Статьи

11 апреля 2017, 00:20

Анатолий Карпов: «В СИЗО к Каспарову милиция меня не пустила»

Игорь Рабинер
Обозреватель
Откровенное интервью обозревателю "СЭ" дал легендарный советский и российский шахматист, 12-й чемпион мира.

Игорь РАБИНЕР

Мы беседовали в депутатском кабинете Анатолия Карпова в Госдуме, где он работает в комитете по международным делам. Дело было после блиц-турнира на Кубок ГК "Регион", который патронировал великий шахматист. Когда разговор закончился, подошли к огромной карте Тюменской области, которую он в Думе представляет.

"Скоро организуем по интернету шахматный матч между малолетними преступниками из Тюменской области и Швейцарии", – поразил Карпов, показывая на карте, трудные подростки из каких городов будут в нем участвовать. Я попытался представить. Воображение подводило. Но что только не под силу человеку, с которым когда-то считали за честь пообщаться советские – и не только – вожди. Не думаю, например, что в каком-то другом уголке России можно найти больше тех 250 школ из Тюменской области, где благодаря Карпову шахматы преподают как обязательную или дополнительную дисциплину.

Человеком он оказался очень общительным, доброжелательным и совершенно не заносчивым. Ну а об остроте его памяти и говорить излишне. Несмотря на то, что каждые несколько минут его отвлекали каким-нибудь важным звонком, Карпов неизменно возвращался к тому месту в разговоре, на котором остановились, и продолжал свой увлекательный рассказ. В итоге проговорили два часа – и я все равно чувствовал, что этого разговора изрядно не "доел". Несмотря даже на то, что искренне признался своему собеседнику: в 80-е, будучи типичным подростком бунтарского типа, в их великом противостоянии с Гарри Каспаровым болел за последнего...

Гарри КАСПАРОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"
Гарри КАСПАРОВ. Фото Алексей ИВАНОВ, "СЭ"

В КАМЕРУ КАСПАРОВА НАМ НАДО БЫЛО ПОСТАВИТЬ ДОСКУ С ЧАСАМИ

– На меня большое впечатление произвела история, как вы в середине 2000-х пришли в СИЗО к Каспарову, куда его посадили на пять суток за организацию "Марша несогласных". Что заставило вас это сделать, и как милиция могла вас, Карпова, туда не пустить? – спрашиваю Карпова.

– Не пустили, потому что на время моего прихода Москва осталась без милицейских генералов. Наказание Каспарова мне казалось чрезмерно жестким. Я шел убедиться, что у Каспарова там хотя бы по условиям все нормально.

– Он был удивлен?

– Да. Но узнал об этом я уже после, поскольку меня к нему не пустили. Просто глупость! Надо было, наоборот, запустить – да еще и доску с часами поставить. Представляете, шахматная встреча двух чемпионов мира в камере? Это на телеэкранах всего мира показали бы!

Мы пришли туда с Владимиром Рыжковым, он тогда был действующим депутатом, а я – нет. Его тоже не пустили в камеру к Каспарову, но позволили зайти, по крайней мере, в административное здание на Петровке. А мне сказали: "Депутата мы не пропустить не можем, а вы, извините, не имеете права". Хотя смешно – я в этом здании если не сотни, то десятки раз бывал. В мое время там почти в каждом кабинете имелись и шахматы, и часы. А тут совершенно неожиданно – такие препоны.

Дальше ко мне вышел какой-то полковник. Сказал, что обеспечить встречу не в его полномочиях, и будут решать. Минут через 20 - 25 он же выходит вместе с Рыжковым: "Пытались связаться с руководством, но не смогли". Поэтому и говорю, что по крайней мере на 20 минут Москва осталась без генералов. Он сжалился: "Что вам здесь стоять? Пройдите в комнату ожидания". Мы с Рыжковым прошли. Там была Клара Шагеновна, мама Каспарова. Немного с ней пообщались...

– После чего, как сказал Каспаров в интервью, он "сильно смягчил все оценки в книге, которую тогда писал".

– Буквально через 10 - 15 минут пришел тот же самый полковник и сказал: "Знаете, не удается найти начальство. Если хотите – ожидайте еще". Но я понял, что даже если просижу там до вечера, то генералов в Москве все еще не будет. И решил не лишать столицу милицейского генералитета (смеется).

– Вы же и на "Эхо Москвы" с Каспаровым спустя несколько дней вместе пошли. Был у вас с ним откровенный разговор?

– А мы и до этого общались, и достаточно много. Играли же за одну команду на шахматной Олимпиаде. Какого-то одного разговора не было, но контакта было достаточно.

– Когда в США приезжаете – с Каспаровым, который теперь там живет, не видитесь?

– Я был у него в апартаментах в Нью-Йорке, они замечательные. Сейчас в Америке бываю мало, у меня больше дел в европейском офисе ООН. Встречаемся редко, потому что и он, и я на шахматные мероприятия выезжаем нечасто. Последний раз виделись в Норвегии на шахматной Олимпиаде (2014 года. – Прим. "СЭ").

– Вам жалко с творческой точки зрения, что он ушел из шахмат в политику?

– Вообще, он рано оставил шахматы. Хотя недавно сыграл в одном турнире – и неплохо, даже хорошо. Но у Каспарова такой энергетический стиль, что, видимо, он понял, что ему уже не хватает энергии играть в шахматы на высшем уровне. А уровень ниже его не устраивал. Поэтому он шахматы и покинул.

Последний чемпионат России, который Гарри при большом везении выиграл (в 2004 году. – Прим. "СЭ"), потребовал у него массу сил. По крайней мере, борьба была очень острая, и помню, что Цешковский ему проиграл в совершенно выигранной позиции. Так что его выбор, может, оказался и вынужденным.

Хуан Антонио САМАРНЧ. Фото "СЭ"
Хуан Антонио САМАРНЧ. Фото "СЭ"

ПРИ САМАРАНЧЕ УЖЕ ПОЧТИ ДОГОВОРИЛИСЬ О ШАХМАТАХ НА ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ

– Давно заметил, что непримиримые соперники с годами начинают друг к другу тянуться – быть может, осознав величие соперничества. Так в футболе произошло между Константином Бесковым и Валерием Лобановским. Возникло ли у вас с Каспаровым такое ощущение, и с ним ли связано потепление в отношениях?

– У нас и в самые тяжелые времена было понимание общих задач. Иначе мы бы не играли в одной команде на шахматной Олимпиаде. Мы могли преодолеть или на время отставить наше противостояние борьбы за шахматную корону и вместе добиваться командного успеха.

А в последнее время – причем даже до того, как я пытался посетить его в СИЗО, – у нас было и остается одинаковое понимание того, что в шахматах делать можно, а что – нельзя. Вообще, это мы виноваты в том, что в шахматном мире возникла такая ситуация. Потому что чемпионы мира всегда были гарантами качества. И били по рукам всех, кто пытался влезть в профессиональные шахматы и нарушить систему проведения мировых первенств. Испокон веков чемпионы мира занимали такие позиции!

Чемпионы мира не узурпировали власть, чтобы переделывать какие-то правила в свою пользу. Особняком стояло противостояние Алехина с Капабланкой. Капабланка ставил серьезные финансовые барьеры к матчу, но Алехин их преодолел и стал чемпионом мира. После чего выставил Капабланке такие же барьеры, и матч-реванш не состоялся.

По инициативе Ботвинника, когда он стал чемпионом мира, система была выстроена четко и ясно. Мы стояли на ее страже, развивали и улучшали. К нашему матчу с Корчным в 1978 году свод правил к матчу на первенство мира едва умещался в сто страниц. Там было прописано все – обязательства участников, организаторов, условия. А затем из-за моего противостояния с Каспаровым сначала Кампоманес (бывший президент ФИДЕ. – Прим. "СЭ") влез с изменениями, правда, финансово-косметическими. А потом Илюмжинов влез уже по полной программе. Только из-за того, что, во-первых, у нас просто не было времени этим заняться. Да и воспользовались нашими разногласиями, отсутствием единой позиции. Потом уже она появилась. Сейчас у нас с Каспаровым одинаковое понимание. В шахматах, конечно. В остальном-то мы абсолютно различные.

– И в чем ваше одинаковое понимание ситуации в шахматах состоит?

– Мы понимаем, что случайные чемпионы никому не нужны. Если относительно слабенький человек прорывается к титулу чемпиона мира, то урон наносится всему шахматному движению. Потому что на неизвестные имена невозможно найти деньги и спонсоров.

Не хочу сказать, что Рустам Касымджанов (чемпион мира по версии ФИДЕ 2004 года. – Прим. "СЭ") – совсем плохой шахматист. Но он не должен был, став чемпионом мира, позволять себе залезть в открытый турнир в Германии и оказаться на 45-м месте. Не уверен в себе – не выходи на старт. И какие деньги можно собрать на матч Касымджанова со следующим претендентом, если ты – 45-й в мире?

– Вхождение шахмат в программу зимней Олимпиады все еще возможно?

– При Хуане Антонио Самаранче это уже было почти гарантировано. И если бы Илюмжинов поторопился, мы бы, наверное, успели. Зимние Игры не перенасыщены так, как летние, в которых сейчас, насколько знаю, участвует 6 с лишним тысяч спортсменов. В зимних – чуть более тысячи, туда легко вписаться.

Но при Жаке Рогге эта идея была убита. Если бы не Россия, Рогге никогда не стал бы президентом МОК – но, став им, не выполнил и половины обещаний, которые нашей стране давал. Рогге, считаю, многое сделал против российского спорта. При Томасе Бахе ситуация получше, но шансов все равно намного меньше, чем было при Самаранче.

