Статьи

20 мая 2015, 23:55

Богатые обогатились

Владимир Барский
Корреспондент
О шестом туре Гран-при ФИДЕ рассказывает Владимир Барский

В день шестого тура свой День рождения отмечала директор Югорской шахматной академии Галина Ковалева. Меньше чем за пять лет Академия стала родным домом для шахматистов всего мира. Начиналось все с Конгресса ФИДЕ 2010 года, а потом в этих стенах прошли Кубок мира, чемпионат мира среди женщин, турнир претендентов, чемпионаты мира по рапиду и блицу, Кубки России по классическим и быстрым шахматам, не говоря уже о сотнях окружных и городских соревнований. В этом здании с уникальным дизайном работает детская шахматная школа, есть суперсовременный компьютерный класс и отличная библиотека. Коллектив Академии радушно принимает любителей шахмат от мала до велика и проводит огромную работу по пропаганде нашей игры.

Поздравить Галину Ковалеву приехал олимпийский чемпион, директор Департамента физкультуры и спорта ХМАО-Югры Евгений Редькин. Работники пресс-центра Гран-при ФИДЕ присоединяются к поздравлениям: желаем Галине Николаевне доброго здоровья, неиссякаемой энергии, счастья и благополучия!

А теперь переходим к рассказу о событиях шестого тура, в котором лидеры упрочили свои позиции: "богатые" стали богаче, а "бедные" – беднее.

Е. Томашевский – Х. Накамура, ничья

После семичасовой борьбы в предыдущей партии с неблагоприятным исходом Евгений Томашевский, играя белыми, решил получить позицию покрепче, дабы избежать чрезмерного риска. Хикару Накамура, со своей стороны, пришел к благоразумному выводу, что с лидером серии Гран-при применять староиндийскую защиту не рекомендуется, и не стал фианкеттировать своего королевского слона. В итоге на доске возникло каталонское начало, которое устраивало обоих: белые могли немного "подавить", не опасаясь пропустить какой-нибудь "хук слева", а черных вполне удовлетворяла позиция с большим запасом прочности.

Евгений применил достаточно редкий порядок ходов: на эту тему в Мегабазе хранится всего несколько партий. Хикару избрал в ответ не самый амбициозный, однако вполне здравый план. Он вызвал дальнейшие упрощение, соглашаясь на несколько худшую позицию, в которой разноцветные слоны играли роль своеобразной "подушки безопасности".

"Если белым удастся перевести слона на с3, то у них будет небольшой, но устойчивый перевес, – объяснял на пресс-конференции Томашевский. – Позиция выглядит неприятной для черных, но у белых нет активного плана. Например, надвигать пешки на королевском фланге довольно рискованно".

Накамура не позволил сопернику спокойно перегруппировать свои силы, вовремя начав контригру на ферзевом фланге. Гроссмейстеры разменяли ферзей и на 30-м ходу согласились на ничью, не дожидаясь, пока дойдет очередь до ладей.

М. Вашье-Лаграв – С. Карякин, 0:1

Максим Вашье-Лаграв проиграл уже третью партию подряд, а Сергей Карякин одержал вторую победу и продолжил гонку за лидером. Молодой французский гроссмейстер – очень принципиальный, бескомпромиссный шахматист; в таком отношении к жизни есть и свои плюсы, и свои минусы. Конечно, Максим прекрасно понимал, что в его игре что-то разладилось, ведь за последний месяц он потерял уже 26 пунктов Эло и в "живом" рейтинг-листе откатился с 12 места в мире на 27-е. Тем не менее, имея белые фигуры, он не стал "сушить" игру, а вышел на большую борьбу в одном из самых сложных вариантов анти-Берлина.

Французский гроссмейстер применил новинку – 12.а3. По словам Карякина, он не мог вспомнить, изучал ли когда-нибудь этот ход: "Если и анализировал, то очень давно". Вашье-Лаграв действовал очень агрессивно, смело толкая вперед свои пешки в центре и на королевском фланге. Карякин признался, что на 19-м ходу чуть не попался в ловушку: "Издалека я намечал 19…Nf4, но вовремя заметил 20.Nd6! Поэтому пришлось пойти 19…b5".

А буквально через пару ходов француз потерял нить игры: его 21-й ход оказался неудачным. "Может быть, позиция после 21.Rc1 была у меня в анализе, но я точно не помню. В этот момент уже не знал, что делать!" – сокрушался Вашье-Лаграв. Он сделал ставку на прорыв 28.е6, но после непредусмотренного им ответа 28…f6 оказалось, что у белых нет ни пешки, ни атаки.

Вскоре Карякин довел свою проходную до с2 и принялся уничтожать слабые пешки соперника. На 38-м ходу белые признали свое поражение.

Б. Джобава – Д. Яковенко, ничья

Баадур Джобава славится своей самобытной трактовкой дебюта; вот и сегодня участники турнира, подходя к столику грузинского гроссмейстера, с удивлением взирали на доску и невольно начинали улыбаться. Было отчего: Джобава начал игру ходом 1.b3, а на четвертом ходу поставил пешку на h3.

"Этот вариант я подготовил специально для Гран-при, – пояснил Баадур на пресс-конференции. – Он не такой глупый, как может показаться на первый взгляд!" На доске возникла острая позиция с разносторонними рокировками; белые создали опасную батарею "слон + ферзь" по большой диагонали, а черные вскрыли линию "а" и приготовились начать контратаку. Джобава не стал игнорировать угрозы соперника и предложил размен ферзей. Впрочем, возникшее окончание также оставалось очень напряженным и обоюдоострым.

