему на секундочку потерять бдительность, как верткий Фабиано тут же выдумал контригру и спас свое казавшееся безнадежным положение. Белым от греха подальше пришлось делать ничью вечным шахом.
Похоже, после этого турнира Ароняну надо всерьез задуматься: было ли все, что с ним происходило в Norway Chess или еще раньше, в турнире претендентов, просто случайностью, обычным сюрплясом формы в сильной кампании или чем-то иным? В конце концов, у Левона никто не отнимал его второй строчки в мировом рейтинге, но вдобавок к пунктам Эло хочется видеть еще и игру уровня Вейк-ан-Зее и Цюриха, где армянский гроссмейстер был настоящим терминатором. Пауза затянулась.
Что ж, остался последний тур, который должен определить победителя. Варианта только три – Карякин, Каруана или Карлсен. Кого из "кар" предпочитаете? А если на вершине окажутся сразу двое, нас ждет еще и тай-брейк из двух блиц-партий.
СТАВАНГЕР. 2-й супертурнир Norway Chess. 8-й тур. КАРЯКИН – КРАМНИК – 1-0, Агдестейн (Норвегия) – Топалов (Болгария) – 0-1, СВИДЛЕР – Карлсен (Норвегия), Аронян (Армения) – Каруана (Италия), ГРИЩУК – Гири (Голландия) – ничьи. После 8-го тура: Карякин – 5, Карлсен, Каруана – 4,5, Грищук, Крамник, Топалов – 4, Аронян, Свидлер, Гири, Агдестейн – 3,5.