Сергей КАРЯКИН и Магнус КАРЛСЕН. Фото AFP
Сергей КАРЯКИН и Магнус КАРЛСЕН. Фото AFP

СЧИТАЛ, ЧТО КАРЯКИН УЖЕ ВЫИГРЫВАЕТ МАТЧ У КАРЛСЕНА

– Почему вокруг матча Карлсен – Карякин был ажиотаж, не сопоставимый ни с чем как раз с ваших с Каспаровым времен?

– Он больше обычного был у нас, потому что мы соскучились. Потому что давно не участвовали в матчах за корону, даже когда они проводились в России. А когда Крамник играл с Анандом, как раз пошел спад интереса из-за реформирования системы чемпионатов мира. С середины 90-х годов ФИДЕ нанесла развитию шахмат огромнейший урон. Например, введя идиотскую олимпийскую систему для определения звания чемпиона мира.

Мы сразу начали говорить: давайте проводить Кубок мира по олимпийской системе, с ним делайте что хотите. Но чемпион мира – это исторически самое почетное и важное звание в шахматном мире, его нельзя разыгрывать в лотерею! Чехарда была такая, что не то что любители шахмат – даже я не всегда помнил, кто сейчас чемпион мира!

– Карякин считает, что Карлсен сильнее Каспарова в его лучшие годы. Согласны?

– Не думаю. Не знаю, достиг Карлсен пика или нет, но мне кажется, что Магнус пока не достиг того уровня, на котором играли мы с Каспаровым.

– Многие воспринимают недавний матч Карлсен – Карякин как новый виток вашего противостояния с Каспаровым. Ведь вы оказывали определенную помощь россиянину, а Гарри – норвежцу. Согласны с такой трактовкой?

– Отчасти. Когда-то Каспаров с Магнусом работали вместе, но думаю, что сейчас он уже не так нуждался в его помощи. И у Сергея свои взгляды на подготовку. Другое дело, что мы с ним встречаемся и играем – пока я еще нахожусь на таком уровне, чтобы оказывать сопротивление. Хотя он работает над шахматами каждый день, а я – только от нашей встречи к встрече. Раньше виделись где-то раз в месяц, теперь – раз в два-три.

– Бывает, что обыгрываете его?

– Конечно, бывает. Иначе ему было бы неинтересно, и мы бы не встречались (улыбается). Еще не так давно мы играли в блиц практически на равных. Кстати, он молодец, что вскоре после матча с Карлсеном собрался и выиграл чемпионат мира по блицу. Я этого не ожидал. Думал, что он в этом виде один из лучших, но не лучший.

– Допускаете, что Карякин упустил шанс, который может стать для него единственным, и он окажется Корчным нового поколения?

– Шанс был, конечно, потрясающий. Я вообще считал, что он уже выигрывает матч. Во-первых, Карлсен играл не очень уверенно. В двух партиях, 4-й и 5-й, он имел выигрыш, в одной из них – форсированный. Но не воспользовался этим и, видимо, расстроился. В этот момент Сергей перехватил инициативу. И как не увидел вечный шах в 10-й партии – если честно, не понимаю.

– Это похоже на то, как вы в Севилье в 1987-м в последней партии не увидели выигрышного хода, и благодаря этому Каспаров сохранил титул? И в чем природа этих ошибок?

– У меня был сильный цейтнот. И страшная усталость. Это же была 24-я партия. При том что на доигрывание 23-й я потратил столько сил! Был длительный анализ, я почти не спал. Произошло серьезное истощение. У них же этого быть не могло, поскольку матч намного короче.

Наверное, Карякин просто на какой-то момент потерял концентрацию. Хотя, если бы чуть задумался – то, наверное, увидел бы этот вечный шах. Потому что Карлсен ему практически подсказал, что ничейный вариант есть. В какой-то момент Магнус задумался минут на 40, что для него очень долго. И не нашел ничего лучшего, чем сделать естественный ход. Тут Карякин должен был сообразить – зачем чемпиону думать 40 минут над естественным ходом и сделать его? Значит, что-то есть. А он очень быстро отреагировал. И...

– Карякин в редакции "СЭ" сказал, что перед его отъездом в Нью-Йорк вы дали ему советы, которые помогли. Какие?

– Зачем я буду их раскрывать? (улыбается) Он ведь надеется еще выйти на Карслена. Кстати, задача непростая. Думаю, и для него, и для любого из пяти-шести примерно равных шахматистов выйти на чемпиона примерно так же тяжело, как обыграть его.

Бобби ФИШЕР. Фото REUTERS
Бобби ФИШЕР. Фото REUTERS

ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ФИШЕРОМ НА МЕНЯ ОТКРЫЛИ ДОСЬЕ В КГБ

– Читал, что благодаря вашему содействию Виктору Корчному в 1975 году открыли выезд за границу, после того как он год был невыездным. Не перепало ли вам потом от КГБ, когда он в Голландии попросил политическое убежище?

– Он потом объяснял, что Карпова не подвел, поскольку остался в ходе не первой поездки, когда я за него поручился, а второй (смеется). Но приятных минут было мало. Тем более что у меня на тот момент возникли свои проблемы.

– Какие?

– Я несанкционированно для нашего руководства, через Кампоманеса, встретился с Фишером, мы попытались договориться об организации матча. И так получилось, что наша встреча и решение Корчного случились одновременно. Причем, похоже, вплоть до минут. Потому что я пообщался с Фишером в семь вечера в Токио, а Корчной в 10 утра попросил политическое убежище в Амстердаме. Так что ко мне появились более важные вопросы, чем бегство Корчного.

– На Лубянку вызывали?

– Не вызывали, но досье открывали.

– А почему с Фишером не договорились?

– Думаю, он внутренне не был настроен и готов играть.

– Он нормально с вами общался – учитывая, что был идейным антикоммунистом?

– Абсолютно нормально. Мы говорили по-английски. Я сразу понял, что с ним две темы нельзя затрагивать – большевики и евреи. Все остальное – нормально.

– К XXI веку он совсем обезумел, если вслух хвалил "Аль-Каиду" за разрушение "башен-близнецов"?

– Он говорил, что американцы заслужили это. Помню, что Фишер написал статью на восемь-девять страниц, после того как его в Пасадене полиция арестовала и продержала в участке целые сутки. Им было чихать, что перед ними великий чемпион. Ему это ужасно не понравилось, и он разразился об этом статьей.

– Правду ли рассказывал президент Шахматной федерации России Андрей Филатов, что, когда Фишера за матч со Спасским в Югославии во время санкций против этой страны спустя время посадили в тюрьму в Японии, Спасский предложил посадить себя с ним в одну камеру? А Фишер на это отреагировал так: "Не надо мне Бориса. Лучше пришлите Александру Костенюк"?

– Честно, не знаю. Сначала Фишер жил в Венгрии, потом его забросило в Японию. Насколько знаю, японские власти перепутали его с каким-то рецидивистом. Американцы сами были не рады, что японцы Фишера задержали. Потому что это как горящий уголь – не знаешь, что с ним делать, и есть риск сильно опалиться (улыбается).

– Но Спасский действительно был готов сесть с ним в одну камеру?

– Спасский к Фишеру очень хорошо относился. И это было взаимно. Так что, вполне возможно, Борис Васильевич такие заявления делал.

– Если бы Фишер вернулся в шахматы позже, в 80-е годы, он мог бы выиграть корону? Или невозможно сохранить силу, долгое время ни с кем не играя?

– Кто знает? Фишер силен был. Шансы бы у него были.

– Виделись с ним в последние годы его жизни?

– Нет. Но как-то был в Будапеште, и в последний момент, перед самолетом, меня затащили в турецкие бани. Плавал, потом сел на ступеньки бассейна, разговаривал с приятелем. Тут какой-то венгр проплывает мимо. Узнал, поприветствовал. Говорит: "Вы сидите на интересном месте. Вы здесь еще час будете?" – "Нет, минут через 15 - 20 надо уходить". – "Через час встретились бы с Фишером. Он в это время сюда приходит". Но не довелось.

Игорь РАБИНЕР и Анатолий КАРПОВ.
Игорь РАБИНЕР и Анатолий КАРПОВ.

ДОГОВОР С КОРЧНЫМ: ОН МЕНЯ НЕ ОБКУРИВАЕТ, Я НЕ ЗАХОЖУ К НЕМУ ЗА СПИНУ

– Знаменитая фраза из "12 стульев": "Ласкер дошел до пошлых вещей – он обкуривает своих противников сигарами", говорят, была правдой. А вы с этой проблемой сталкивались?

– В 70-е годы в международных соревнованиях было разрешено курить. У нас была странная система: в трехлетнем цикле два чемпионата страны мы играли с запретом на курение и один – с разрешением. Потому что это первенство было отборочным в системе чемпионата мира и игралось по международным правилам. С нашими пожарными очень тяжело было решать вопросы – но как-то решали.

Самым большим курильщиком был Таль, он мог выкуривать до двух пачек в день. На втором месте – Корчной. Но с ним мы легко договорились. Корчному не нравилось, когда к нему заходили за спину во время игры. Я тоже не очень это любил, но относился спокойно и не сильно высказывал протесты. А Виктору Львовичу не нравилось активно. Мне же не нравилось, когда меня обкуривали, потому что я никогда в жизни не курил и даже не пробовал. Так вот, даже когда у нас с Корчным были тяжелейшие отношения, мы ударили по рукам: я не захожу к нему за спину во время партии, а он уходит курить в свою комнату. И эта договоренность всегда соблюдалась.

– У Корчного к старости прошла вражда по отношению к вам?

– Конечно, если он за мою южноуральскую команду три года играл. А еще мы однажды устроили дружеский матч в Казани. В преддверии юбилея города организовали встречу сборных Европы и Татарстана. Я стал капитаном сборной континента, и Корчной был в нее включен. Но замешкался, в последний момент пошел получать визу – а ему не дают.

– Так и не приехал?