"Я был доволен своей позицией после 22…Nb5, поскольку у черных появилась контригра на ферзевом фланге, но не хватило темпов, чтобы она переросла во что-то серьезное, – поделился своими мыслями Дмитрий Яковенко. – У меня было недостаточно времени, чтобы рассчитать все возникающие сложные варианты".

Джобава ловко поддерживал напряжение и, воспользовавшись неточностью соперника, перехватил инициативу. Впрочем, оценка позиции не отклонилась далеко от равенства даже после того, как Яковенко, по его признанию, попустил одноходовый зевок – к счастью для него, только в уме при расчете вариантов, а не на доске. Дмитрий собрался, аккуратно посчитал варианты и с помощью жертвы качества форсировал размен всех пешек. Ничья на 46-м ходу.

Б. Гельфанд – Л. Домингес

Борис Гельфанд предложил Леньеру Домингесу продолжить спор в том же варианте, который кубинский гроссмейстер накануне отстаивал в поединке с Анишем Гири. Домингес вызов принял, но ходу немного изменил свою расстановку. Критическая позиция возникла на 16-м ходу. Как рассказал Гельфанд, изначально он собирался пойти 16.Bg5, чтобы ослабить черные поля в лагере соперника, но отказался от этого хода из-за 16…Nxe5! 17.Rxe5 f6 с большими осложнениями. "Тут масса возможностей, позиция черных выглядит опасной, но я не нашел, как ее пробивать" (Б. Гельфанд).

Домингес нашел очень сильную идею 18…b5! – пожертвовав пешку, решил проблему развития своего ферзевого фланга и получил отличную компенсацию за небольшой материальный урон. Через несколько ходов Гельфанд разменял ферзя на две ладьи и считал свою позицию очень перспективной. "Если бы я успел перевести слона на f1, то моя позиция была бы просто выигранной. Но белым не хватает для этого темпов. А потом я полностью потерял контроль над ситуацией в ужасном цейтноте".

Домингес создал опасные угрозы на королевском фланге и вызвал ослабление большой белой диагонали. Ход 37…Qc8!, который указал Леньер на пресс-конференции, давал черным решающее преимущество. "Но в этот момент я заметил, что у меня осталось всего 10 секунд на 4 хода, и сделал первые попавшиеся ходы" (Л. Домингес). В результате он разменял своего грозного белопольного слона, и хотя положение белых по-прежнему выглядело крайне опасным, Гельфанд после прохождения контроля нашел узкую тропинку к ничьей.

П. Свидлер – А. Гири, 1:0

"Я применил сравнительно новую линию, но Аниш был к ней отлично готов, он избрал, наверное, самое принципиальное возражение", – рассказал Петр Свидлер. Многократный чемпион России высказал мнение, что ходом 15…а6 черные практически уравнивали борьбу, однако его молодой соперник не захотел получать отсталую пешку на с6 и предпочел позицию с изолятором. "Уверен, что она была абсолютно нормальной для черных, но белыми тут легче играть. Я не видел, какой план мне проводить", – признался Аниш Гири.

В дальнейшей маневренной борьбе белые "переходили" соперника и на 34-м ходу могли нанести удар на е6, добиваясь огромного перевеса. "Конечно, я обязан был его найти, ведь у меня оставалось еще 10 минут на 6 ходов, но я обнаружил его только после контроля. Хотя вообще-то я думал, что и продолжение в партии выигрывает, однако зевнул ход 37…b5" (П. Свидлер).

После этого позиция упростилась не к выгоде белых – их лишняя пешка оказалась надежно заблокированной, и единственный шанс на победу заключался в пешечных подрывах на королевском фланге. Свидлер, не мешкая, их осуществил, а Гири вынудил размен ферзей, после чего возникло ладейное окончание с двумя белыми пешками против одной черной.

"Я думал, что это битая ничья, а когда понял, что у черных еще есть проблемы, то растерялся – резюмировал Гири. – Это одна из худших партий, которые я когда-либо играл". Однако не будем умалять заслуги Свидлера, который умело выискивал свои шансы и тонко провел ладейное окончание, оказавшееся далеко не таким простым, как выглядело на первый взгляд.

А. Грищук – Ф. Каруана

"Я применил новый ход в дебюте, но после первого же ответа черных не знал, что делать, и начал бороться за равенство", – не скрывал своей досады Александр Грищук. Его соперник высказал мнение, что ошибочным оказался ход 11.Bg3, а вместо этого белым следовало поставить слона на е5. Впрочем, это уже детали, а факт остается фактом: белые не уравняли по дебюту.

"Мне не хватило темпа, чтобы на 13-м ходу побить на d4 пешкой. Поэтому я побил ферзем и начал бороться за равенство" (А. Грищук). До поры до времени он успешно справлялся с этой задачей, обороняя худшую позицию. После прохождения первого контроля Александр избрал сомнительный план, да еще и угодил в жуткий цейтнот – у него оставалось 46 секунд на 7 ходов. Время он не просрочил, но мог проиграть форсированно, найди Каруана правильное решение на 60-м ходу. Однако на первый раз итальянец "простил" Грищука.

Впрочем, позиция белых и после этого оставалась неприятной, а российский гроссмейстер вновь попал в цейтнот. Ничья была уже близка, но когда заканчивался седьмой час игры, Александр ошибся и не сумел удержать на последнем рубеже неприятельскую пешку – она прорвалась в ферзи.

* * *

Положение после 6 тура: 1. Ф. Каруана – 4,5, 2-3. С. Карякин, П. Свидлер – по 4, 4. Л. Домингес – 3,5, 5-7. Б. Гельфанд, Х. Накамура, Д. Яковенко – по 3, 8-10. А. Грищук, Б. Джобава, Е. Томашевский – по 2,5, 11. А. Гири – 2, 12. М. Вашье-Лаграв – 1,5.

Фото - Владимир БАРСКИЙ