– Пришел в консульство и говорит: "Меня Карпов пригласил, а вы мне визу не даете". Со мной связались, я послал в посольство письмо, и тогда сразу разрешили. В тот же день Корчной успел на самолет. Наши отношения с ним нормализовались, как только ушла острота соперничества за корону. Когда-то в Ленинграде мы были приятелями. Мы уже упомянули тот факт, что я выступал гарантом его выезда, снимал те штрафные санкции, которые федерация и Госкомспорт против него приняли. Время все сгладило.

– Говорят, вас пытались отравить на матче против Корчного в Багио. Каким образом?

– Это не было таким уж серьезным сюжетом. Все-таки мы предпринимали все меры предосторожности. У нас был свой повар, и закупали мы продукты всегда в разных местах, чтобы нельзя было просчитать. Но подсыпать что-то могли. К счастью, не удалось.

– К Спасскому заехали на 80-летие поздравить?

– Да.

– Правда, что он живет в маленькой однушке на Рязанском проспекте?

– Он сам устроил все эти переезды. У него здесь была квартира побольше. Они ее продали, уехали в Рыбинск, там пожили, сейчас вернулись.

– Правда, что Спасский был открытым диссидентом, живя в СССР?

– Диссидентом он стал, потому что познакомился со своей будущей женой Мариной, сотрудницей французского посольства в Москве, дочкой полковника царской армии из Ревеля. Их отношениям препятствовали... Вообще, Спасский на многое жалуется, но значительная часть его проблем возникала от лености.

– То есть?

– В Союзе была система планового хозяйства. И были требования, чтобы где-то в ноябре все ведущие шахматисты, тем более чемпион мира, представляли планы участия в соревнованиях и тренировочных сборах на следующий год. Они утверждались в Госкомспорте и шахматной федерации. Спасский никогда этого не делал. Потом его припекало, и он прибегал: вот, вы мне не организуете сборы. Ему говорят: "Вы же план нам не представили – когда нужно, где".

Я вот никого никогда ни из каких турниров не выбивал. В отличие от того же Спасского, который в 1970 году выбил меня из турнира в Голландии. Мне его обещали, когда я стал чемпионом мира среди юношей. Спасский в последний момент сообразил, что ему там надо сыграть. А когда его туда все-таки включили, заявил, что на него надвигается гроза в лице Бобби Фишера, и ему нечего ехать в Голландию с молодым шахматистом Карповым, а нужны его спарринг-партнеры – Геллер и Полугаевский. И меня в одну минуту из этого турнира вышибли. Надо же вовремя все делать, а не создавать себе неправильный имидж!

– Кто для вас самые светлые и самые тяжелые люди из числа чемпионов мира?

– Из чемпионов не так просто самых светлых найти. Из тех, кого я знал, назову Макса Эйве. Он был очень коммуникабельным еще до того, как стал президентом ФИДЕ, и на высоком посту таким остался.

В свое время время Спасский был совершенно нормальным. Пока с Фишером не сыграл. Почему? Я не анализировал развитие личности Спасского. Но, поскольку много с ним пересекался, знаю, что изменения произошли серьезные. Тяжелые... Это ясно – Ботвинник, Фишер, Каспаров.

Михаил БОТВИННИК. Фото Анатолий БОЧИНИН
Михаил БОТВИННИК. Фото Анатолий БОЧИНИН

БОТВИННИК НЕ УВИДЕЛ МОЕГО ГЛАВНОГО КАЧЕСТВА

– В детстве вы занимались в школе Ботвинника, но, когда вам было 12 лет, мэтр сказал: "Очень жаль, но из Толи ничего не получится". Когда стали чемпионом мира, не возникло желания сказать: "Михаил Моисеевич, вот видите, как получилось?"

– Он сам к тому времени уже изменил мнение. Когда спустя восемь лет, в 1971-м, я выиграл очень сильный турнир памяти Алехина в Москве, Ботвинник сказал: "Запомните этот день. Появилась новая великая звезда на шахматном небосклоне".

А дело было в том, что, когда я попал в школу Ботвинника, то был самым юным, и у других ребят теоретические знания были гораздо глубже, чем у меня. В таком возрасте даже год разницы много значит, а, например, Саша Дубинский был старше меня на семь лет.

Но Ботвинник не увидел другого. Того, что у меня есть особое качество – упорство в защите. Это выявляется, уже когда начинаешь работать, а незнание теории – на виду. И когда Ботвинник увидел, что приехал вроде бы и талантливый мальчик, но теорию он не знает, тогда об этом и сказал. Странно, что он не проанализировал: если я играю почти на одном уровне с ребятами старше, то у меня есть какие-то достоинства.

– Вас эта оценка ранила?

– Не могу сказать, что особенно. Я тогда вообще не знал, буду ли играть – не говоря уже о том, что буду чемпионом. Трагедии не было. Мне просто нравилось играть в шахматы – я и играл. Сказал Ботвинник – и сказал. Вот если бы я с детства нацеливался стать чемпионом мира и для меня чрезвычайно важным было мнение Ботвинника – то, может, и не стал бы чемпионом.

– А в каком возрасте вы нацелились на высшие задачи?

– Да ни в каком. Даже будучи студентом, не знал, что сосредоточусь на шахматах. Даже когда стал самым молодым гроссмейстером в мире в 70-м году – тоже не знал! Может, поэтому и учился неплохо (улыбается). Только когда уже вошел в круг претендентов на корону, понял, что шахматы будут основным направлением.

Но никогда не бросал ни учебу, ни науку, ни свои связи с университетами – я же учился и в ЛГУ, и в МГУ. Я всего лишь один из трех почетных профессоров обоих университетов – и московского, и петербуржского. Точнее, почетный профессор МГУ и почетный доктор СпбГУ.

Важность учебы понимаю до сих пор. Помню, в школе не понимал, зачем в изложении требуют писать план. Всегда говорил учителям: "Да я знаю о чем писать!" Память у меня хорошая, мог чуть ли не дословно привести все, что прослушал. А потом понял: в тех же шахматах без плана делать нечего! Без него, считайте, вы даете фору в два разряда.

Вторая часть интервью Анатолия Карпова.

92
  • burmistr

    не генералов надо было искать,а главного раввина. В синагоге сыграли бы блиц.

    06.06.2017

  • Упёртый русский

    Сегодня, кстати, у Кимовича день рождения. Все-таки, как бы я его не ненавидел как личность, он был великим шахматистом...

    13.04.2017

  • Упёртый русский

    Полковник КГБ Литвинов лично курировал все вопросы Каспарова по линии спецслужб. Позднее, он был его руководителем делегации по безопасности. И Каспаров Ботвинника именно предал. В конце жизни Ботвинник публично жалел, что в свое время помогал во всем Каспарову и сделал его чемпионом мира. Он желал успеха уже возрастному Карпову и публично заявил, что Карпов более талантлив, чем Каспаров. Уже перед своей смертью как ребенок радовался, что Карпов в разгромном стиле опередил Каспарова в Линаресе 94 года. Учитель, воспитай ученика... Хотя Каспаров и написал о нем с благодарностью в своих мемуарных книгах. При этом отметил, что к концу жизни Ботвинник отстал от жизни и превратился в старого маразматика... Тебе бы такое понравилось, не?

    13.04.2017

  • Упёртый русский

    И не был Каспаров диссидентом в том смысле, как он себя расписывал, не знаешь - не спорь. Он был любимым детищем Алиева и имел от него все, что мог в то время сделать АССР, в том числе его КГБ и все другие службы. И деньги, и все условия. Лично под Вайнштейна выделили целый комплекс в Загульбе на берегу Каспийского моря. Ему выделили всех тренеров, которых попросил он сам с Никитиным, и Дорфман, и Тимощенко, и Владимиров были сильными практиками уровня финала чемпионата СССР, что в то время было очень круто. Гарри в юном возрасте вступил в КПСС и усиленно это пропагандировал. Не проиграй он пять первых результативных партий Карпову в 84, а выиграй этот матч с перевесом, он бы был таким же любимцем системы, как Карпов. Но Карпов оказался сильнее, чем Гарри представлял себе заранее, о чем он сам и пишет. Занять его место с ходу не получилось, хотя это было именно то, о чем Гарри и мечтал. Но пришлось переквалифицироваться в Дитя перемен, чтобы противопоставить себя эпохе Карпова. Так что он - диссидент по неволе... ;)

    13.04.2017

  • Упёртый русский

    То , что Таль на год стал чемпионом мира - счастливый случай, так то. У него было много очень неудобных для него соперников, которым он почти постоянно проигрывал - Корчной, Полугаевский. Это - его ровесники. С переменным успехом он играл со Спасским, Петросяном, Ботвинником, Смысловым, Фишером и пр. Михаил после своего чемпионства ни разу не доходил даже до матча на первенство мира, только в 65 году доходил до финала претендентов и крупно проиграл Спасскому. В общем, Миша - великий шахматист, но Карпов его по результатам и игре однозначно выше. И Толя в любом случае бы выиграл у Корчного, потому что был просто сильнее. А главным тренером Карпова в то время был Семен Фурман. Вот без него Толе было бы действительно гораздо сложнее, он занимался с ним с юного возраста и очень многому научил.

    13.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо Ты - неисправим... Корчной не имел шансов стать чемпионом мира, потому что Карпов был более талантлив. Я тебе все расписал ниже. Ни один шахматист не поставит по талант Корчного выше таланта Карпова.

    13.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ................ Кстати, именно такая деятельность КГБ, маразм, творимый в СССР в 70-е и 80-е годы, сделали тогда Каспарова диссидентом. Ибо он конкретно страдал от этого. Вся мощь Союза была направлена на помощь Карпову в матчах с Каспаровым. Особенно в первом матче. Но совсем иная ситуация была у Ларионова. Тот был человеком системы, но предал ее. Из-за бабла. Денежек больших Игорю захотелось. И восстал против того, кто его человеком сделал. Каспаров же Ботвинника не предал. Как и остальных своих учителей. Он их боготворил. Всегда писал о них с огромным уважением. И из России Каспарова выдавили. Ларионов же Россией брезгует. Вообще Каспаров - антипод Ларионова. Каспаров - романтик по жизни. Ларионов - хищник, прагматик до мозга костей.

    13.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ................ Ну не смеши меня. Что Талю оставалось говорить в СССР ? Ничего из того, что на душе. Но какого ему чемпиону мира, настоящему, а не сфабрикованному было работать на сфабрикованного чемпиона, ненастоящего ? Ведь Таль не дурак. Это был умнейший человек. Но работал, ибо ничего другого не оставалось. А бежать, как Корчной Таль не хотел и не мог. Здоровье не позволяло. Он был очень больным человеком. Но даже в такой обстановке Таль в конце концов не выдержал. Когда пресс КГБ ослаб. Когда стало легче выезжать из Союза. После смерти Суслова и ухода Андропова с поста шефа КГБ. Таль сказал правду. За что сразу был изгнан из команды Карпова и лишился больших денег. А Корчной во второй половине 70-х точно был сильнее Карпова. И не будь у Карпова тогда в помощниках Таля, то Толя бы проиграл. Ибо Таль видел такие особенности позиций, которые ускользали от остальных. Это сказал позже в интервью Каспаров о роли Таля в сфабрикованном чемпионстве Карпова. Делегация в 80 человек в Багио. Это немыслимо ?! Это нечестно. Это подло ! Не говоря о других подробностях. После этого я перестал Карпова уважать. Хотя был тогда пацаном зеленым. ................. При этом я за СССР и социализм. Но против тех недостатков, что имели место быть. В частности против липового чемпионства Карпова. Не спорю, что он возможно успел бы до Каспарова стать чемпионом мира. Но то, как это было сделано, я осуждаю категорически.

    13.04.2017

  • Упёртый русский

    И у Таля с Карповым при этом сохранились совершенно нормальные отношения. Не стал он помогать после 83 против Каспарова - его право, как сказал Карпов. Так что никакого там обязона не было. И доступ за границу Талю после этого никто не закрывал.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    И еще раз по Талю. В 70 - начало 80 он сотрудничал с Карповым С УДОВОЛЬСТВИЕМ! Подними его книжку о турнире в Монреале 79 года, когда он стал победителем с Карповым. Подними его комментарии к партиям Карпова с Корчным матчей 78 и 81 года в журнале 64. Подними его предисловие к сборнику избранных партий Карпова 70-х годов. Везде он хорошо отзывается о Карпове, отмечает, что тот показывает выдающуюся игру и показывает свое удовлетворение от того, что Карпов обыграл Корчного! С которым, кстати, у самого Таля не слишком получалось, если сказать мягко... А попал Таль под санкции руководства именно после истории с Корчным на Олимпиаде в Гаване. Они тогда ночью пошли в кабак по бабам, и Таль получил удар бутылкой по голове от ревнивого кубинца и еле выжил. А Корчной сказал, что во всем виноват Таль и он ослабил команду перед решающими матчами... И после этого они уже не любили друг друга. А то, что Таль действительно считал, что Каспаров сильнее Карпова... Он просто больше подходил ему по стилю. Алехин, Таль, Каспаров - комбинационные шахматисты. А Капабланка, Карпов, Карлсен - позиционные. К примеру Ботвинник в 93 году сказал, что Карпов более сильный шахматист в целом, чем Каспаров. Так что тут дело шахматного вкуса. И я тебе ниже привел несколько примеров, когда Карпов мог выиграть матч у Каспарова одним ходом, так что их шахматные силы были равны, но фарт и более молодой возраст был за Каспарова

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо. Ну что ты упорно споришь по шахматам (про политику не хочу дискутировать) коли не сильно подкован в предмете (даже по сравнению со мной) ? Спроси у любого игрока приличного уровня, который понимает шахматы, кто был более талантлив - Карпов или Корчной, и получишь однозначный ответ: Карпов! Что он доказывал много раз, победив Корчного черным цветом уже в 1971 году в свои 20 лет ( тогда это был очень молодой возраст шахматиста!). А до этого сыграв с ним матч из четырех партий со счетом 2-2! Корчной был очень сильным и трудолюбивым игроком, хорошо понимал игру, но до Карпова он уже с 71 года не дотягивал и играл в целом чуть слабее уже всю оставшуюся жизнь! Так почему же он должен был стать чемпионом мира то???? Общий счет их встреч - совершенно разгромный в пользу Карпова, после 81 года Виктор Львович уже совсем не мог бороться на равных... Твои желания - это хорошо, но хотя бы чуть чуть объективности быть же должно, нет? Назови хоть один шахматный шанс у Корчного за три матча, считая 74 год, когда он даже просто мог реально выйти вперед в каком либо матче? Не говоря уж о том, чтобы иметь реальные шансы на выигрыш матча... Не было такого.

    12.04.2017

  • V0VaN

    Монте-Кристо(Мститель), согласен почти во всём. Вчера написал весомый опус в поддержку, но то ли сайт в это время висел (что скорее всего), то ли вырезали сразу - неведомо. Переписывать не буду. Против Карпова и за тех, кто понимает, что страну утилизируют. Больницы/поликлиники в более-менее достаточном кол-ве есть только в городах-миллионниках. Во всех остальных (даже в областных центрах) резкое урезание их количества и качества. Врачи недоученные, младшего персонала острая нехватка, да и спецов тоже, зарплаты всем урезаны, к узким специалистам не попасть даже по талонам. Очереди расписаны на месяцы вперёд. На крупный район областного центра была одна поликлиника с не менее 20-25 педиатрами (и тех не хватало). Сейчас там 2 педиатра, при том, что район разрастается. Из этих двоих - одна точно собирается уходить. Очереди.... такие в СССР за водкой даже не стояли)) Платная медицина разрастается, но качество не намного лучше. Образование дохнет. Из молодых учителей большинство тупых и малообразованных и даже таких очень не хватает. Промышленность почти вся уничтожена. Жаль, что большинство по-прежнему тупо смотрит телек и не понимает этого.

    12.04.2017

  • V0VaN

    PvsZ Приятное исключение - Владимир Борисович Крамник. Исключительно воспитанный, интеллигентный, доброжелательный человек. Жена-красавица, француженка, известная журналистка в прошлом. Двое детей. Живёт в Швейцарии, что само по себе повышает шансы сохранить психической здоровье, по сравнению с РФ)) И притом до сих пор уверенно держится среди лидеров рейтинга... 20:23 11 апреля ======================================================================================================== Борисычу, пока выступает под нашим флагом, удачи конечно. Но как же он позорно бегал от гарикимыча, пока тот не завершил свою карьеру!! Не уважаю...

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ................. Повторяю. Таль не добровольно сотрудничал с Карповым. Его заставили. Они расстались в 1983 году, когда сменился Генсек. Когда Таль сказал честно, что Каспаров лучше Карпова. Тогда многое начало меняться в СССР. Меняться к худшему. Система начала сдавать. Наступал хаос. Чему немало способствовал тот маразм, что царил в 70-е годы. Ведь в 50-е и 60-е никому не мешало то, что советские евреи были чемпионами мира по шахматам. Наоборот, шло во благо. А тут бзик ударил в голову, надо русского чемпиона мира и из рабочей семьи. Не будь этого, то Корчной бы стал чемпионом мира. Он априори был сильнее Карпова в 70-е годы. Но только в 70-е годы евреи поехали из СССР, вот поэтому еврея Корчного СССР и не пустил к титулу чемпиона мира. Не удивлюсь, если это была очередная провокация Андропова-Либермана. Врага №1 СССР. Работавшего во вред СССР.

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский .............. Кстати, в планах тех, кто у власти и дальнейшее сокращение больниц. К 2022 году их число планируют сократить до 3.000 в стране. Именно столько больниц было в России в 1913 году (3.082 штуки). Напомню, что в 1990 - 12.800, в 2.000 - 10.700. Но некоторые упорно продолжат настаивать на том, что 90-е годы были проклятыми. Вот пример одного районного центра Свердловской области, моей малой родины. Езжу туда хотя бы раз в месяц. Про СССР писать не стану. С медициной был полный шоколад. Напишу про 2017 год. Было две поликлиники, городская и районная. Останется одна. Было две больницы. Городская и районная. Останется одна. Раньше мест в больницах не хватало и очереди в поликлиниках километровые. Теперь будет вообще ад. При этом бесплатной медицины в городе нет. Зарплаты врачам и медицинскому персоналу срезали. Идет дикое сокращение. Хотя и раньше врачей не хватало. Город порядка 50 тысяч население. И так в каждом районном центре Свердловской области. Аналогично и в Пермском крае. В Челябинской области. Все сокращают пополам. Только у некоторых все лучше, чем в 90-е. Ума то нету.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Да, и Таль не сотрудничал с Карповым, когда он стал играть с Каспаровым. Только до этого, когда играл с Корчным. А вот Ботвинник давал Гарику свои анализы четко против Карпова. Вообще, Гарри был страшным любимцем фортуны с Карповым. Не будь правил безлимитного матча, будь матч с любым лимитом партий - 12, 16 или 24 - и он с треском бы проиграл первый матч, а там - кто знает... В 41 партии Толя выигрывал в один ход. В 24 второго матча имел все шансы на победу. В 24 четвертого делал ничью одним ходом и выигрывал матч. Везло Гарику, как первому призеру. А вот с Крамником не повезло. В наказание за все. ;)

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    И я болел за того же Сабониса, когда он играл за границей и в той же НБА. Даже интересовался ей чуток. Но внутри страны за него не болел никогда. Как и литовцы за ЦСКА, разумеется. Это - нормально. ;)

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо Не верь Корчному. Он много чего написал про Карпова. Проиграл. Обиделся. Бывает. Про Полугаевского с Гулько - полная чушь, можешь спросить у кого угодно из шахматистов.

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский .............. Вся "заслуга" питерской ОПГ, кои у власти с 2.000 года, что нефть на мировом рынке в 10 раз подорожала в 0-е годы. Что сие от питерской братвы никак не зависело. Но электорат не может это усвоить. Ибо сложно очень. Надо же думать. А думать нечем. И то эти триллионы долларов украли и слили в унитаз. Вместо того, чтобы провести Вторую Индустриализацию. Пойти по китайскому пути. Если у самих мозгов нет. Или по сталинскому пути. По которому в 50-е пошли японцы. Учась у Сталина и СССР 30-х годов. А почему не пошли ? Не только из-за того, что тупые, но и это тоже, но и потому что Госдеп не велит. Как не велел и тем из 90-х проводить в стране созидательные реформы, а разрешал только "реформы" разрушительные. В 0-е все аналогично. Ибо у власти прямые последователи либералов из 90-х. Все они в правительстве сидят. ЦБ управляют. Все делают для утилизации страны. Варят лягушку медленно. Благо народ клинически тупой.

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский .............. Не сравнивай кавказские команды с прибалтийскими. Кавказцев не любили и не любят. К прибалтам относились позитивно в 80-е, до их выхода из СССР. Даже намного лучше, чем к украинцам. А Сабонис, Хомичус, Куртинайтис и Иовайша были самыми любимыми баскетболистами в стране. Сабониса вообще боготворили. Я лично ни к одному нашему баскетболисту так не относился, как к Сабонису. Даже к Беловым и Мышкину.

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    индеец_Джо ____________ Что касаемо падения рубля, то сейчас он, разумеется крепок как никогда.)

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    А так-то насчет опасности все верно. Я опасен. Страшно опасен. Вот возьмем стадион на Крестовском. Опасны ведь не те, кто этот беспредел устроил. А те, кто его видит и говорит о нем. Их и надо сажать. А руководству - по очередному ордену.

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ............ Не уподобляйся Табаки, не неси бред. Сведения о Полугаевском и Гулько от гроссмейстеров тех времен. От того же Корчного. Об этом написано в книге, в какой точно не помню. Возможно "КГБ играет в шахматы". Про Таля ты вообще чушь написал. Материал совсем не знаешь. Таль был невыездным. Ему сказали, что выпустят за бугор, если будет работать на Карпова. И стали выпускать. Заодно и платили хорошо. Из государственного кармана. Талю и деваться было некуда. Пришлось на Толю работать. Что для Таля было отвратительно. Он это позже признал, когда лучшим шахматистом назвал Каспарова, а не Карпова. Как Толя тогда взбеленился. Как с ума сходил ?! Что выгнал Таля из своей команды. В следствии чего Каспарову и проиграл.

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский ___________ Томас Причем тут хуже - не хуже? Футболисты Локо были для меня ближайшими по расстоянию до стадиона игроками, как я могу болеть не за них, а за Даугаву? Анжи, Зенит - все одно, внутри России за них не болею, только и всего. Так господин Навальный с Никитой Белых твои друзья? Опасный ты человек, однако... ;) ___________ А я болел за команды, а не за расстояния до игроков и стадиона. Не знаю я насчет Навального, не изучал его биографию программу. Так что не друг он мне. Но если твои друзья - Медведев, Мутко, Шувалов и Ролдугин... Пичалька.

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    индеец_Джо ____________ А сейчас прямо офигенные зарплаты.)))

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас А так - сейчас живем нормально. А в 90 жили гораздо хуже. Статистику посмотри. Факт.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас Причем тут хуже - не хуже? Футболисты Локо были для меня ближайшими по расстоянию до стадиона игроками, как я могу болеть не за них, а за Даугаву? Анжи, Зенит - все одно, внутри России за них не болею, только и всего. Так господин Навальный с Никитой Белых твои друзья? Опасный ты человек, однако... ;)

    12.04.2017

  • индеец_Джо

    "Да я даже не собираюсь обелять./в 90-е/ Нормально жили. Нормально работали. Нормально получали. А сейчас да, войны и обнищание народа"..........Да я даже не собираюсь обелять. Нормально жили. Нормально работали. Нормально получали. А сейчас да, войны и обнищание народа..."....М-да...Речь о России или о чём-то другом? Может и нормально, если не считать тотальный бартер в бизнесе, низкие з/п ( даже в сравнении с сегодняшними), дефолт 1998 ( хотя падение рубля в 3-4 раза - мелочёвка конечно). Это только экономические впечатления. О войнах 90-х даж вспоминать не хочется...

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский ___________ В 90 был мрак и ужас. Войны, развал страны и обнищание народа. Горе тому, кто это пытается обелить... ___________ Да я даже не собираюсь обелять. Нормально жили. Нормально работали. Нормально получали. А сейчас да, войны и обнищание народа.

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский ____________ Ну для кого как. Для меня игроки "Таврии" или "Даугавы" были в сто раз ближе, чем игроки "Локомотива" или ставропольского "Динамо". Болеют, конечно, преимущественно за своих. Но для меня, например, в советские времена своими были все советские команды. И сейчас я к "Анжи" отношусь не хуже, чем к "Рубину" или "Зениту". А кто мне друг? Дмитрий Анатолич Медведев мне друг? Может, Виталий Леонтич Мутко? Или Владимир Иваныч Якунин? Не надо мне этих дружбанов. Лучше подальше от таких.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас В 90 был мрак и ужас. Войны, развал страны и обнищание народа. Горе тому, кто это пытается обелить...

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас. Не путай международные и внутрироссийские соревнования. Никогда бакинец, литовец или киевлянин не был таким же своим в российских соревнованиях. Как и сейчас, кстати. Болеют за своих, и это - совершенно нормально. Или ты нонче за Терек с Анжи топишь? Что то сомневаюсь сильно. А живем мы с тобой в одной стране, и жили тоже в одной. Но - в разных мирах, это - точно. В 90 твои с помощью ЦРУ раскачали страну. Ныне, надеюсь, не получится. Не люблю качаться и после этого падать. Очень жаль, что ты не учишься на ошибках и не можешь понять, где враг, а где - друг...

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    А то, что мастеров в спорт ротах заставляли делать дебютные подборки... Было такое. Но это была - чисто техническая не очень квалифицированная работа, которую ныне выполняет комп за пару секунд. И Карпов на этом не настаивал. Генералы хотели сделать что то полезное для него и поставить себе галочку, что участвовали в подготовке чемпиона мира. Так что еще раз, не ведись на троллей в интернете.;)

    12.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский А как можно болеть за Каспарова (Баку, АССР) и Жальгирис (Каунас, ЛССР) против моих земляков из РСФСР в то время мне действительно понять сложно. Про суперфиналы не пиши чушь - в Москве процентов 80 болело за ЦСКА. Зеленых лесных друзей сильно не любили. Когда играли Карпов и Каспаров, перед 24 партией второго матча в зале были крики: Толя, убей его! И плакаты соответствующие. Сам видел и слышал. Да даже поддерживал в душе. Так что ты жил в каком то другом мире, но это и понятно - ты же не москвич. Дермократически настроенных было немного, на самом деле, и в большинстве своем они были определенной национальности... Любящей мигрировать по миру, что характерно. Ничего, кстати, против их национальности не имею, есть там и хорошие люди, но в то время так сложилось... Так что ты не прав был. Плохо, что до сих пор этого не понял... ___________ Да ну ерунда какая-то. Мы жили в одной стране и бакинец Каспаров был таким же "нашим", как и Карпов. А каунасцы - такими же советскими как и москвичи. И "Жальгирис" любила вся страна. Как ту же футбольную "Даугаву", например. И за Киев болели многие в РСФСР. А ЦСКА ненавидели. И да, мы реально жили в разных мирах. И нас демократически настроенных было много. И все они были разных национальностей. P.S: а уж кричать "Толя, убей его" могли либо идиоты, либо проплаченные. Мы жили в разных мирах и разных странах. Мы и сейчас так живем.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Про Таля. Если помнишь, до сотрудничества с Карповым Таль сильно просел по рейтингу и результатам. Как стал работать с Карповым - сильно прибавил. Посмотри его результаты 78-79 года, турнир в Монреале 78, межзональный 79 года и все поймешь. Таль во многих интервью говорил, что он очень доволен, что работает с Карповым и сам прибавляет в игре. Гармонизирует стиль, как он выражался. И Таль в то время сильно не любил Корчного - потому и работал в том числе против него. Да, и Таль не был никогда дебютным аналитиком и знатоком в отличии от Ботвинника. Показывать Карпову секретные разработки он не мог - у него их просто не было. Так что опять мимо истины в том, что Таля кто то принуждал. Ему это сотрудничество вполне нравилось.

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо. Давай по шахматам. Назови ка партии, которые Полугаевский в турнирах проиграл Карпову? Не вспомнишь, наверняка? А я - попробую, коли память не подведет. Три партии Лев проиграл в матче претендентов 74 года, там он специально проигрывать точно не стал бы. Одну партию проиграл черными в Москве в 81 году в сложном окончании, Толя его додавил в своем стиле. И одну партию по дебюту на турнире в Реджо- Эмилии в 91 году. Где Полугаевский поддавался, назови? Гулько вообще традиционно тяжело играл с Карповым, по стилю ему не подходил. ( в отличии от Каспарова, кстати). После того, как Борис переехал за бугор, легче ему в партиях с Карповым не стало. Толя бил его в хвост и в гриву, на Олимпиадах шахматных в том числе. Да и зачем ему просить более слабых игроков поддаваться? Он просто играл сильнее. Так что не пиши интернетовскую чушь троллей.

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ............... Конечно, многие болели за Карпова и баскетбольный ЦСКА, даже за хоккейный. Многие поддерживали переродившуюся партийную верхушку. Но большинство в стране болело за Каспарова, Жальгирис, против хоккейного ЦСКА и смеялось над придурками из Политбюро. Ибо довели людей несправедливостью и абсурдом. Но это не значит, что народ перестал быть патриотом или отказался от социализма. Нет не отказался, а на всех международных соревнованиях болели за своих. Просто в стране появились проблемы. Их надо было решать, а не доводить до маразма. Но ведь доводили. Чем потом и воспользовались предатели из того же Политбюро. Начиная с Андропова и Косыгина, заканчивая Горбачевым, Яковлевым, Шеварнадзе и прочими ельциными и рыжковыми. Болели даже не за Каспарова и Жальгирис. А болели против Карпова и ЦСКА. Ибо достали !

    12.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ..................... Ха-ха... Иванчуку сказали после того, как призвали в армию, либо будешь пахать на Толю Карпова, как негр, либо отправим служить в стройбат на север. И Иванчук пишет, как другие в сходных с ним обстоятельствах горбатились на Карпова. Что это была система. Что ни соревнований, ни личных достижений, паши на дядю, третьего не дано. Даже Таля заставили на Карпова пахать. А как это тогда делали ? Да очень просто. Таль был невыездным. Не мог принимать участие в выгодных коммерческих зарубежных турнирах. Вот ему и предложили попахать на Карпова. Заодно и деньжат подкинули. И так поступали не только с Талем. Просто Таль - чемпион мира. Вершина ! Аналогично давили и на остальных, заставляя либо работать на Карпова. Либо проигрывать ему в турнирах. Полугаевский, Гулько.

    12.04.2017

  • индеец_Джо

    Мать Деточкина: «Я написала письмо в газету, чтоб молоко приносили на дом. Да, Корчной выиграл шахматный турнир… я болела за Таля. Он отстал на пол-очка… Юрий Деточкин (ухмыляясь): А-а. Мать Деточкина: Не смейся над матерью»(с).

    12.04.2017

  • индеец_Джо

    Упёртый русский! По Карпову мнение в основном разделяю. Если уж персонифицировать конфликт В. Корчного с советской властью, то возникает прежде всего фигура Т. Петросяна. В основе –личная неприязнь, на которую многое воздействовало, включая тот факт, что у обоих жёны - армянки. Апогей конфликта- полуфинальный матч претендентов в 1974 г. Петросян, будучи главным редактором «64», безусловно имел возможность формировать общественное мнение против Корчного (иди троллить, говоря современным языком, тем более, что Корчной давал поводы). В результате Корчной стал невыездным. Снова выезжать на турниры помог как раз Карпов-тогдашний чемпион мира. Ничего не имею против Корчного. Но легко считались варианты, кого он подставит в случае невозвращения. Сыну его в 1976г. было 17. Цугцванг для него состоял в том, что в армию пойдёшь- теоретически прикоснёшься к секретам и однозначно станешь невыездным; откажешься идти – нарушишь УК и сядешь…. Смотрю, все комментарии пронизаны темой ГБ. Да, но есть версия, что матч Карпов-Каспаров при счёте 5:3 тормознули как раз с подачи ГБ (Г.Алиев). Насчёт симпатий/антипатий. Ну, мне всяко Карпов более симпатичен, чем Гарри, называвший себя «дитя перестройки». И где сейчас это «дитя», которое в возрасте 20-21 г. уже было членом КПСС?

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    А как можно болеть за Каспарова (Баку, АССР) и Жальгирис (Каунас, ЛССР) против моих земляков из РСФСР в то время мне действительно понять сложно. Про суперфиналы не пиши чушь - в Москве процентов 80 болело за ЦСКА. Зеленых лесных друзей сильно не любили. Когда играли Карпов и Каспаров, перед 24 партией второго матча в зале были крики: Толя, убей его! И плакаты соответствующие. Сам видел и слышал. Да даже поддерживал в душе. Так что ты жил в каком то другом мире, но это и понятно - ты же не москвич. Дермократически настроенных было немного, на самом деле, и в большинстве своем они были определенной национальности... Любящей мигрировать по миру, что характерно. Ничего, кстати, против их национальности не имею, есть там и хорошие люди, но в то время так сложилось... Так что ты не прав был. Плохо, что до сих пор этого не понял...

    12.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас. Только глупые люди думают, что отсутствие системы - это плохо. К чему приводит разгул свободы глупьцов - хорошо показали 90 годы. Развал страны, кровь, смерть, война, бедность народа, передел собственности. Главное, все это читалось заранее, как в открытой книге. Но глупцы повелись на декоративные бусы и мнимую лживую свободу. Как же обидно было на них смотреть, понимая, что они и здравомыслящих за хватят за собой в пропасть. ;( Ты этого еще не осознал? Вон, соседи наслаждаются по второму кругу. Скоро будут дровами топить на открытом огне - может, тогда дойдет...

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский ___________ Мечтал. Мечтал сбежать в США. С децтва. Негров освобождать. Но КГБ не пустило. Мал, говорили, еще. Езжай, говорили, сперва в Африку - папуасам помоги. Но это было уже не то, не то... Не поехал я. Болеть за ЦСКА супротив "Жальгириса" было чем-то вроде дурного тона в те годы. ЦСКА олицетворял собой Систему. "Жальгирис" выглядел бунтарем, глотком свежего воздуха. Тараканов, вспоминая матчи суперфиналов, писал и говорил, что даже в Москве ЦСКА играл как будто в гостях. Страна любила "Жальгирис" и болела за него. А как можно было болеть за Карпова - я вообще не понимаю. На фоне яркого, контактного и улыбчивого Каспарова он выглядел "вечно мрачным бирюком".

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Монте-Кристо(Мститель) . .......... Я имел ввиду сезон 1977/78. Тогда хоккейный ЦСКА сделали Политпроектом и тяжело ранили наш хоккей. ___________ Это точно.

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо И это бред, что Каспарова давила система. Он был лучшим другом Алиева, и тот давал ему все лучшее, что было в республике. Просто было Москва против Баку, только и всего. Ты был за Баку? Ну и ради Бога...

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо Я всегда был за КГБ и против ЦРУ. А ты?

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    А Иванчук работал с Карповым пару лет, не больше. С 88 по 90 годы. Он был в обществе ЦСКА и работал с Карповым, как молодой. Это для него была большая школа, он видимо, забыл это упомянуть в мемуарах. И Иванчук - великий шахматист. Но - не от мира сего. Нервы у него были совсем слабые, потому и не стал чемпионом мира. Даже в нокауте.

    11.04.2017

  • PvsZ

    Преднизалон несчастные люди живущие по большему счету запрограмированно, вся жизнь гроссмейстеров, это бесконечный анализ.Все разложено по полочкам.Ну а старость - это одиночесво (часто) и не совсем здоровая психика (не менее часто). ================================== Приятное исключение - Владимир Борисович Крамник. Исключительно воспитанный, интеллигентный, доброжелательный человек. Жена-красавица, француженка, известная журналистка в прошлом. Двое детей. Живёт в Швейцарии, что само по себе повышает шансы сохранить психической здоровье, по сравнению с РФ)) И притом до сих пор уверенно держится среди лидеров рейтинга...

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Томас . Я всегда болел за Карпова и ЦСКА, против Каспарова и Жальгириса. Как и большинство моих знакомых. А ты, как и Монте Кристо, видимо был диссидентом, нет? Сбежать хотел в США или еще куда?

    11.04.2017

  • Свинству Бой!

    Можно в пример привести другие виды спорта, где на лидера работает вся команда. Вон в шоссейных гонках так называемые рабы они там называются грегори, пашут как Карлы на лидера команды и довольны, если лидер берет этап ,а то и всю гонку. Они с этого получают, но их по большей части особо никто не знает, но начнут они выступать сами за себя и что, да ничего. Так и тут. Только в СССР была приказная система и никто тебя не спрашивал, хочешь или нет, было слово Надо и веление партии. Так что Иванчук теперь может писать ,что угодно. Тоже было и в ракетостроении, когда все лучшее отправлялось в КБ Королева, а другие проекты возможно и лучшие закрывались или свертывались. Оно давало результат!!!! Так и Карпов. Он давал результат. А Уася Пупкин его не давал, а значит его сделали рабом! Диалектика фигли.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Свинству Бой! ............... Ты - клиника, шизик. Почитай воспоминания Иванчука. Причем Василий пишет не только о себе, а о системе. Как заставляли работать на Карпова. Пахать на него годами. Это и служба в армии и не допуск к соревнованиям, не разрешали выезд за бугор. Ну и деньги, конечно. Государственные. КГБ их не жалел. А потом неси свой бред. Хотя повторю. Бред - твое хроническое состояние.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Thomas_Boy .......... Я имел ввиду сезон 1977/78. Тогда хоккейный ЦСКА сделали Политпроектом и тяжело ранили наш хоккей.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ...................... У Каспарова есть недостатки. Не спорю. Но я веду речь о 80-х. До его любой политической деятельности. Кстати, его нынешнюю деятельность против режима я во многом поддерживаю. В 90-е не поддерживал. Но я понимаю, почему в конце 80-х Каспаров ушел в оппозицию к КПСС, за то что его всячески давили, а Карпова поддерживали всей мощью страны. Это было отвратительно. И сравнивать ситуацию в хоккее с тем, что творилось в шахматах, нельзя. Каспарова сделали диссидентом. То, что почти весь СССР болел за Каспарова в его противостоянии с Карповым в первых двух матчах, подтверждаю. И ты представления не имеешь, что такое шахматные рабы. Почитай воспоминания Василия Иванчука. Узнаешь. Это когда в СССР заставляли пахать на Карпова вместо того, чтобы играть самому. Самому участвовать в турнирах. Строить карьеру, зарабатывать деньги. Душили.

    11.04.2017

  • Свинству Бой!

    Монте-Кристо(Мститель) . ////Ты был остолопом, а с возрастом стал шизанутым остолопом. Ты не видишь и на метр впереди себя, а только пялишься под ноги. Зато ты все знаешь. Ну и кто такие эти рабы. Тот же Иванчук если бы не хотел не работал бы. Да ты ничего и не поймешь. У меня вроде ясно написано, что такие же рабы работали и на Каспарова. И все это обычная практика шахмат тех лет. Ты что грос, ты вообще хто такой, что ты можешь тут брехню городить о шахматах. У тебя , что есть знакомые гросы, что ты тут так расфуфырился. Ты сявка ничтожная. Сиди на ветке Овечкина и не питюкай, пока не спросят.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Свинству Бой! ............... Клиника, ты и понятия не имеешь, что такое шахматы. Пиши о бомжах. О Зените. Это твое. Там воняй. Ибо подсказки со стороны, после того как партия отложена после 40 ходов, при уставшей голове соперника, необычайно важны. И ты понятия не имеешь, что такое рабы. Почитай воспоминания Иванчука, как он на Карпова работал. И при каких обстоятельствах. Прежде чем нести свой бред. Хотя бред - это твое хроническое состояние. Я уж не говорю о наработках перед партией. О новинках. Все это Карпову подавали на блюдечке.

    11.04.2017

  • Свинству Бой!

    И да. Хорошее вью. Советую Раби заканчивать со своими рабиопусами о футболе, где один сплошной мрак и чепуха, а делать вот такие серьезные репортажи. Они получаются намного лучше ,интересней и познавательней.

    11.04.2017

  • Свинству Бой!

    Странная тут позиция у некоторых. Когда соревновались в проекте высадки на Луну, то почти вся страна на это работала. Карпов был такой же значимый проект, который очень мощно поддерживали. Можно подумать Корчному за бугром не помогали. Глупость. Поддержка у того была хорошая. /////Так называемые рабы работали и на Каспарова, а поддержка Алиева гарантировала практически равные условия даже в первом матче между ними за корону. Так что не надо писать бред о том, что Карпов так лошок от шахмат, который просто запомнил все наработки рабов и применял их по ситуации. Тот кто играл в шахматы понимает, что наработки это только часть, а остальное своя голова. Можно значит теперь сказать , что Карлсен дурилко ,а не чемпион, а истинный чемпион мощный шахматный комп, который ищет за него ходы, а он их только зазубривает. Большего бреда от перворазрядника еще не читал.

    11.04.2017

  • Medved.

    чайник вина - можно занять позицию на четвереньках и гавкать считая это принципиальной позицией, но пользы для России от Каспарова сейчас не вижу

    11.04.2017

  • чайник вина

    Medved. ----------- Во первых сейчас разговор о карпове , но если говорить уж о обоих то очень показательно что карпов тихой сапой залез в ЕДРО , а каспаров занял принципиальную и честную позицию по отношению к нынешней власти.

    11.04.2017

  • Medved.

    чайник вина - не знаю точно какой он человек, но с годами стал к нему лучше относится в отличии от Каспарова, который в своей злобе и ненависти по уши утонул. Вот уж в ком разочаровался, хотя болел за него в матчах против Карпова.

    11.04.2017

  • чайник вина

    Все его отвратительные человеческие качества никак не отменяют того что он был выдающимся шахматистом , но именно игроком -практиком , для теории он не сделал ничего, да и идей никаких не привнёс- но игрок был феноменальный. А то что ему , во время матчей с корчным помагал( в принудительном порядке) весь цвет шахматных теоретиков СССР - это всем известный факт, а помогать корчному боялись большинство западных гроссов мира - никто не хотел себе на голову проблем с русскими.

    11.04.2017

  • Михаил Павлович

    10-15% населения болела за Карпова, столько же за Каспарова, еще столько же ни чего не знали о матче. Остальной части страны было всё равно кто победит.

    11.04.2017

  • чайник вина

    Монтекристо плюсую ------- Поэтому я в никакое коренное изменение Карпова в лучшую сторону не верю. Это волк в овечьей шкуре. Приспособленец, карьерист, аферист, у которого отсутствуют малейшие моральные принципы. Но хочется верить, что он под старость раскаивается хотя бы в части своих делах. НЕ знаю как во всей стране но у нас во дворце пионеров в шахматной секции все болели за корчного, Карпова терпеть не могли не только в шахматном мире, но вообщем то все порядочные и не глупые люди. ДА кстати Цска , естественно все болели за жальгирис по совершенно понятным причинам как и против хокейного тоже (забирали безпардонно всех лучших игроков со всей страны)

    11.04.2017

  • = Даль =

    Страна презирала Спасского и Корчного. Сейчас презирает Каспарова. Шахматисты в стране были всегда обласканы властью. Кто был гроссом, боролся за 1-3 места в чемпионатах СССР жили в шоколаде - квартира, дача, машина, бригада тренеров, водитель, прислуга, санатории, мир весь объездили. Когда Боря и Витя сбежали из страны, мерзавцы поняли, что в Европе они нищие и хотели вернуться. Об этом и Корч и Спас пишут в мемуарах. А вот кукиш) Играли за жратву в кафешках и вспоминали "номенклатурный" СССР. И у них, более молодой и талантливый Карпов виноват, зависть была.

    11.04.2017

  • I6I

    123

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Упёртый русский __________ Вся страна болела за Карпова, как раз! За Каспарова болели люди закавказских республик и отщепенцы - диссиденты. _____________ Тут граф прав. Вся страна болела за Каспарова. Карпова терпеть не могли. Это в баскетболе в противостоянии ЦСКА и "Жальгириса". Вся страна болела за "Жальгирис".

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо. Вся страна болела за Карпова, как раз! За Каспарова болели люди закавказских республик и отщепенцы - диссиденты. То, что ему предоставляли тренерскую помощь в борьбе с Фишером и Корчным - это совершенно нормально, потому что те сами были политпроектами. Каспарова никто нигде не ущемлял, кстати, в этом. Его рабом, как ты называешь, был Михаил Ботвинник, кстати, не знал? Который тоже в конце жизни был Каспаровым низложен и даже стал болеть за Карпова. Дорфман был очень сильным гроссом тогда уровня Геллера у Карпова. Владимиров был тоже хорошим шахматистом. Никитин был одним из лучших советских тренеров уровня Фурмана у молодого Карпова! Дворецкий тоже занимался с Гарри в свое время. Так что условия в матчах у них были совершенно равные. ------ И ты посмотри, любят ли Каспарова - человека в шахматном мире. Да все его ненавидят, он разрушил шахматы! Не за тех ты болеешь, однако. Каспаров был человеком лагеря Фетисова и Ларионова в конце 80, я не знал, что ты поддерживал пламенных антисоветских борцов с родной страной! Только Ларик дал интервью в огоньке, а Гарик - в Шпигеле! Так что ты определяйся, ты за кого все-таки: за большевиков или за коммунистов? ;)

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Монте-Кристо(Мститель) . ............... Политпроектом хоккейный ЦСКА стал в 1978 году.__________ В 1977-ом.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ............ Обсуждение продолжу вечером. Теперь надо идти по делам.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ............... Политпроектом хоккейный ЦСКА стал в 1978 году. Ради Брежнева, который перенес инсульт в 1976 году. Сразу пропала интрига и у меня пропал интерес к чемпионату СССР. Как и у моих друзей. При Тарасове ЦСКА политпроектом не был. Пропал интерес и у большинства народа. Что со временем нанесло сильнейший удар по нашему хоккею. Ума то нету. Вот и совершают маразматические ошибки. Политпроект Карпов нанес аналогичный удар по шахматам. Его почти все презирали и никто не любил. Вся страна болела за Каспарова. Хотя тогда не знали нюансов. Они всплыли позже. Когда всплыли, то я просто начал Карпова презирать.

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Айртон) _______ Лучшие в истории Фишер и Карлсен.) ___________ И Сереночка!!!

    11.04.2017

  • Thomas Boy

    Pauchishe ___________ Да. Чуть не прослезился от умиления (особенно про смягчения в книге))))) Страшно далеки они от народа.... Ей богу, живут на шахматной доске.... Это я про Каспарова и Карпова._____________ У нас страшно близок к народу только сам народ.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ................. Шахматы мое ! У меня официальный первый разряд ! Есть удостоверение и значок ! Я его неоднократно подтверждал на соревнованиях с конца 70-х годов, с десятого класса. Правда, последний раз играл на первенстве города в конце 80-х. Так что я в шахматах разбираюсь отлично ! Как и в их истории. Повторяю. На Карпова пахали шахматные рабы. Уровня Василия Иванчука и выше. Их заставляли, наклоняли. В том же матче в Багио лучшие продолжения Карпову с помощью КГБ присылали из Москвы. Аналогично и во втором матче с Корчным. Аналогично и в матчах с Каспаровым. Международная шахматная федерация тоже работала на Карпова. Ибо ее президента с потрохами купил КГБ. И т.д. и т.п. Учи азы шахматной истории. Поэтому мне Карпов отвратителен. Я восхищаюсь Каспаровым. Уважаю Корчного. Того же Спасского. Сильно Ботвинника. Многих уважаю. А самые пом любимые шахматисты: Алехин и Таль. Близок Пауль Керес. Когда я получил третий разряд в третьем классе, то отец подарил мне его книгу о шахматах.

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо И еще. Любая сборная России - политпроект. Она на международном уровне должна гордо нести флаг России и водружать его куда надо. Так что я - за политпроекты. Только в хоккее они должны приносить результат, как ЦСКА и частично Динамо в хоккее ранее. Вот и посмотрим на ЧМ. Результат будет - значит все было сделано правильно. Не будет - гнать надо Знарка, Ротенберга, КХЛ в нынешнем виде и Иже с ними...

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    И для молодежи. Сергей Карякин - хороший шахматист, но с Карповым его не сравнить. Ни по игре, ни по результатам, ни по месту в рейтинге. Серёга сейчас и в пятерку лучших не входит! Года до 96 Карпов стабильно входил в двойку. И это - года с 74! Сергею еще надо очень много работать.

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо Вот ты раздухарился! Но шахматы - не твое, сразу видно. Карпов выиграл больше всех остальных партий у действующего чемпиона мира - у Каспарова. Ты матчи, наверное, имел ввиду? Ну так сложилось, да. Харламов с Мальцевым и Макаровым тоже не выиграли ни одной Олимпиады по хоккею у сильнейших нхловцев - только потому, что те там не участвовали. По своей вине. Стали ли наши поэтому менее велики? Нет, конечно. Не играешь по установленным правилам - ты сдался. Испугался и сдался. Как и было с великим Фишером. Но Карпов выиграл больше всех шахматных турниров за всю историю шахмат - с большим отрывом от остальных при этом, не знал? А в интернете много чего пишут. Клавиатура - терпит. Карпов был и остался велик в шахматах. Это - главное. А кто там какой человек - совершенно другая, не известная 99 процентам людей тема. Да она и менее интересна, если честно... ;)

    11.04.2017

  • Pauchishe

    И Карпов и Каспаров сейчас в одной позиции "цуцванг" - нет полезного хода. Вот и пошли на "безтроекратное повторение". Оба вышли "в тираж". И, кстати, оба ни в чем не виноваты. Да, Карпова, поддерживоло государство СССР... Каспаров ушел в оппозицию (судя по всему его, здорово грели)))), если не такто я как Жорик Вартанов "Дико извиняюсь)))) Сейчас жалко обоих. Но, сейчас я болею за третьего К - Корякина. И этот человек мне нравится гораздо больше Карпова и Каспарова за оторых я когда совершенно искренне болел.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Не было в истории шахмат более позорного чемпиона, чем Карпов. Кстати, он не выиграл ни одного матча за шахматную корону у действующего чемпиона мира. Так о каком чемпионе мира Карпове может идти речь ?

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Не было в истории шахмат более позорного чемпиона, чем Карпов. Кстати, он не выиграл ни одной партии у действующего чемпиона мира. Так о каком чемпионе мира Карпове может идти речь ?

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Упёртый русский ..................... Я за то, чтобы титулы честно завоевывали. Мне одинаково отвратительны Политпроекты Зенит, СКА и Политпроект-Карпов. Карпов был Политпроектом. Вся мощь страны была использована, чтобы правильного мальчика: русского, агента КГБ, из рабочей семьи, внешне идеологически преданного КПСС сделать чемпионом мира. Не еврея-космополита, как Корчной, а русского и пролетария ! Только у Карпова были шахматные рабы, не стало рабов и кончился шахматист Карпов. Других наших выдающихся шахматистов заставляли проигрывать Карпову на больших турнирах. В частности в этом подозревались Полугаевский, Гулько. Более 80 человек составлял штаб Карпова в Багио в 1978 году. Все это у меня вызывает дикое отвращение. Но еще большее отвращение у меня вызывает деятельность Карпова на политическом поприще в СССР и в России, он был председателем советского Фонда Мира. Ты ничего не слышал, как он его с подельниками разворовал накануне развала СССР ? Афера еще та. А что он после творил. В каких только аферах не участвовал. Корейко по сравнению с ним - ангел. Я слишком много про Карпова знаю, скажу словами Высоцкого: "Только я столько знаю о вас, что порой мне бывает противно". Почитай о нем в интернете. Узнай, что за этим "Корейко" стоит. Поэтому я в никакое коренное изменение Карпова в лучшую сторону не верю. Это волк в овечьей шкуре. Приспособленец, карьерист, аферист, у которого отсутствуют малейшие моральные принципы. Но хочется верить, что он под старость раскаивается хотя бы в части своих грехов. А самые сильные шахматисты в истории: Капабланка, Алехин, Фишер, Каспаров, Крамник.

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Вован А шахматный мир советский - это кто конкретно? Ты сравни судьбу и отношения каспаровских тренеров ( Владимиров, Дорфман, даже - Никитин) коих бывший патрон объявил предателями, изменниками или дилетантами и карповских (Зайцев, Балашов, Подгаец и пр.) , у коих с Карповым совершенно нормальные отношения. Исключение у Карпова - Белявский, который работал с ним, а в конце 80 ушел к Гарри, что действительно не приветствуется в шахматах. Так что все познается в сравнении... ;)

    11.04.2017

  • V0VaN

    Рабинер показал Карпова в слишком позитивном ключе и причесал почти все карповские мысли и слова. У меня также стало меньше негатива к этому человеку с годами, но не зря его практически весь советский шахматный мир называл "гадёнышем" или как-то близко к этому...

    11.04.2017

  • Айртон)

    Лучшие в истории Фишер и Карлсен.)

    11.04.2017

  • Slim Taller

    Соглашусь,что матчи двух К лучшие в истории шахмат,самый пик.Нынешние финалы из 12 партий это не шахматы.А тай-брейки и блиц это для телевидения,но никак не для матча на первенство мира.В том и вина Илюмжинова.что классические шахматы он уничтожил.

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Монте Кристо А то, что человек работал в КГБ - это плюс или минус по твоему? Я бы сказал, что плюс. Это же не работа зав кафедры научного коммунизма, перешедшего потом в крупные бизнесмены, как у нас очень часто бывает... Там человек как работал на страну, так и работает. Или в твоем фаворе агенты ЦРУ, развалившие систему? :)

    11.04.2017

  • Упёртый русский

    Игорь и по шахматам стал спецом! Однако... Конечно, после 72-73 годов Карпов играл лучше Корчного. Он просто был более талантлив, и Виктор Львович ничего не смог с этим поделать, несмотря на весь свой фанатизм в работе. То, что в 78 году было 6-5 - подвиг Корчного, по игре должно было быть не больше 6-3. В интервью мне не понравилось, что А. Е. Вспомнил, что его Борис не пустил на какой то там турнир... Неужели такая мелочь не забылась? Агентом КГБ Толя никогда не был. Играл в 70-80 - начало 90, года до 96, очень сильно. Наряду с Каспаровым лучше всех в мире за всю историю шахмат. То, что показывают сейчас нынешние чемпионы - детский лепет по сравнению с игрой 2-х К. И в плане идейности игры, и в плане количества ошибок. Карпов, Каспаров, Фишер - лучшие игроки за всю историю игры, кто понимает шахматы, это - очевидно.

    11.04.2017

  • Pauchishe

    Да. Чуть не прослезился от умиления (особенно про смягчения в книге))))) Страшно далеки они от народа.... Ей богу, живут на шахматной доске.... Это я про Каспарова и Карпова.

    11.04.2017

  • Преднизалон

    несчастные люди живущие по большему счету запрограмированно, вся жизнь гроссмейстеров, это бесконечный анализ.Все разложено по полочкам.Ну а старость - это одиночесво (часто) и не совсем здоровая психика (не менее часто).

    11.04.2017

  • Slim Taller

    В начале 70-х Корчной играл посильнее Карпова.За Карповым стояло КГБ.Во время их матча в Багио в 78-м,в штате Карпова была целая команда психоаналитиков,экстрасенсов и прочих.Матч Анатолий Евгеньевич выиграл 6:5.Корчной был старше и на 32-ю партию его не хватило.После того матча результаты Корчного пошли вниз.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    В лучшую сторону изменился Анатолий Карпов по сравнению с периодом СССР. Поумнел. Человечней стал. Тогда к нему было невозможно и на кривой козе подъехать. Чванливый был, заносчивый. Шахматные рабы на него пахали. Хотя, конечно, талантливый. Вот из-за его чванства, рабов и того, что за его спиной во второй половине 70-х и в 80-е стояла вся мощь СССР я Карпова не уважал. Брезговал им. Уважал других. А сейчас у меня к Анатолию Евгеньевичу весьма позитивное отношение, как и в начале 70-х. Вот только членство в Единой России смущает. Партия то ЖиВ. Хотя Карпов всегда с правящими властями находил общий язык. Например, в возрасте 20 лет он стал агентом КГБ под кличкой "Рауль". В честь Капабланки, конечно. С тех пор КГБ ему во всем стал помогать. А вот отрывок письма Карпова по поводу бегства Корчного за бугор: «Решение Корчного изменить Родине меня глубоко поразило и огорчило. Для него были созданы все условия, о которых на Западе могут лишь мечтать. Утверждать обратное нечестно и непорядочно. Шаг, сделанный Корчным, ставит под угрозу всю дальнейшую творческую деятельность этого шахматиста. Разделяя возмущение советской общественности недостойным поведением Корчного, я поддерживаю решение шахматной федерации СССР о лишении его спортивных званий…». Перед матчем Карпова с Корчным в Багио в 1978 году в СССР был арестован сын Корчного и посажен в тюрьму. Вот мнение Ботвинника о Карпове. Сказанное в 1983 году в одном интервью. «Карпов сумел аккумулировать вокруг себя всю шахматную элиту страны, но сам он бесплоден, как стерилизованная самка». После данного интервью Ботвинник стал невыездным. Кстати, Карпов хотел остаться за бугром в 1978 году, если проиграет матч Корчному. Поэтому заключил тайно контракт с гонкогской фирмой на 500 тысяч долларов. Тогда это были огромные деньги. Об этом позже на суде даст показания финансовый агент Карпова, который умыкнет у Анатолия Евгеньевича часть средств, в результате гроссмейстер подаст на агента в суд. Там то все и всплывет.Что Карпов замышлял побег и даже собирался купить виллу в Калифорнии. И это только малая часть того, что я знаю о Карпове. О куче скандалов с ним связанных. Выйдет продолжение, там напишу.

    11.04.2017

  • Монте-Кристо(Мститель) .

    Вторая часть интервью Анатолия Карпова будет опубликовано на сайте "СЭ" во вторник в 18.00. ................. Баня. Через дорогу раздевалка.

    11.04.2017

  • Сергей Барнаулец

    Интересно было прочесть. Или прочитать.

    11.04.2017